Динамика формирования предпосылок фонематических представлений

После проведенных занятий у детей улучшается эмоциональный фон. Развитие эмоциональных связей поднимает общую активность, позволяет выработать устойчивые формы поведения. Совместное переживание происходящего, формирование интереса к занятиям стимулирует возникновение активной избирательности детей. Удаётся сформировать ориентировочно-поисковую и эмоциональную реакции на звучание предметов и голосов ближайшего окружения ребёнка.

У детей появляются попытки вслушиваться в речь, что свидетельствует об улучшении слухового восприятия, развиваются основы звуковых ориентировок, доступным становится выделение слов из речевого потока. Улучшается произвольное внимание. Возрастает понимание обращённой речи.

Приток положительных сенсорных ощущений - тактильных, вестибулярных, слуховых – расширяет стереотип взаимодействия с окружающим. Совершенствуются сенсомоторные компоненты чувства ритма. В большинстве реакций на предъявляемые задания отмечается адекватность. Реже проявляются элементы «полевого» поведения. Поведение детей становится более ровным, а деятельность - целенаправленной. Уменьшаются явления истощаемости.

Расширяются рамки фонематических представлений, что даёт возможность дифференцировать неречевые и речевые звуки. Улучшается подражание неречевым и речевым звукам. Происходит развитие широкого и чёткого диапазона звуков окружающей действительности как основы для формирования умственных действий по их анализу и синтезу. Речь идёт о развитии у ребёнка механизмов обработки неречевых и речевых звуков, умении различать их, ориентируясь на зрительно-слуховые, слухо-произносительные и слуховые характеристики.

К концу обучения у детей уменьшается дефицит языковой способности, развивается мышление, развивается коммуникативная компетенцию.

Общие показатели свидетельствуют о появлении позитивных изменений и высокой продуктивности коррекционной работы по формированию предпосылок фонематических представлений.

Своевременная диагностика и раннее начало коррекционно-педагогической работы с детьми с неврологической патологией поможет выработать систему эффективной помощи, осуществить ряд профилактических мероприятий и создать им оптимальные условия для вхождения в социум (об этом мы говорим в рамках повышения квалификации специалистов дефектологического профиля, которые проводятся на кафедре специального образования РУДН).

Интегративная работа специалистов, использование разнообразных методов, соответствующих целям занятия, специальные игровые приёмы – всё это слагаемые успеха в становлении фонематического восприятия у детей с неврологической патологией.

Литература

1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии ).- М.:Педагогика,1977.

2. Бойков Д., Бойкова С. Как развить навыки общения у ребёнка: Методические рекомендации по развитию у детей познавательно-личностного отношения в общении и психологическая диагностика уровня сформированности коммуникативных качеств личности. - Спб.: Лен. обл. ин-т усов. учит., 1995.

3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки овладения языком / Книга для логопеда. - М.: Просвещение, 1987.

4. Власова Т.М., Пфафенродт А,н, Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 1996.

5. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком. - М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.

6. Кириллова Е.В. Работа логопеда по развитию фонетико-фонематического восприятия у дошкольников 3-4 лет с ДЦП / Развитие и коррекция. Выпуск 2.-М.: Образовательный научно-методический центр «Развитие и коррекция», 1998.

7. Кириллова Е.В. Проблемы коммуникации по данным англоязычной литературы (к вопросу о семантическом значении слова) / Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их предупреждение // Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М-Воронеж, изд-во МПСИ, 2004.

8. Кириллова Е.В. Начальные этапы коррекционной работы с безречевыми детьми / Логопедия // Научно-методический журнал. - №3 (9), 2005.

9. Кириллова Е.В. Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой / Практическая психология и логопедия // Научно-методический журнал. - №2 (19), 2006.

10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В, Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития,1996.

11. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы / Пер. с англ. - М.:Просвещение,1991.

12. Садовникова Л.Г. Ваш ребёнок начинает говорить. - Спб.: ТОО «Тригон»,1996.

13. Худенко Е.Д., Кириллова Е.В. Система поэтапного формирования и коррекции фонетико-фонематического восприятия у детей с проблемами в развитии / Развитие и коррекция. Выпуск 6.-М.: Образовательный научно-методический центр «Развитие и коррекция», 1999.

14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.

15. Cooke J. Early sensory skills.-Winslow. Telford Road.Bicester. Oxon OXG OTS..VK.: 1996.

16. Naremore R.C., Hopper R. Children Learning Language / A practical introduction to communication development.-Singular Publishing Group, Inc. - San Diego - London 1990.

Наши рекомендации