Уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности)
Отдельная, конкретная деятельность выделяется из системы деятельностей по критерию мотива. А.Н. Леонтьев считает, что мотив - предмет, направляющий деятельность. Мотив - это то, что «движет» деятельность, то, ради чего эта деятельность осуществляется. А.Н.Леонтьев считал это определение довольно широким и не уточняющим природу (сущность) «двигателя», тем более что побуждать к деятельности могут и другие образования, не являющиеся в строгом смысле слова мотивами. Он предложил более узкое определение мотива. Мотив – это предмет потребности.
Потребность - исходная форма активности живых организмов. Первоначально потребность не представлена субъекту, не «расшифрована» для него (виртуальная потребность). Субъект может испытывать состояние напряжения, неудовлетворённости, но не знать, чем это состояние вызвано. Потребностное состояние в этот период выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. Состояние не опредмеченной потребности на психическом уровне отражается с помощью работы интерорецепции (рецепторов, располагающихся во внутренних органах, которые сигнализируют о состоянии внутренней среды организма). Сигналы от интерорецепторов стимулируют структуры экстерорецепторов, и тогда субъект начинает искать предметы, для удовлетворения потребности.
В ходе поисковой деятельности происходит встреча потребности с ее предметом. Процесс "узнавания" потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности. В акте опредмечивания порождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. Актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется. Она становится уже другой, актуальной потребностью, потребностью именно в данном предмете.
Существуют потребности, предметы которых не даны во вне. Они могут существовать как идеал, к которому человек стремится, и достижение которого относится к весьма отдаленному будущему.
Другими словами, мотив как предмет потребности не следует понимать слишком упрощенно: мотивом могут выступать воображаемые предметы, «идеально» побуждающие к деятельности в определенном направлении. Часто именно воображаемый предмет побуждает человека к деятельности сильнее, чем реальный предмет.
Немотивированная деятельность по сути - это деятельность со скрытым мотивом.
Особенная деятельность или особенный вид деятельности – это совокупность действий, которые вызываются ведущим мотивом. Деятельность всегда релевантна мотиву |
По своей роли не все мотивы, "сходящиеся" на одну деятельность, равнозначны. Один из них главный, другие - второстепенные. Главный мотив называется ведущим мотивом, второстепенные - мотивами-стимулами: они не столько "запускают", сколько дополнительно стимулируют данную деятельность. Мотивы порождают действия, т. е. приводят к образованию целей, а цели всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. Поэтому все мотивы делятся на два больших класса: к первому относятся осознаваемые мотивы, ко второму - неосознаваемые. Примерами мотивов первого класса могут служить жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей.
В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. |
Когда деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, когда неуспешно - отрицательные эмоции. Еще одной формой проявления мотивов в сознании являются личностные смыслы.
Личностный смысл - это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. |
Смыслообразующую функцию выполняет только ведущий мотив. Второстепенные мотивы, мотивы-стимулы, которые играют роль дополнительных побудителей, порождают только эмоции, но не смыслы. Мотивы человека образуют иерархическую систему.
Если сравнить мотивационную сферу человека со зданием, то "здание" это у разных людей будет иметь разную форму. В одних случаях оно будет подобно пирамиде с одной вершиной - одним ведущим мотивом, в других случаях вершин (т. е. смыслообразующих мотивов) может быть несколько. Все здание может покоиться на небольшом основании - узко-эгоистическом мотиве - или опираться на широкий фундамент общественно значимых мотивов, которые включают в круг жизнедеятельности человека судьбы многих людей и событий. Здание это может быть высоким и низким, в зависимости от силы ведущего мотива и т. д. Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов. |
Ученик готовится к экзамену. Сначала он читает книгу, потому что перед ним цель - сдать экзамен. Книга не нравиться ученику, но он ее внимательно читает. Данное действие не имеет внутренней мотивации. Если этому ученику сказать, что экзамен отменяется, он сразу же перестанет читать. Но если по ходу чтения и подготовки ответов у ученика возник интерес к данному предмету, новость об отмене экзамена не остановит его. В этом случае произойдет сдвиг мотива на цель: то, что изначально не являлось привлекательным и было необходимо в силу других обстоятельств, теперь приобретает собственную значимость, то есть становится самоценным для человека. Изначальный мотив сдачи экзамена сдвигается в этом случае на процесс изучения материала. |
Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Если воспользоваться метафорой, то можно сказать, что сначала предмет «отражает свет» (положительные эмоции) от других мотивов, а с какого-то момента начинает «светиться» сам, т. е. сам становится мотивом. Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти при накоплении положительных эмоций.
Деятельность, побуждаемая мотивом, реализуется в форме действий, направленных на достижение определенной цели. Цель определяется как желаемый результат деятельности, сознательно планируемый человеком, т.е. мотив — это то, ради чего производится некая деятельность, цель — то, что планируется сделать в этой связи для реализации мотива. Действие и деятельность не связаны между собой как «часть» и «целое» — одна и та же активность субъекта может быть рассмотрена и как деятельность (если речь идет о мотивах этой активности), и как действие (если речь идет о планах субъекта, которые он сознательно создает для реализации своего мотива). Как правило, в человеческой деятельности мотив и цель не совпадают между собой.
Задание для самопроверки: Абитуриенты подают заявление на поступление в институт. Какова их цель и каковы мотивы?
Ответ: Цель- стать студентами. Мотивы могут быть разными: один с детства интересуется избранной профессией, другой идет в вуз потому, что туда поступил его друг, третьего заставили родители, и он не желает ссориться с ними. Цель одинакова, различен ее смысл, определяемый стоящими за ней мотивами.
Уровень действий
Действие как процесс достижения цели выступает как единица анализа деятельности, оно имеет статус самостоятельного объективного образования и может входить в разные деятельности, когда предмет потребности достигается через промежуточный результат. Действие одновременно входит в две – три деятельности. Включаясь в различные деятельности, действие, не меняя своего содержания и объективного значения, приобретает новый смысл. При вхождении в две или три деятельности действие также может иметь два или три смысла.
В бархатный сезон научный работник отправляется на конференцию в Сочи. Поездка на Черное море есть действие основной деятельности – научно-исследовательской, но это действие включено в деятельность неформального общения с коллегами, а также в рекреационную деятельность |
В смысловом анализе деятельности по внешней физической активности нельзя определить, что для человека является деятельностью, а что действием. Необходим специальный анализ для выявления того, с чем соотносится активность с мотивом или с целью.
Задание для самопроверки
В.А.Иванников, представляя обзор подходов к анализу деятельности, приводит следующий пример. В школе во втором классе обучаются отличница Лена и двоечник-троечник Петя. Оба учащихся ходят в школу, готовят дома уроки, отчитываются за учебу в школе. Но тестирование и наблюдение могут подтвердить наличие у Лены учебной и познавательной мотивации и отсутствие их у Пети. Мотив учебы Пети – избегать наказаний за плохую учебу. При технологическом анализе такая учебная по содержанию активность Лены и Пети есть учебная деятельность. Но по теории А.Н.Леонтьева их активность будет рассматриваться иначе. Как?
Ответ: Согласно теории А.Н.Леонтьева - У Лены два мотива: познавательный и социальный – быть отличницей, поэтому учебу Лены можно считать особенной деятельностью. Для Пети учеба является действием в его деятельности - избегания наказания.
Цель – сознательный образ желаемого результата, того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель удерживается в сознании до тех пор, пока осуществляется действие.
В жизни человека, конечно, встречается и бесцельная активность (бесцельное хождение по улицам), однако она скорее артефакт его жизнедеятельности, чем типичное ее проявление.
Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Однако акт сознания обязательно «раскрывается» в действии. |
Действие - это одновременно акт поведения, так как проявляется во внешней активности. |
Действие утверждает принцип активности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, где помещается исходная точка анализа: во внешней среде или внутри организма (субъект). |
Действия "выводят" деятельность человека в предметный и социальный мир. "Представляемый результат" (цель) действия может быть любым, а не только и даже не столько биологическим, как, например, получение пищи, избегание опасности и т. д. Это может быть производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и др. |
Действие тесно связано с целью: цель - действие (Ц-Д). Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие. |
Цели человека разнообразны. Крупные цели, распадаются на более мелкие, частные цели, те, в свою очередь, могут дробиться на еще более частные цели и т. д. Точно также достаточно крупное действие представляет собой последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные "этажи" иерархической системы действий. Это можно продемонстрировать на любом примере.
Чтобы осуществить действие (1 порядка), нужно совершить ряд частных действий (2 порядка): например – испечь пирог. Отправиться в магазин, приобрести необходимые продукты, замесить тесто, раскатать, приготовить начинку и пр. Но для этого придется выполнить ряд еще более мелких действий (III порядка): взять кочан капусты, взять нож, нашинковать капусту и пр. |
В сложных составных действиях конкретный набор и последовательность частных действий диктуются логикой социальной и предметной среды. Опыт относительно состава и последовательности действий передается в ходе обучения в форме правил, советов, инструкций, программ.
Уровень деятельностей отделяется от уровня действий. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий. Одно и то же действие может побуждаться разными мотивами.
Проверочное задание:
Какие мотивы могут быть реализованы при изготовлении изгороди, ограждающей участок земли?
Ответ: загон для животных, защита от животных и т.п.
Уровень операций
Операцией называется способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется "техникой", ловкостью, сноровкой, относится к уровню операций. Он отвечает на вопрос – как, каким образом осуществляется действие.
Операция отвечает условиям, в которых дана цель. Под «условиями» подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта. |
Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей. Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать и действия, и операции, реализующие их. О действии, абстрагированном от операций можно говорить только на этапе планирования.
Операциимало осознаются или совсем не осознаются. |
Уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками. Характеристики последних есть одновременно и характеристики операций. |
Операции бывают двух родов: Операции первого рода возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие возникают из действий путем их автоматизации. Они практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания. Они как бы подстораживаются сознанием и легко могут стать актуально сознаваемыми. |
Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя "подстилающих" их операций. Граница между действиями и операциями не фиксирована и подвижна. Движение этой границы вверх означает превращение некоторых действий (в основном наиболее элементарных) в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности.
Движение границы вниз означает превращение операций в действия, или, что то же самое, дробление деятельности на более мелкие единицы. Наиболее точный психологический признак, различающий действия и операции – осознаваемость – неосознаваемость. Однако он может быть использован не всегда. Он перестает работать в пограничной зоне, вблизи границы, которая разделяет слой действий и операций. Чем дальше от этой границы, тем достовернее данные самонаблюдения: относительно представленности (или непредставленности) в сознании очень крупных или очень мелких актов субъект обычно не сомневается. Но в пограничной зоне становится существенной ситуативная динамика деятельностного процесса. И здесь попытка определить осознаваемость какого-либо акта может привести к его осознаванию, т. е. нарушить естественную структуру деятельности. Единственный путь - это использование объективных индикаторов, т. е. поведенческих и физиологических признаков, деятельного уровня текущего процесса.
Уровень психофизиологических функций.
Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов - способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Граница между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями достаточно условна. Психофизиологические функции выделяются в самостоятельный уровень по причине их «организмического» характера. Они достаются субъекту деятельности природы; он ничего не должен «делать», чтобы их иметь, он находит их в себе готовыми к использованию. Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности.