Теория исторического развития психических функций человека входе общественно-исторической дифференциации различных видов деятельностей

В работах А. Н. Леонтьева теоретически развивается те­зис об общественно-исторических (культурно-историче­ских) закономерностях формирования и развития психиче­ских функций человека. Содержательная конкретизация этого тезиса представляет разработку социально-психоло­гической теории исторического развития психических функций человека по мере дифференциации исходной со­вместной деятельности, направленной на удовлетворение естественных потребностей во множестве производных ти­пов и видов человеческих действий с их последующим вы­делением в самостоятельные типы деятельностей.

/. Чем характеризуется развитие человеческой деятельно­сти в процессе исторического развития человеческого обще­ства?

Деятельность — это процесс, который развивается в ходе исторического развития человечества и в котором осуществ­ляется жизнь каждого нового поколения людей.

• Общественно-исторический опыт исходно порождается в
процессах развития человеческих действий и деятельно-

стей и фиксируется в форме объективных значений в про­дуктах материальной человеческой культуры, в орудийных и знаково-символических средствах.

• В процессах усложнения действий и деятельностей у каж­
дого поколения людей совершенствуется система значе­
ний, частичное присвоение которых каждым человеком
образует индивидуальный психический образ мира.

• Психический образ мира вторично выступает ориентиро­
вочной основой для организации все более эффективных
действий и деятельностей.

2. Чем характеризуются исторически первичные формы
человеческой деятельности?

Исторически первична совместная практическая деяте­льность, где имеется общий мотив для всех участников дея­тельности и общие цели действий.

• Общение между субъектами исходно служит непосредст­
венному ситуативному планированию, организации и
управлению совместной деятельностью и распределению
отдельных действий между членами сообщества. Исходно
практическая сторона деятельности и общение составляют
единый процесс и являются слитыми.

• Позднее от деятельности отделяется собственно коммуни­
кативная сторона по мере совершенствования и диффе­
ренциации жестовых и речевых средств общения.

3. Какие психологические основания лежат в основе обще­
ственного разделения труда?

Специализация субъектов в выполнении отдельных дей­ствий ведет к разделению труда и дифференциации все но­вых видов человеческой деятельности.

• Любое действие включает: а) этап ориентировки и плани­
рования; б) этап исполнения и реализации; в) этап контро­
ля и коррекции (рефлексия).

• По мере технологического усложнения и фиксирования в
языковых и знаково-символических средствах способов
организации и выполнения действий отдельные операции





в их составе осознаются и преобразуются в новые самосто­ятельные действия.

• Субъекты начинают специализироваться в выполнении
различных операций и действий при реализации совмест­
ных видов деятельностей: а) операций и действий предва­
рительной ориентировки и организации совместной дея­
тельности; б) исполнительных операций и действий, реа­
лизующих деятельность и обеспечивающих получение
конкретного продукта; в) действий контроля, оценки, рас­
пределения полученных продуктов.

• По механизму сдвига мотива на цель формируются произ­
водные виды деятельности — деятельности планирования,
организации, исполнения, контроля.

4. Как формируются умственные действия и умственные
формы человеческих деятельностей?

Компоненты общественной деятельности, связанные с планированием, организацией и контролем, оказываются отделенными во времени и пространстве от деятельности практической, исполнительной. Формируется труд умствен­ный.

• Появляется необходимость и возникают условия для того,
чтобы речь выделилась из межсубъектного общения и при­
обрела новые функции — организации индивидуальной
умственной деятельности.

• Новые функции речи делают необязательной ее внешнюю
развернутую форму.

• Речевые действия приобретают характер внутренних
средств для организации умственных действий над значе­
ниями (представлениями и понятиями) — формируется
индивидуальный внутренний план умственной деятельно­
сти.

• Субъект становится носителем индивидуального сознания.

5. К каким последствиям в формировании и развитии чело­
веческих типов деятельности ведет отделение ориентацион-
но-планирующих компонентов от исполнительных, с одной




стороны, и умственных индивидуальных форм организации и реализации действий от исходно внешних совместных дейст­вий, с другой стороны?

Внутренние опосредствованные речью действия и опера­ции предварительной ориентировки и планирования прак­тических видов деятельности преобразуются в познаватель­но-исследовательскую деятельность (механизм сдвига моти­ва на цель).

Коммуникативно-организационные аспекты речевого общения преобразуются в ряд специализированных видов профессиональной деятельности, заключающихся в речевом воздействии на других людей: учебную, идеологическую, по­литическую.

Наши рекомендации