Лекция 9. Категория «Деятельность».
Лекция 9. Категория «Деятельность».
Проблемы деятельности в психологии. Технологический анализ. Смысловой анализ. Классификация деятельности. Смысловой анализ деятельности по А.Н.Леонтьеву: уровень особенных деятельностей; уровень действий; уровень операций; уровень психофизиологических функций. Внешняя и внутренняя деятельность.
Методические рекомендации к изучению темы.
Деятельность считается понятием сравнимым по объему с понятиями сознание и личность. Формируясь в философии, физиологии, социологии, психологии, в результате перекрестных заимствований это понятие приобрело четыре взаимосвязанных значения: «поведение», «активность», «работа», «труд».
Активность проявляется в инициативных действиях, акциях в противоположность реактивности (отраженных действиях, реакциях на стимул). Поведение – взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью. Деятельность · осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде; · специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека (М.В.Гамезо, И.А.Домашенко); · динамическая, саморазвивающаяся иерархическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности (А.Г.Асмолов) Трудовая деятельность направлена на производство материальных и духовных благ. Нетрудовая деятельность направлена на присвоение и потребление благ и проявляется в игровых, учебных, бытовых, военных и противоправных формах. Работа – деятельность, предписанная социальной ролью личности, регламентированная ее положением в структуре совместной деятельности. |
Основные положения психологической теории деятельности сформулированы в работах советских психологов: Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и многих других. Общий философский тезис К.Маркса «не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание» - нашел в теории деятельности конкретно-психологическую разработку.
В отечественной психологии сложилось два типа анализа категории деятельности:
1) Технологический анализ рассматривает условия и алгоритмы достижения заданного конечного результата активности.
2) Смысловой анализ деятельности направлен на выявление и описание активности, которая переживается субъектом как часть его жизни, отвечающая его жизненным интересам. Иерархия понятий, связанных с категорией «деятельность» представлена на рисунке.
Взаимодействие (объектов реальности) |
Движение – способ существования материи (энергетические и информационные аспекты) |
Пространство и время как формы существования материи |
Активность |
Реактивность |
Жизнедеятельность (активность живых организмов) |
Активность неживых самоорганизующихся систем (термодинамический аспект) |
Деятельность (целесообразная и целеустремленная жизнедеятельность высших животных и человека) |
Жизнедеятельность целесообразная, но не целеустремленная низших организмов (от вирусов до высших животных включительно) |
Деятельность человеческая (осознанная и сознательная) |
Деятельность животных (бессознательная, инстинктивная) |
Совместная человеческая деятельность |
Общение межличностное и межгрупповое |
Индивидуальная человеческая деятельность |
Общение внутриличностное (аутообщение) |
Рисунок Иерархия понятий, связанных с категорией деятельность (Г.В.Суходольский)
Деятельность – это активный процесс взаимодействия с миром. В психологии разработаны следующие концепции:
· психолого-биологическая концепция (Ж.Пиаже);
· общепсихологическая концепция (С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев);
· праксеологическая концепция ( Т.Котабринский, Я.Рейковский, Т.Томашевский);
· профессиографическая концепция (К.К.Платонов, ДА.Ошанин, Е.А.Климов);
· психолого-педагогическая концепция (П.Я.Гальперин, Н.В.Кузьмина, В.Д.Шадриков);
· инженерно-психологическая концепция (Б.Ф.Ломов, Н.Ф. Рубахин, А.А.Крылов);
· социотехническая концепция (В.Я.Дубровский, Г.П.Щедровицкий, Э.Г. Юдина).
Внимательно прочтите материал лекции, ответьте на вопросы самопроверки. Для закрепления материала, внимательно просмотрите презентацию. Выучите основные определения из глоссария.
Уровень действий
Действие как процесс достижения цели выступает как единица анализа деятельности, оно имеет статус самостоятельного объективного образования и может входить в разные деятельности, когда предмет потребности достигается через промежуточный результат. Действие одновременно входит в две – три деятельности. Включаясь в различные деятельности, действие, не меняя своего содержания и объективного значения, приобретает новый смысл. При вхождении в две или три деятельности действие также может иметь два или три смысла.
В бархатный сезон научный работник отправляется на конференцию в Сочи. Поездка на Черное море есть действие основной деятельности – научно-исследовательской, но это действие включено в деятельность неформального общения с коллегами, а также в рекреационную деятельность |
В смысловом анализе деятельности по внешней физической активности нельзя определить, что для человека является деятельностью, а что действием. Необходим специальный анализ для выявления того, с чем соотносится активность с мотивом или с целью.
Задание для самопроверки
В.А.Иванников, представляя обзор подходов к анализу деятельности, приводит следующий пример. В школе во втором классе обучаются отличница Лена и двоечник-троечник Петя. Оба учащихся ходят в школу, готовят дома уроки, отчитываются за учебу в школе. Но тестирование и наблюдение могут подтвердить наличие у Лены учебной и познавательной мотивации и отсутствие их у Пети. Мотив учебы Пети – избегать наказаний за плохую учебу. При технологическом анализе такая учебная по содержанию активность Лены и Пети есть учебная деятельность. Но по теории А.Н.Леонтьева их активность будет рассматриваться иначе. Как?
Ответ: Согласно теории А.Н.Леонтьева - У Лены два мотива: познавательный и социальный – быть отличницей, поэтому учебу Лены можно считать особенной деятельностью. Для Пети учеба является действием в его деятельности - избегания наказания.
Цель – сознательный образ желаемого результата, того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель удерживается в сознании до тех пор, пока осуществляется действие.
В жизни человека, конечно, встречается и бесцельная активность (бесцельное хождение по улицам), однако она скорее артефакт его жизнедеятельности, чем типичное ее проявление.
Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Однако акт сознания обязательно «раскрывается» в действии. |
Действие - это одновременно акт поведения, так как проявляется во внешней активности. |
Действие утверждает принцип активности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, где помещается исходная точка анализа: во внешней среде или внутри организма (субъект). |
Действия "выводят" деятельность человека в предметный и социальный мир. "Представляемый результат" (цель) действия может быть любым, а не только и даже не столько биологическим, как, например, получение пищи, избегание опасности и т. д. Это может быть производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и др. |
Действие тесно связано с целью: цель - действие (Ц-Д). Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие. |
Цели человека разнообразны. Крупные цели, распадаются на более мелкие, частные цели, те, в свою очередь, могут дробиться на еще более частные цели и т. д. Точно также достаточно крупное действие представляет собой последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные "этажи" иерархической системы действий. Это можно продемонстрировать на любом примере.
Чтобы осуществить действие (1 порядка), нужно совершить ряд частных действий (2 порядка): например – испечь пирог. Отправиться в магазин, приобрести необходимые продукты, замесить тесто, раскатать, приготовить начинку и пр. Но для этого придется выполнить ряд еще более мелких действий (III порядка): взять кочан капусты, взять нож, нашинковать капусту и пр. |
В сложных составных действиях конкретный набор и последовательность частных действий диктуются логикой социальной и предметной среды. Опыт относительно состава и последовательности действий передается в ходе обучения в форме правил, советов, инструкций, программ.
Уровень деятельностей отделяется от уровня действий. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий. Одно и то же действие может побуждаться разными мотивами.
Проверочное задание:
Какие мотивы могут быть реализованы при изготовлении изгороди, ограждающей участок земли?
Ответ: загон для животных, защита от животных и т.п.
Уровень операций
Операцией называется способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется "техникой", ловкостью, сноровкой, относится к уровню операций. Он отвечает на вопрос – как, каким образом осуществляется действие.
Операция отвечает условиям, в которых дана цель. Под «условиями» подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта. |
Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей. Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать и действия, и операции, реализующие их. О действии, абстрагированном от операций можно говорить только на этапе планирования.
Операциимало осознаются или совсем не осознаются. |
Уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками. Характеристики последних есть одновременно и характеристики операций. |
Операции бывают двух родов: Операции первого рода возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие возникают из действий путем их автоматизации. Они практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания. Они как бы подстораживаются сознанием и легко могут стать актуально сознаваемыми. |
Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя "подстилающих" их операций. Граница между действиями и операциями не фиксирована и подвижна. Движение этой границы вверх означает превращение некоторых действий (в основном наиболее элементарных) в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности.
Движение границы вниз означает превращение операций в действия, или, что то же самое, дробление деятельности на более мелкие единицы. Наиболее точный психологический признак, различающий действия и операции – осознаваемость – неосознаваемость. Однако он может быть использован не всегда. Он перестает работать в пограничной зоне, вблизи границы, которая разделяет слой действий и операций. Чем дальше от этой границы, тем достовернее данные самонаблюдения: относительно представленности (или непредставленности) в сознании очень крупных или очень мелких актов субъект обычно не сомневается. Но в пограничной зоне становится существенной ситуативная динамика деятельностного процесса. И здесь попытка определить осознаваемость какого-либо акта может привести к его осознаванию, т. е. нарушить естественную структуру деятельности. Единственный путь - это использование объективных индикаторов, т. е. поведенческих и физиологических признаков, деятельного уровня текущего процесса.
Уровень психофизиологических функций.
Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов - способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Граница между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями достаточно условна. Психофизиологические функции выделяются в самостоятельный уровень по причине их «организмического» характера. Они достаются субъекту деятельности природы; он ничего не должен «делать», чтобы их иметь, он находит их в себе готовыми к использованию. Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности.
Вопросы для самопроверки
Верны ли высказывания?
Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта:
а) высказывание верно
б) высказывание неверно
Ответ: а) высказывание верно это получило название "размыкание" круга сознания
Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции.
а) высказывание верно
б) высказывание неверно
Ответ: б) высказывание неверно, поведение может регулироваться бессознательным
Деятельность - это активный, целенаправленный, процесс
а) высказывание верно
б) высказывание неверно
Ответ: а) высказывание верно - принцип активности
Действия человека предметны; они реализуют социальные - производственные и культурные - цели
а) высказывание верно
б) высказывание неверно
Ответ: а) высказывание верно - принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности.
В одной из работ А.Н.Леонтьева читаем: «...что же специфическое характеризует отдельные деятельности, что входит ...в их конкретную характеристику, чем отличаются они от других и что позволяет ...выделить эти различные деятельности, ...дать им психологическую характеристику и т.д.? Что это?
а) мотив
б) действия
в) операции
г) психофизиологические функции
Ответ: а)- мотив
Глоссарий:
1. А. Н. Леонтьев: «Мы называем деятельностью не всякий процесс. Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые, осущеcтвляя то или иное отношение человека к миру, отвечают собой, соответствующей им потребности». «Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие».
2. С. Л. Рубинштейн: «…деятельность человека в целом – это прежде всего воздействие, изменение действительности; … это не только воздействие, изменение мира и порождение тех или иных объектов, но и общественный акт или отношение в специфическом смысле этого слова. Поэтому деятельность – это не внешнее делание, а позиция по отношению к людям, обществу, которую человек всем своим существом, в деятельности проявляющимся и формирующимся, утверждает».
3. В. Д. Шадриков: «…деятельность– как форма активного отношения к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта».
Презентация
По субъекту деятельности
Деятельность животных (инстинктивная) |
Человеческая деятельность (сознательная) |
Формы деятельности
Виды деятельности
Лекция 9. Категория «Деятельность».
Проблемы деятельности в психологии. Технологический анализ. Смысловой анализ. Классификация деятельности. Смысловой анализ деятельности по А.Н.Леонтьеву: уровень особенных деятельностей; уровень действий; уровень операций; уровень психофизиологических функций. Внешняя и внутренняя деятельность.
Методические рекомендации к изучению темы.
Деятельность считается понятием сравнимым по объему с понятиями сознание и личность. Формируясь в философии, физиологии, социологии, психологии, в результате перекрестных заимствований это понятие приобрело четыре взаимосвязанных значения: «поведение», «активность», «работа», «труд».
Активность проявляется в инициативных действиях, акциях в противоположность реактивности (отраженных действиях, реакциях на стимул). Поведение – взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью. Деятельность · осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде; · специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека (М.В.Гамезо, И.А.Домашенко); · динамическая, саморазвивающаяся иерархическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности (А.Г.Асмолов) Трудовая деятельность направлена на производство материальных и духовных благ. Нетрудовая деятельность направлена на присвоение и потребление благ и проявляется в игровых, учебных, бытовых, военных и противоправных формах. Работа – деятельность, предписанная социальной ролью личности, регламентированная ее положением в структуре совместной деятельности. |
Основные положения психологической теории деятельности сформулированы в работах советских психологов: Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и многих других. Общий философский тезис К.Маркса «не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание» - нашел в теории деятельности конкретно-психологическую разработку.
В отечественной психологии сложилось два типа анализа категории деятельности:
1) Технологический анализ рассматривает условия и алгоритмы достижения заданного конечного результата активности.
2) Смысловой анализ деятельности направлен на выявление и описание активности, которая переживается субъектом как часть его жизни, отвечающая его жизненным интересам. Иерархия понятий, связанных с категорией «деятельность» представлена на рисунке.
Взаимодействие (объектов реальности) |
Движение – способ существования материи (энергетические и информационные аспекты) |
Пространство и время как формы существования материи |
Активность |
Реактивность |
Жизнедеятельность (активность живых организмов) |
Активность неживых самоорганизующихся систем (термодинамический аспект) |
Деятельность (целесообразная и целеустремленная жизнедеятельность высших животных и человека) |
Жизнедеятельность целесообразная, но не целеустремленная низших организмов (от вирусов до высших животных включительно) |
Деятельность человеческая (осознанная и сознательная) |
Деятельность животных (бессознательная, инстинктивная) |
Совместная человеческая деятельность |
Общение межличностное и межгрупповое |
Индивидуальная человеческая деятельность |
Общение внутриличностное (аутообщение) |
Рисунок Иерархия понятий, связанных с категорией деятельность (Г.В.Суходольский)
Деятельность – это активный процесс взаимодействия с миром. В психологии разработаны следующие концепции:
· психолого-биологическая концепция (Ж.Пиаже);
· общепсихологическая концепция (С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев);
· праксеологическая концепция ( Т.Котабринский, Я.Рейковский, Т.Томашевский);
· профессиографическая концепция (К.К.Платонов, ДА.Ошанин, Е.А.Климов);
· психолого-педагогическая концепция (П.Я.Гальперин, Н.В.Кузьмина, В.Д.Шадриков);
· инженерно-психологическая концепция (Б.Ф.Ломов, Н.Ф. Рубахин, А.А.Крылов);
· социотехническая концепция (В.Я.Дубровский, Г.П.Щедровицкий, Э.Г. Юдина).
Внимательно прочтите материал лекции, ответьте на вопросы самопроверки. Для закрепления материала, внимательно просмотрите презентацию. Выучите основные определения из глоссария.