Натурфилософия Возрождения. Изменение картины мира в эпоху Ренессанса.
Натурфилософия стала одним из важнейших разделов философии, получивших развитие в эпоху Возрождения. В экзаменационном ответе вы должны будете показать основные характерные черты натурфилософии Ренессанса, рассказать о воззрениях виднейших её представителей, показать то новое, что отличает ренессансные представления о природе от воззрений предшествующей эпохи. С самого начала рекомендуется показать особенности натурфилософского постижения природы в его отличии от естественнонаучного. Объектом естественных наук является не вся природа, а лишь её частные проявления, тогда как натурфилософия постигает природу как единство и создаёт её целостный образ. Методическое отличие натурфилософии от естественных наук заключается в том, что учёные исходят в своих выводах из чувственного постижения природы, получаемых путём наблюдений (а позже и экспериментов), тогда как натурфилософы используют умозрительное, спекулятивное изучение природы, исходящее из определённых мировоззренческих предпосылок. Для эпохи Возрождения характерно явное преобладание натурфилософского подхода, однако существовали и учёные, делавшие ставку на практическое познание (Николо Тарталья, Джироламо Кардано).
Понимание природы в эпоху Возрождения уже существенно отличалось от средневекового. В средние века самостоятельного существования природы не признавалось, бытие природы определялось актом божественного творения. Также не могло возникнуть представления о вечных и неизменных законах природы, поскольку Бог в любой момент мог изменить их. В средние века считалось, что природу стоит постигать в первую очередь для большего уяснения мощи и величия творца. Правда, не исключалась и практическая польза от изучения природы, но дисциплины, стремившиеся к этому, находились за рамками схоластической учёности и не считались благородными науками. В эпоху Возрождения изучение природы стало занимать всё большее место в круге интересов учёных и философов. В природе теперь стали видеть самостоятельную сущность, субстанцию, из которой произошло всё существующее. В определённой степени этому процессу способствовал распространённый в эпоху Ренессанса пантеизм, утверждавший тождественность Бога и природы. Это содействовало повышению статуса природы в системе мировоззрения. Природа наделялась теми чертами, которые прежде приписывались только Богу (вечностью, беспредельной творящей силой и пр.).
Следует также помнить, что знания о природе были существенно расширены за счёт успехов конкретных наук, а также в ходе открытия новых земель (эпоха великих географических открытий). Однако образ природы в эпоху Возрождения был ещё далёк от преобладающего в Новое время. В частности, природа многими ренессансными мыслителями рассматривалась как совокупность скрытых таинственных сил, которые необходимо познать и поставить на службу человеку. Тот, кто сможет овладеть этими силами, станет могущественным хозяином мира. Изучение скрытых сил природы считалось возможным путём магии, герметической мудрости, алхимии. Не случайно эпоха Возрождения характеризуется развитием этих паранаучных дисциплин, к которым тогда относились чрезвычайно почтительно. Также при ответе на вопрос вы должны сосредоточиться на произошедшее в эпоху Возрождения изменение представлений о структуре мироздания. Вы должны вспомнить, что в целом средневековая картина мира базировалась на представлениях, заимствованных от античности. Средневековье возвело в догму воззрения античных философов о шарообразности и ограниченности космоса, а также геоцентризм, нашедший обоснование в трудах Аристотеля и Клавдия Птолемея. Земля, согласно геоцентристскому учению, находилась в центре мира, а вокруг неё вращались все небесные тела, в том числе и Солнце. Геоцентризм соответствовал обыденному уровню представлений о мире, поскольку люди каждый день наблюдают, как Солнце движется по небесному своду. Однако во избежание некоторых трудностей и противоречий сторонники системы Птолемея были вынуждены всё время усложнять своё учение, что делало его всё более громоздким и неудобным. Античный и средневековый космос был анизотропен (не подразумевал равенства направлений в пространстве), а также не предполагал бесконечности мироздания. Бесконечным мог быть только отделённый от мироздания Бог.
В эпоху Возрождения в трудах Николая Кузанского, Николая Коперника и Джордано Бруно происходит пересмотр подобных представлений. Кстати, это является иллюстрацией того, что мыслители Возрождения при всех декларациях о восстановлении античности на самом деле отбрасывали и те античные воззрения, которые не согласовывались с новым уровнем познания мира. На смену антично-средневековому космосу пришел бесконечный изотропный космос, в котором даже Солнце играло роль лишь центра нашей планетной системы, одной из многих в мироздании, а не центра мира, которого вообще не предусматривалось. Также стоит отметить, что в эпоху Возрождения происходит переоценка понятия «бесконечность». В античности всё бесконечное считалось несовершенным в силу своей неоформленности, эстетической непривлекательности по сравнению с конечным, оформленным. Поэтому и космос как верховный абсолют представал именно ограниченным. В средневековье бесконечность была реабилитирована, но она могла приписываться только всесовершенному Богу, мир же считался, как и всё тварное, ограниченным, что говорило о его ущербности. В эпоху Возрождения бесконечность стала приписываться и обожествленному пантеистическими воззрениями мирозданию, что содействовало формированию представлениям нового времени о бескрайней бездне космоса.
Также при ответе на вопрос необходимо дать характеристику натурфилософских воззрений Возрождения как органицистских. Мир для философов Возрождения представал в качестве гигантского одушевлённого целого, содержащего в себе все формы, а также начала жизни и разума. Мир, таким образом, уподоблялся биологическому (а часто и человеческому) организму и ему приписывались свойства, характерные для такового.[1] Достаточно частыми в исследуемую эпоху были аналогии между миром и живыми существами. Идея тождества макрокосма (мира) и микрокосма (живого существа) пронизывает не только философские, но, например, биологические и медицинские представления мыслителей той эпохи. Органицизм был тесно связан с гилозоизмом как учением об одушевлённости всего мироздания, которое выражалось в частности в признании разлитой по всему универсуму мировой души. Подобные воззрения характерны для Марсилио Фичино и Джордано Бруно.
Стоит сосредоточить внимание на роли пантеистических воззрений в формировании образа природы в эпоху Ренессанса. Следует отметить, что пантеизм в корне противоречил принятым в христианской догматике представлениям об изначальной разделённости Бога и мира, их трансцендентности друг другу. Пантеизм подразумевает вывод об имманентности Бога и мира, и их совпадении, что католической церковью объявлялось ересью. Также пантеизм вёл к деперсонификации образа Бога, Бог из супранатуральной личности, своей волей творящей мир, превращался в безличное природное начало, создающее мир в силу необходимости. О том значении, которое имела пантеистическая установка для изменения отношения к природе, мы в основном сказали выше. Для иллюстрации пантеизма эпохи Возрождения мы советуем обратиться к воззрениям Николая Кузанского и Джордано Бруно.
Пантеизм Николая Кузанского.
Интересным и глубоким мыслителем раннего Возрождения, впервые поставившим проблему бесконечности мироздания, можно считать Николая Кузанского (1401 – 1464). Он был немцем по национальности. Настоящая его фамилия – Кребс. Кузанским его прозвали из-за того, что он родился в местечке Куза. Николай сделал блестящую карьеру. Родившись в семье простого рыбака, он стал кардиналом и секретарём римского папы. Основной труд Николая Кузанского носит название «Об учёном незнании». Уже в самом заглавии можно заметить оппозицию Николая мнимому схоластическому всеведению и его близость к апофатическо-платонической традиции богословия. Основной проблемой, занимавшей Николая Кузанского, был вопрос о соотношении Бога и мира. В конечном итоге, этот вопрос решается Кузанцем с позиций пантеизма (отождествления Бога и мира), противоположных христианскому учению о сверхнатуральности Бога. Бога Николай Кузанский понимает в качестве бесконечного единого начала, лежащего в основе мироздания и порождающего всё в универсуме. Это скрытая сущность всех вещей. Бог, в представлении Кузанца, деперсонифицируется, лишается личностных черт, которыми он обладал в философии Средневековья, и становится безличным началом всего сущего. Николай Кузанский утверждает, что Бог есть Единое. Но поскольку Единому ничто не противоположно, остаётся прийти к выводу, что Единое (т.е. Бог) есть всё. Бог практически не отличается от мира и совпадает с ним. Поскольку же мир совпадает с бесконечным Единым, Богом, бесконечен и мир. В
Едином совпадают все противоположности. Так, Бог, по мысли Кузанца, является одновременно абсолютным максимумом (наибольшим) и абсолютным минимумом (наименьшим). Бог есть абсолютный максимум, поскольку ничто не может быть больше Бога. Бог в качестве абсолютного максимума является единственным началом, из которого всё берёт начало. Но Бог есть также и абсолютный минимум, так как Единое не может быть меньше того, что оно есть (иначе оно не будет Всем). Мир и Бог – это всего лишь разные формы проявления Единого вселенского начала. Только мир есть Всё в развёрнутом виде, а Бог – в свёрнутом. Мир представлялся Кузанцу развёрнутым Богом, подобно тому, как линия являлась развёрнутой точкой, а время – развёрнутым мгновением. Тезис о совпадении в бесконечном противоположностей Николай Кузанский иллюстрирует на геометрических примерах. Если мы будем из одной точки проводить окружности, всё более и более увеличивая их радиус, вскоре станет заметным, что чем больше радиус, тем «прямее» окажется окружность. А если мы попытаемся начертить окружность с радиусом, равным бесконечности? В таком случае эта максимальная окружность станет бесконечной прямой. При оперировании конечными величинами окружность и прямая представляются нам несоединимыми противоположностями. Однако, если речь идёт о бесконечности, они совпадут. У такого максимального круга диаметр станет тождественен окружности; причём, с окружностью совпадёт не только диаметр, но и центр окружности. Следовательно, точка (абсолютный минимум) совпадёт с бесконечной прямой (абсолютный максимум).
Таким образом, наш мир, совпадающий с Богом, становится бесконечным. Вселенная, как считал Николай Кузанский, не имеет нигде ограничивающей её окружности. При признании бесконечности вселенной лишается смысла представление о центре мира. Таким центром сферического мира в античности и средние века представала Земля. Кузанец же утверждает, что на право именоваться центром безграничного мира, может претендовать любая точка пространства. Кроме того, применительно к бесконечной вселенной исчезает понятие абсолютного верха и низа, имеющее значение только относительно определённого небесного тела, в бескрайности универсума противоположности – верх и низ – совпадут.
В понимании человека воззрения Николая Кузанского также существенно отличаются от средневековых. Для него человек есть малый мир (микрокосм), который аналогичен вселенной (макрокосму). Но ведь Николай Кузанский утверждал, что весь мир есть Бог. Следовательно, человек, подобно макрокосму, может претендовать на божественный статус, на роль земного Бога. Творческая деятельность разума по своей сути божественна, так как творение изначально присуще миру как порождающей все явления природе. Высшим видом познания Николай Кузанский считал интуицию. Рассудочное же познание несовершенно, поскольку оно может постичь лишь конечное, ограниченное и не в состоянии адекватно понять бесконечный мир и Бога, в которых всякие противопоставления приобретают лишь относительный характер. Мы видим, что Николай Кузанский на основе умозрительных выводов приходит к радикальному переосмыслению основных положений античной и средневековой космологии а также христианской теологии. Он может рассматриваться в качестве предшественника последующих мыслителей Ренессанса – Н. Коперника и Дж. Бруно.
Николай Коперник.
Совершить подлинный переворот в представлении о мироздании было суждено польскому астроному Николаю Копернику (1473 – 1543). Он длительное время занимался наблюдениями над небесными телами, вычисляя их положение на небосводе в разное время года и суток. Такие вычисления были очень сложны и запутанны с позиций геоцентрических представлений о мире. Коперник предположил, не легче ли было бы производить подобные вычисления при замене геоцентрического учения гелиоцентрическим. Оказалось, что такая замена способствует значительному упрощению вычислений. Николай Коперник предположил, что на самом деле не Солнце движется вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Таким образом, Коперник стал основоположником гелиоцентрической системы мироздания. Своё открытие он долго не решался предавать огласке, опасаясь непонимания научных кругов и преследований со стороны церкви. Свою работу «Об обращениях небесных сфер», в которой и содержалось изложение гелиоцентрической системы мира, Коперник опубликовал лишь перед смертью в 1543 г., причём оговаривая, что это всего лишь удобная гипотеза.
Согласно Копернику, в центре мира находится Солнце, а все остальные планеты, включая Землю, вращаются вокруг него. Он утверждал, что центр Земли не является центром мира, а только центром тяготения и центром орбиты спутника Земли – Луны. Центр же мира находится вблизи Солнца. Таким образом, Земля теряла своё привилегированное положение и становилась рядовой вращающейся вокруг Солнца планетой, наряду с прочими. Коперник доказал также, что все движения, замечаемые нами у Солнца на небосводе обусловлены движениями самой Земли. Этим Коперник поставил под сомнение достоверность открывающейся нашим чувствам картины мира. Достижения Коперника не следует ни преувеличивать, ни недооценивать. Действительно, он «остановил Солнце и сдвинул Землю», что имело чрезвычайно большое значение для развития научной картины мира. Однако Коперник не смог до конца пересмотреть средневековые представления о мироздании. Он по-прежнему считал космос совпадающим с нашей планетной системой (миром), конечным, имеющим шарообразную форму и ограниченным сферой неподвижных звёзд. И в рамках такого космоса Коперник лишь переставил местами Солнце и Землю. Однако и это произвело революцию в сознании современников Коперника. Церковь резко негативно восприняла открытие Коперника, поскольку утверждение о том, что Земля является рядовой планетой, подрывало веру в спасительность пришествия Христа, который почему-то пришёл именно на Землю, а не на какую-либо другую равнозначную Земле планету.
Галилео Галилей.
Мыслителем, который подвёл итог изучения природы в эпоху Возрождения и проложил дорогу естествознанию Нового времени, был итальянский учёный и философ Галилео Галилей (1564 – 1642). Им был написан «Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемея и Коперника», в котором собеседники защищали соответственно геоцентрическую и гелиоцентрическую модели мира. Сам Галилей в этой работе не высказывался в пользу ни одной из них, однако даже возможность открытого изложения системы Коперника возмутила церковь. Над Галилеем был устроен суд, под угрозой пыток и сожжения всех своих трудов он вынужден был публично отречься от одобрения взглядов Коперника, но после отречения, согласно преданию, произнёс ставшие знаменитыми слова: «А всё-таки она вертится». Открытия Галилея как астронома явились следствием изобретения им телескопа на основе усовершенствования подзорной трубы. При помощи телескопа Галилею удалось существенно обогатить представления об объектах Солнечной системы. Так, он впервые обнаруживает пятна на Солнце, неровности лунного рельефа, спутники Юпитера и др. Как учёный-физик Галилей открывает законы падения тел с различным весом, исследует явление инерции. Однако для истории философии важны не столько эти открытия, сколько новое видение мира, предложенное Галилеем, и соответствующий ему научный метод. Впервые в философии Нового времени Галилей предлагает механицистскую картину мира, согласно которой космос предстаёт не как одушевлённое и даже разумное целое, а как некая бесконечная бездна, в которой носятся мельчайшие частицы, атомы, взаимодействуя друг с другом по законам механики, которым подчиняется всё в мироздании. В таком космосе уже нет места всеобщей одухотворённости, поскольку материя полностью механистична, и изучать её следует с помощью применения методов, взятых у самой точной науки – математики. Галилей заявил, что «книга природы написана на языке математики», следовательно, чтобы прочитать эту книгу и понять её, нужно освоить математические методы познания природы. Именно математика и наиболее близкая к ней часть физики – механика, являются наиболее надёжным инструментом для построения физики как науки. Галилея считают основоположником математического естествознания.
Но, кроме того, Галилей заложил основы и опытного, экспериментального естествознания. В прежние времена, начиная с античности, учёные стремились обосновывать выдвигаемые ими тезисы, гипотезы, теории преимущественно умозрительным путём. Галилей же первым из учёных-физиков стал проводить эксперименты, открывать законы и доказывать истинность научных построений опытным путём. Именно путём эксперимента Галилей пришёл к открытию закона падения, сбрасывая тела различного веса с Пизанской башни и измеряя время их падения. Наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез и их опытная проверка – вот этапы научной деятельности, которые, как считал Галилей, приведут к новым открытиям. В ходе эксперимента значительно возрастает познавательная активность субъекта. Исследователь теперь не просто пассивно воспринимает происходящее вокруг него, а пытается поставить природные явления в такие условия, в которых процесс познания проходил бы с наибольшей эффективностью. Таким образом, Галилей порывает с умозрительным натурфилософским методом исследования природы, характерным для Возрождения и закладывает основы основывающейся на научном эксперименте естествознании Нового времени и механицистской философии 17 – 18 вв.
[1] В рассмотрении мироздания по образцу человеческого организма можно увидеть проявление общей антропоцентристской установки философии Возрождения.