Антропоцентризм философии Возрождения.

Как уже было сказано в ответе на предыдущий вопрос, основной характерной чертой философии Возрождения стал антропоцентризм, признание человека главным объектом мироздания, его центральной точкой. Теперь учёные, философы и деятели искусства стремились постичь именно человека, а предметы универсума изучались в их отношении к человеку. Само мироздание рассматривалось как макрокосм, аналогичный микрокосму – человеку. Наиболее явственно антропоцентристская установка проявлялась в гуманистическом движении, приобретшем преобладающее влияние в раннем итальянском Возрождении.

Гуманизм.

В 14 веке в итальянских городах возникает новый тип мышления, послуживший основой зарождающейся философии Нового времени. Для него была характерна резкая оппозиционность средневековой школьной учёности – изучению божественного (studia divinitatis). Гуманисты упрекали традиционное схоластическое философствование за надуманность решаемых вопросов, их оторванность от реальных проблем, волнующих каждого человека. Освоение схоластической мудрости не только не развивает людей, а делает их замкнутыми в выдуманном мире сухих категорий, отчуждающих носителя мёртвых знаний от жизни. Схоластике гуманисты противопоставили изучение всего связанного с человеком (studia humanitatis). Это те дисциплины, которые мы с тех пор называем гуманитарными: грамматика, филология, риторика, история, педагогика, этика. Гуманисты утверждали, что только эти науки обогащают кругозор человека и содействуют развитию личности. Словом «гуманист» первоначально обозначался знаток и приверженец studia humanitatis.

На первый план гуманисты выдвигали изучение мира человека – общества и культуры. Гуманисты подвергли критике язык средневекового, схоластического философствования – вульгарную, варваризованную латынь. Такой язык, по их мнению, не может служить орудием истинного познания. Гуманисты считали, что необходимо вернуться к классической латыни Цицерона, Сенеки и других философов и поэтов римской античности. Во многом этим и был обусловлен интерес к изучению древней литературы и философии.

Основателем гуманистического движения считается, знаменитый итальянский поэт Франческо Петрарка (1304 – 1374) Главную задачу он видел в возможности и необходимости примирить Христа и Цицерона, христианство и античность, создать некий их синтез. Петрарка, а затем и другие гуманисты утверждали, что знание античности и светская образованность не противоречит христианству. Петрарка много сделал для открытия утерянных в Средние века античных памятников письменности, в частности философских произведений Цицерона. За свои поэтические заслуги Петрарка впервые после падения античности был награждён лавровым венком (то есть стал лауреатом). Во многих городах Италии возникают гуманистические кружки. Некоторые гуманисты находили поддержку у папской курии, желавшей укрепить свой авторитет деловыми и интеллектуальными способностями столь образованных людей, которые действовали под её покровительством.

Наиболее известным кружком гуманистов была «Флорентийская академия», большинство мыслителей которой находились под влиянием философии Платона. Главой этого кружка был Марсилио Фичино (1433 – 1499), чье благоговение перед Платоном было настолько велико, что он ежедневно совершал моление не перед христианскими святынями, а перед бюстом Платона. Основной заслугой М. Фичино был перевод на латинский язык и комментирование неизвестных прежде интеллектуальной элите Западной Европы трудов Платона и некоторых других древнегреческих философов. Мыслители Возрождения противопоставляли платонизм философии Аристотеля, состоявшей на службе схоластике, против которой боролись гуманисты.

Кроме платонизма в эпоху Возрождения были предприняты попытки воскресить и другие философские школы античности, в частности эпикуреизм. Основным представителем ренессансного эпикуреизма следует считать Лоренцо Валлу (1406 – 1457), блестяще образованного филолога-гуманиста. Им было написано сочинение «О наслаждении, или об истинном благе», в котором с позиций односторонне понятого эпикурейского гедонизма фактически реабилитировал считавшуюся в Средние века греховной чувственность и стремление людей к счастью. Причём, Валла интересуется исключительно этикой Эпикура, не затрагивая его атомистическое учение. В отличие от этического учения Эпикура, призывавшего к умеренным и ограниченным удовольствиям, Валла настаивает на возможности безграничных наслаждений. Причём культ наслаждений у Валлы превращается в эгоизм, отрицающий все, что не приводит к наслаждениям, в том числе самопожертвование, героизм и пр.

В эпоху Возрождения происходит радикальное изменение отношения к человеку. В Средние века человек понимался как хотя и высшая, созданная «по образу и подобию Божию» но всё же тварь; между ним и творцом-Богом пролегала непроходимая пропасть. «Греховный сосуд», каким представал человек у мыслителей Средневековья, был неизмеримо далёк от божественного совершенства. Гуманистами же подчёркивается то, что роднит человека с Богом - творческие способности человека. Человек – земной Бог, он призван завершить творение, начатое Богом. Следовательно, чтобы в наибольшей степени уподобиться Творцу, следует использовать все возможности человека, развив их до совершенства. Гуманисты были убеждены, что творческие возможности человека поистине беспредельны. Например, уже упоминавшийся нами Марсилио Фичино говорил, что человек даже может подобно Богу сотворить звёзды и светила. Для этого ему нужно только создать орудия и подобрать соответствующий материал. (Не удивительно поэтому то почти обоготворение, которым были в эпоху Возрождения окружены выдающиеся творцы - художники, архитекторы и инженеры.) Всё это чрезвычайно далеко от средневековых и даже от античных представлений. Мысль о безграничности возможностей человека – характерная черта именно философии эпохи Возрождения. Следует помнить, что если мыслители Возрождения и декларировали возврат к античности, ренессансная философия была не возвратом к античности, а принципиально новым типом философии. Человек в эпоху Возрождения считался равным Богу. Божественное тяготело к человеческому, а человеческое к божественному.

Яркой фигурой среди гуманистов был член Флорентийской платоновской Академии Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494). Его «Речь о достоинстве человека», написанная в 1487 году, стала своеобразным манифестом гуманизма. Тезисы этой речи, которые Мирандола хотел защищать на публичном диспуте, были признаны папой еретическими и диспут запрещён. Основная мысль Мирандолы заключается в том, что человек в отличие от всех других существ является существом неопределённого образа. Человек творит сам себя, свою сущность, опираясь на свободную волю, данную ему Богом. Внимательно прочитайте цитату из этой речи, представляющей слова сказанные Богом Адаму после сотворения первого человека и постарайтесь пересказать в экзаменационном ответе её содержание.

«Не даём мы тебе, о Адам, ни определённого места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стеснённый никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтёшь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные. Лишь человеку дано владеть тем, чем он пожелает, и быть тем, чем он хочет. Звери, как только рождаются, от материнской утробы получают всё то, чем будут владеть потом. Лишь человеку Бог дал зародыши разнородной жизни и соответственно тому, как каждый их возделает, они вырастут и дадут в нём свои плоды».

В данном отрывке подчёркивается огромное значение свободной воли человека, который должен сам определить, кем он станет. Данное представление характеризует освобождение индивидуальности в эпоху Возрождения. Человек сам становится хозяином своей судьбы. Всё это противоречило средневековым воззрениям о предопределённости судьбы человека и его бессилии что-либо изменить в своей судьбе. На смену средневековому теоцентризму приходит антропоцен­тризм эпохи Возрождения. Человек, понятый как земное воплоще­ние Бога, становится на некоторое время основным предметом изу­чения философии, судьёй и владыкой мира. Философия эпохи Воз­рождения в большинстве своём антропоцентрична. Причём, человек понимается в качестве некоего «свободного и славного мастера», наделённого гигантскими творческими возможностями, сравниться с которыми может только Бог. По мнению Пико делла Мирандолы, нет ничего более замечательного, чем человек. Человек есть великое чудо. Ему должны завидовать сами ангелы, поскольку достижением вершин совершенства человек обязан исключительно своим усилиям и может гордиться этим. В благости же ангелов нет никакой их собственной заслуги, так как они изначально благи соответственно сущности, заложенной в них Богом. Лишь человек единственный может вполне оценить красоту мироздания и завершить творение.

Идеалом гуманизма являлась свободная, всесторонне развитая личность, отсюда универсализм, свойственный титанам Возрождения. Леонардо да Винчи, Микеланджело, а также многие мыслители стремились развить свои способности до почти божественного предела. Они желали превзойти всех в разносторонности, в умении всё сделать и всё познать. Антропоцентристская установка в философии продержалась до конца 16 в. Главный удар по антропоцентризму был нанесён гелиоцентрической системой мира (Н. Коперник, Д. Бруно). Выяснилось, что человек живёт не на центральном небесном теле, а на рядовой планете, существующей в одном из множества миров. Кроме того, восторженное отношение представителей раннего Возрождения о бесконечности способностей человека оказались в трудах мыслителей позднего Ренессанса (М. Монтень) существенно поколеблены с позиций скептицизма.

Наши рекомендации