Арабоязычная философия средних веков. Философские и медицинские воззрения Ибн-Сины.
Интереснейшей страницей в истории средневековой философии является развитие философской мысли в странах ислама. Подобная философия создавалась арабскими и среднеазиатскими мыслителями, писавшими соответственно на арабском языке и фарси. Более распространён был всё же арабский язык, игравший ту же роль, что и латынь в средневековой Европе. К числу основных источников формирования мусульманской философии следует отнести в первую очередь догмы ислама. Вы должны задействовать полученные в курсе культурологии знания об исламе как религии, её догматических и культовых особенностях, священных книгах ислама (Коране и Сунне).
Как и в христианстве, к мировоззренческим положениям ислама относились креационизм, провиденциализм (доходящий до фатализма), ревеляционизм (учение об откровении как единственно возможном способе познания), эсхатологизм. Многие из этих черт ислама оказали влияние на формирование мусульманской философии. Другим источником формирования этой философии стало античное наследие. Вам должно быть известно, что в раннее средневековье мир восточного средиземноморья по уровню развития материальной и духовной культуры значительно превосходил европейские страны. В то время как в католических государствах большая часть сочинений античных философов была потеряна, на Востоке эти сочинения сохранялись и переводились на сирийский, а затем и арабский языки. Прежде всего, это относится к трудам Аристотеля, и в меньшей степени – Платона. Их сочинения комментировались арабскими учёными, что содействовало совершенствованию навыков философского мышления. Именно посредством арабских переводов и комментариев сочинения Философа (т.е. Аристотеля – единственного Философа с большой буквы) стали известны в Европе в период развитой схоластики.
В мусульманской философии обычно выделяют два главных течения. Одно из них называлось калам и являлось развитием догматической богословской мысли ислама. Другое направление называлась фалсафа (от искажённого слова «философия»). В его рамках предпринимались попытки синтеза исламских догматов с наследием античной философской мысли, прежде всего с учением Аристотеля. Именно воззрения представителей фалсафы и принято называть арабским перипатетизмом, к которому причисляют деятельность Аль-Фараби, Ибн-Сины и Ибн-Рушда. Представители фалсафы занимались обширной практикой в различных областях деятельности. Их ценили как врачей, преподавателей, инженеров, мудрых советников в государственных делах. За расхождение с догматическим исламом представители фалсафы подвергались преследованиям. Можете в экзаменационном ответе также указать на беспрецедентный в средневековье расцвет наук в мусульманском мире, на достижения арабских и среднеазиатских учёных в сфере математики, астрономии, медицины и пр. При этом будет желательным рассказать о деятельности Аль-Бируни, Аль-Хорезми, Улугбека и других учёных.
Первыми видными мыслителями фалсафы являлись Аль-Кинди (800 – 870) и Аль-Фараби (870 – 950). Именно они открыли для арабоязычного мира философию Аристотеля. В воззрениях Аль-Кинди советуем отметить его учение о всеобщности причинно-следственных связей, представления о соотношении тела и души, о 5 субстанциях (первоэлементах). Будучи первым крупным арабоязычным философом, Аль-Кинди получил прозвище «философ арабов». Ещё более значительной была деятельность Аль-Фараби, получившего прозвище «второй Учитель» (т.е. следующий после Аристотеля). Перу Аль-Фараби принадлежат многочисленные комментарии на сочинения Аристотеля. Подобно Стагириту, Аль-Фараби придерживался теории гилеморфизма – учения о том, что любая вещь состоит из двух начал: материи и формы. Бога Аль-Фараби считал единственным сущим, которое существует благодаря самому себе, всё прочее существует благодаря высшему божественному началу. Обратите внимание, что Аль-Фараби, а вслед за ним Ибн-Сина представляли сотворение мира не столько как креационистский акт творения, сколько как эманацию, истечение божественной сущности. Подобные воззрения противоречили догмам ислама и могли навлечь преследования. Согласно Аль-Фараби, все земные и небесные сферы являются материальными и разделяются на 6 родов: 1. Небесное тело, 2. Человек, 3. Животные, 4. Растения, 5. Минералы, 6. Первоэлементы (вода, огонь, воздух, земля). Все материальные тела состоят из этих 4 первоэлементов. Тела могут превращаться друг в друга, поскольку 4 элемента в них постоянно смешиваются в разных пропорциях. В данных положениях проявляются материалистические тенденции в философии Аль-Фараби.
Значительную часть ответа следует посвятить изложению воззрений Ибн-Сины (Авиценны) (980 – 1037), который считается одним из светил мировой медицины, а также ярким представителем арабоязычной философии. Вы должны отразить основные вехи жизненного пути Авиценны и перечислить его основные сочинения, к которым относится всемирно известный «Канон врачебной науки», «Книга знания», «Книга исцеления». Следует указать и подтвердить примерами, что Авиценна был сторонником перипатетизма. Это проявляется в гилеморфизме Авиценны, его представлениях о 3 видах души и пр. Авиценна выдвигал тезис о совечности мира Богу, чем подрывал устои креационизма как одной из основ мусульманского мировоззрения. Возникновение мира Авиценна представлял как эманацию первоначального единства к множественности тварного мира. Причём, эманация происходит не по воле Бога, а в силу естественной необходимости. В таких представлениях Бог лишается личностных черт и приравнивается к природному субстанциальному первоначалу. При анализе медицинских воззрений Авиценны следует указать на его представления о здоровье и болезни, о взаимосвязи деятельности души и тела, о методах лечения, предлагаемых Авиценной. Авиценна прославился как искусный врачеватель, который мог лечить казавшихся безнадёжными больных.
Теоретические сведения и практические рекомендации по медицине были изложены Авиценной в труде «Канон врачебной науки». В нём обобщен многовековой опыт античных, арабских, среднеазиатских и индийских врачей. На протяжении средневековья и Возрождения «Канон» оставался обязательным руководством медиков. Достаточно точно Авиценна описал деятельность различных органов человеческого тела, иногда подчёркивая сходство организма человека и животных. В «Каноне» Ибн-Сины содержится описание более 700 лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения, содержатся рекомендации по их применению. Тело рассматривалось Авиценной как инструмент души. Следовательно, надо научиться правильно пользоваться телом, чтобы проявились все способности души. Также Ибн-Сина подчёркивал важную роль душевного состояния пациента, которое может помочь или помешать излечению болезни. Авиценна указывал на необходимость соблюдения правил гигиены и на большое значение физических упражнений для сохранения здоровья. Нагрузки, предназначенные для сохранения здоровья, должны быть сообразованы с особенностями организма, пола, возраста и других факторов.
Совсем в другом направлении развивал философию богослов и философ Аль-Газали (1058 – 1111), который был близок к мистическому направлению в исламе - суфизму. Основные сочинения Аль-Газали - «Опровержения философов», «Оживление религиозных наук», «Избавляющий от заблуждения». Деятельность Аль-Газали была посвящена критике и опровержению с позиций традиционной мусульманской теологии воззрений представителей арабского перипатетизма (Ибн-Сины и Аль-Фараби). Аль-Газали считал, что полное постижение Бога возможно не разумом, но лишь в качестве иррационального акта индивидуального мистического переживания. Философия и науки должны, по его мнению, находиться под контролем теологии. Без подчинения богословию занятие науками якобы ведёт к неверию и богоотступничеству. Вместе с тем Аль-Газали выступал против полного отрицания значимости и пользы наук. Научными доводами, считал он, нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть утверждения религии. Аль-Газали делил философские науки на 6 частей: 1. Математика, 2. Логика, 3. Физика, 4. Метафизика, 5. Политика, 6. Этика. Также советуем обратить внимание на критику с мистических позиций понятия «причинность» в учении Аль-Газали, что делает его одним из представителей индетерминизма в философии.
Последним крупным арабским философом средневековья считается Ибн-Рушд (1126 – 1198), которого в Европе звали Аверроэс. Он жил в Испании и Марокко, занимался врачебной и юридической практикой. Аверроэс написал множество сочинений и комментариев к работам Аристотеля. За них он получил прозвище «Великий комментатор». В ответ на опровержение философии со стороны Аль-Газали написал «Опровержение опровержения», в котором защищал позиции аристотелизма. Утверждая совечность материи и Бога, Аверроэс отвергал идею творения. Он считал, что мир вечен, несотворим и неуничтожим, а Бог лишь придаёт материи форму. Согласно Аверроэсу, всё в природе жёстко обусловлено естественными причинами, а материи самой по себе присуще движение. Бессмертна, по мнению Аверроэса, не индивидуальная душа, а коллективный разум всего человечества, которому причастны души всех людей. Одним из интереснейших моментов философии Ибн-Рушда является сформулированная им теория двух истин: постигая одни и те же объекты, философия и религия делают это разными способами. У них разные способы выражения своих мыслей. Богословие пользуется образно-аллегорическим языком, а философия - рациональным языком логики. Поэтому их истины могут не совпадать. Например, врач-философ не способен рассуждениями и фактами доказать бессмертие души, а теолог может сделать это на основе Корана. Истины философии и религии равнозначны. Вы должны отметить, что теория двух истин содействовала некоторой самостоятельности научно-философской мысли от богословия и была знаменем оппозиционных засилью схоластики сил в европейской философии.
В заключительной части ответа вам следует отметить значение философии мусульманских стран для общего процесса развития философии. Нужно обратить внимание на то, что она:
1. оказала непосредственное влияние на развитие многих наук: математики, медицины, астрономии, политических учений. Одновременно она активно заимствовала и развивала их достижения.
2. содействовала сохранению и дальнейшему развитию идей античной философии. Прежде всего, это касается осмысления философского и научного наследия Аристотеля. Благодаря мусульманским философам были сохранены и дошли до нас многие сочинения античных мыслителей.
3. существенно повлияла на средневековую философию Западной Европы, содействовала обогащению и углублению философской проблематики и терминологии. Многие казавшиеся утерянными в раннее средневековье сочинения античных философов были открыты заново благодаря их переводам с арабского языка.
4. Учения Авиценны и Аверроэса существенно повлияли на зарождение антисхоластических тенденций в европейской философии.