Учение Пифагора и его последователей.
Одним из интереснейших мыслителей раннего этапа развития античной философии был Пифагор, почитавшийся современниками чуть ли не богом за свои знания и таланты. Большинству людей Пифагор известен преимущественно как математик, доказавший знаменитую теорему, названную его именем.[1] Однако в истории философии Пифагор остался в качестве разностороннего мыслителя, создавшего достаточно целостное и новаторское для своего времени философское учение. Не забудьте упомянуть в экзаменационном ответе, что именно с Пифагором связывается изобретение слова «философия» и что Пифагор был первым человеком, назвавшим себя философом.
Пифагор родился на острове Самосе, но основную часть жизни он прожил в Великой Греции – греческих колониях на юге Италии. В переводе имя Пифагор означает «убеждающий речью». Возможно, это прозвище, данное этому мыслителю за его ораторские таланты. Советуем для ознакомления с биографией Пифагора обратить внимание на материалы из книги Диогена Лаэрция и на жизнеописание Пифагора, написанное в поздней античности философом Порфирием. В южноиталийском городе Кротоне Пифагор основывает свою школу, которую обычно называют Пифагорейским союзом.
Этот союз был не только научной школой, но также и религиозным объединением; причём, религиозные задачи стояли на первом плане, а познание мира и занятия науками считались средством нравственного совершенствования и духовного очищения (катарсиса). В Пифагорейский союз принимались как мужчины, так и женщины, которые жертвовали собственность на нужды союза. Все, входившие в кружок Пифагора, должны были придерживаться общего распорядка дня. Члены Пифагорейского союза вместе просыпались, принимали пищу, занимались физическими упражнениями, философскими размышлениями и решением научных задач. Перед отходом ко сну каждый пифагореец должен был дать себе отчёт о прожитом дне, ответив на вопрос, что дурного или хорошего было сделано за прошедший день. Члены пифагорейского союза делились на две группы. Те, кто лишь недавно вступил в союз, назывались акусматики (слушатели). Им вели преподавание ученики Пифагора; акусматики имели право только слушать и не могли задавать вопросов. Те из акусматиков, которые показывали свою способность к обучению, переходили в разряд математиков. Математикам вёл преподавание сам Пифагор. Во время обучения математики имели право спрашивать и возражать учителю. Пифагорейцы стремились строго охранять открытые им тайны мироздания от непосвящённых.
Главная заслуга Пифагора в области философии заключается в утверждении связи между математикой и философией. Он впервые открыл для философии математический мир чисел. Пифагор был настолько увлечён этим открытием, что начал утверждать, что числа являются первоначалом мироздания и все объекты существуют, лишь поскольку они причастны числам. Весь космос, полагал Пифагор, гармоничен и образован по числу, мере и пропорциональным отношениям. Все явления в мироздании могут быть выражены с помощью чисел и объяснены числовыми соотношениями. Свойства стихий и их способность переходить друг в друга объяснялись с помощью изображения элементов различных стихий в форме каких-либо геометрических тел. Можно заметить, что Пифагор берет за первооснову мира не материальную стихию, как это делали представители ионийской философии, а нечто изначально идеальное – числа. Числа в противоположность материальным объектам являются постоянными и неизменными. Тем самым Пифагор закладывает основы движения к последовательному идеализму.
Учение Пифагора о числах было пронизано религиозно-мистической нумерологией, приписывающей числам сверхъестественные качества. Основой мироздания Пифагор считал монаду (единицу), две монады образовывали диаду (двойку). Особенно ценились пифагорейцами первые 4 числа (1,2,3,4), поскольку в своей сумме они образовывали декаду (десятку), что знаменовало собой переход на более высокий уровень чисел. Напомним, что в античности знали только о существовании натуральных чисел, т.е. чисел, используемых при счёте объектов. Пифагор полагал, что мир удерживается в состоянии гармонии равновесием противоположностей: чётное - нечётное, мужское – женское, предел – беспредельное и пр. Как вы помните, взаимоотношение противоположностей играло большую роль и в философии Гераклита. Однако, если, по Гераклиту, взаимодействие противоположностей придаёт мирозданию изменчивость и динамизм, то в философии Пифагора противоположности играют стабилизирующую роль, удерживая мир в равновесии и стабильности.
Анализируя космологические воззрения Пифагора и его учеников, вы должны обратить внимание на стремление подчинить объяснение астрономических явлений числовым соотношениям. Пифагорейцы были одними из первых, кто не разделял теорию геоцентризма. Согласно Филолаю, одному из известнейших пифагорейцев, в центре космоса находится огненное тело Гестия (не путать с солнцем). Именно вокруг Гестии и вращается Земля вместе с другими планетами и солнцем. Пифагору принадлежит учение о музыке небесных сфер, которая слагается из звуков, издаваемых небесными телами во время их движения в космосе. Пифагор гордился, что может слышать эту музыку, недоступную слуху большинства людей. Один из последователей Пифагора Архит Тарентский размышлял о физическом и математическом смысле бесконечности. В области медицины пифагорейцы практиковали лечение с помощью музыки. Они выделяли музыкальные лады, способствующие поднятию духа больного, считая, что воздействуя выстроенной в соответствие с числовыми пропорциями мелодиями, можно настроить и процессы в организме человека на правильный лад. Принадлежащий к числу пифагорейцев врач Алкмеон первый предположил, что центром душевной деятельности является не сердце, а мозг (доктрина цереброцентризма).
Одной из главных задач наряду с математическими и другими научными исследованиями было религиозно-нравственное совершенствование, достигавшееся путём соблюдения определённых правил и размышления. Как уже отмечалось, даже математические занятия не являлись в школе Пифагора самоцелью, а были средством приобщения к совершенству мироздания и нравственного возвышения души познающего. Все члены пифагорейского кружка должны были соблюдать разработанные Пифагором правила и этические нормы. Некоторые из этих правил сейчас кажутся малопонятными и надуманными. Будучи последователем учения о переселении душ (метемпсихозе), Пифагор проповедовал вегетарианство и запрет на убийство живых существ. Пифагорейское учение существовало на протяжение всей последующей истории античной философии, включая и римский период. Учение Пифагора существенно повлияло на становление объективного идеализма Платона.
[1] Положение о том, что в прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы, было известно в Египте и Вавилоне. Однако Пифагор первый не просто использовал знание этого положения, но и доказал его. В этом кардинальное отличие античной математики (и науки вообще) от математики древневосточных цивилизаций, где доказательства и построение идеальных моделей не практиковались. Пифагор, восхищённый достигнутым доказательством, по преданию, принёс богам самую крупную жертву – гекатомбу.