Не нагнетайте напряженность.

Смотрите на ОКРАСКУ каждого слова и все грязные, ядовитые, дерущиеся, пачкающиеся—выбрасывайте. Зачем вам загрязнять пространство между вами?

· Тем более каждое слово резонансом тянет за собой и всю свою компанию. Назовите компанию слова "милый" и слова "дерьмо"!
...
Простите, пожалуйста.

Некорректные, злые и агрессивные высказывания, даже не направленные на собеседника, все равно создают напряженность. Старайтесь ни о ком не отзываться дурно.

· Скажите "недоразумение", а не "вина", посетуйте "плохо поступил", а не ударьте "сволочь".

Злое высмеивание, на мое обоняние, весьма дурно пахнет.

А послушайте, какое рычание и гавканье скрывается за возмущением и негодованием: "Ну как так можно?! Паразиты! Дальше некуда! Кошмар! Ужас! Гад!"

· Гав! Гав! Р-р-р-р... Гав!

Попробуйте устроить себе маленький экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить—ни вслух, ни про себя. На какой день сломаетесь?

Не кидайте в собеседника булыжники

И

нтересно, на что я рассчитывал сегодня утром, когда бросил в сторону жены увесистое: "Ты никогда ничего не кладешь на место!"? Естественно, мне мгновенно вернулось в нос: "Я убираю все и всегда" с явным подтекстом "Сам дурак".

Не кидайте в собеседника булыжники: не обвиняйте. Лучше задавайте нужный тон—корректный и уважительный.

Избегайте в разговоре обидных преувеличений, навешивания ярлыков и крайностей. Если собеседница начинает разговор на уровне: "Вот, все мужчины...", собеседнику, как правило, хочется ответить аналогичным и не менее ударным: "А все женщины...".

· Едва ли стоит злоупотреблять словами: "Все, никто, всегда, никогда, везде, нигде..." Старайтесь говорить аккуратнее: "Кто и когда".

Естественно, в речи должна быть определенность, но не надо путать ее с резкостью и категоричностью, нередко, кстати, весьма расплывчатой по содержанию. Вот, например, "великолепная" фраза "Чушь какая-то!"—что вы хотите этим сказать?

· У вас "чушь" и то непонятно какая: "какая-то". Потом, неясно—все сказанное "чушь" или частично? А если частично—то какая часть чушь, а какая—нет? И, кстати, почему вы так категоричны? Вот видите, все очень расплывчато, а нагрубить вы уже успели.

Без нужды не задевайте

П

онравится ли вам общение, в котором собеседник все время лезет на пьедестал, а вас пихает в грязную лужу? Тот, кто в общении старается продемонстрировать свое превосходство, делает, по сути, то же самое. Чтобы этого не случилось, стройте общение на равных, а не в позиции сверху.

· Строить общение "на равных" оправдано потому, что именно такого общения, как правило, ожидают от вас ваши собеседники. Но оно может оказаться конфликтным с вашим начальником, если тот уверен в своей позиции сверху и ждет от вас пусть небольшой, но все-таки пристройки снизу. А тот, кто видит в вас Старшего, отношением на равных может быть шокирован и в сторону восхищения, и в сторону разочарования...

Не задевайте того, что человеку дорого: людей его круга, его увлечения, идеалы и ценности.

Если вы не расист и не дурак, вы не будете оскорблять национальное достоинство человека.

Будьте аккуратнее в высказываниях по поводу профессии, иначе на презрительное: "Торгаши..." вы можете услышать от собеседника негромкое: "А я учусь в торговом техникуме..."

Что касается искусства—вот отрывки из разных слышанных мною разговоров (подредактированные): "Пугачева—это ширпотреб, а не искусство”, "Твой ненормальный Леонтьев", "Шизофреник Шостакович".

· Такой стиль общения образно мне напоминает подростков, тыкающих друг друга ржавыми гвоздями.

Даже в уже минимально напряженной ситуации будьте предельно внимательны к своим оценочным суждениям, особенно негативным. Лучше обойтись без них, а если не удается, высказывайтесь в мягко-субъективном ключе.

· Одно дело сказать: "Пустой фильм", другое—"Ты знаешь, я не люблю комедии". Рискованно отзываться о ком-то: "Странный человек", но всегда можно сказать: "Он мне непонятен".

Во всех этих, более аккуратно и спокойно построенных языковых конструкциях очевидно, что это не "он" такой объективно, по своей сути для всех и всегда, а я его таким вижу и чувствую, у меня с ним такие отношения.

Избиение под знаком юмора

Б

ез юмора жизнь пресна и одноцветна. Юморпрекрасен, но не так уж и безобиден, особенно из уст простого дикого человека. Юмором можно довести до белого каления, даже не держа на человека зла. То, что хорошо между друзьями и под хорошее настроение, в других случаях создаст грозовое напряжение.

Юмор бывает разным. Есть юмор абстрактный, про жизнь; от него всем будет весело и никому не будет обидно. Есть юмор “на себя”. "Я смешной"—допустимо и хорошо, если человек не боится оказаться в роли "шута". Есть юмор "мы смешные"—между друзьями он хорош почти всегда, начальники и некоторые другие невротизированные люди воспринимают эту разновидность юмора плохо.

Но один из самых распространенных и одновременно самых опасных видов юмора—юмор, направленный на другого: "ты смешной". "А-га-га". Смешно всем, кроме того, над кем смеются. Если же он обижается, его можно ударить еще раз: "Ну ты что, юмора не понимаешь?" Если вам дорого хорошее настроение свое и окружающих, прежде чем отпустить шутку—подумайте о последствиях.

Не спорю—безнаказанно уколоть очень приятно. Но, во-первых, совсем безнаказанно это бывает очень редко, а, во-вторых, чем у человека выше нравственное развитие, тем все менее воодушевляет его возможность кого-то уколоть...

БЕРЕГИТЕ СОБЕСЕДНИКА: ИЗБАВЬТЕ ЕГО
ОТ УКОЛОВ, ОБИД И ОБВИНЕНИЙ

Разрешите вас поправить?

от такой феномен",—подвел итог мой собеседник. "Да, это интересный феномен!"—согласился я. Собеседник посмотрел на меня странным взглядом...

· Зачем же я, пусть невольно, ткнул его носом в его неправильное ударение? Едва ли он был настроен брать у меня уроки русского языка!

Если вы такой умный, что заметили ошибку или неточность собеседника, может быть, у вас хватит ума еще и на то, чтобы оставить это открытие при себе? Если уж очень хочется поправить, делайте это максимально тактично.

· Он утверждает: "Это невозможно!"—и вы знаете, что он неправ. Но вы не возражаете и не "тыкаете его носом" в его ошибку, а соглашаетесь с ним: "Да, это сделать непросто".

Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, советую—давайте их только тогда, когда вас спрашивают, и только такие, за которые вам будут благодарны.

· Фраза же "Другой раз думай!"—вообще не совет, это тупой удар по голове.

Дипломатия—искусство договариваться

П

ривожу дословную запись беседы кандидатов наук на кафедре одного гуманитарного института:

– Это тема не наша, ее надо исключить.

– Нет, это тема наша, надо включить.

– Но вы понимаете, о чем здесь речь идет?

– Понимаю.

– Ну и что вы понимаете?

– Я все понимаю.

– Ведь когда вы говорите, надо понимать, о чем говоришь... Это же “корова и седло”!

...

Вот такая культура беседы. Прислушайтесь—ваши споры и споры ваших друзей сильно отличаются от представленного образца? И в какую сторону?

Не спорьте

И

меть свое мнение и не соглашаться—ваше право, и способность к самостоятельному, свободному от догм взгляду—достоинство зрелой личности. А вот стремление всегда возражать и спорить, как правило, признак незрелости. К сожалению, чаще встречаешь робкое, несамостоятельное мышление, великолепно сочетающееся со склонностью к спорам.

· Чисто подростковый феномен: "А на спор!" Откуда это? Ну да, здесь и желание самоутвердиться, и азарт сразиться и победить. Но заметим, самому человеку все это видится по-другому: он возмущается неправотой другого и отстаивает истину!

К сожалению, у большинства из нас нечто подобное сохраняется на протяжении всей жизни. Почему, столкнувшись с другим мнением, мы чаще торопимся возразить, а не понять его? Обычно в таком случае мы соглашаемся только тогда, когда не можем возразить. А почему бы не возражать только тогда, когда никак не можем согласиться?

Насколько я понимаю, делать это мешает нам наша нетерпимость.

· Такие нехристианские слова Христа: "Кто не с нами, тот против нас!"—для многих живой лозунг повседневности. Да, нетерпимости нас учили с детства. "Воспитание непримиримости...!", "Бескомпромиссная борьба...", "Нетерпимость к проявлению чуждой нам идеологии!"—все это на слуху с ранних школьных лет. Что ж, нас так воспитали—перевоспитываться придется нам самим. Трудное, но нужное качество—терпимость к инакомыслию и инакомыслящим.

Надо стремиться к согласию, но и не надо бояться разногласий. Разногласия между людьми—вполне естественны и не могут быть поводом для разочарований и недовольств, ссор и конфликтов.

· Замечали, что вам не нравится (обижает, раздражает, возмущает), когда человек говорит вам поперек? А почему, собственно, это вызывает у вас такие эмоции? Вы—за правду, а он что—против? Да, он ее понимает по-другому, но кто из вас больше прав, судить, видимо, не вам.

Не спорьте по мелочам.

Сегодня мои близкие долго и с жаром спорили о том, сколько вчера было градусов: 15 или 17? Предположим, кто-то из них был неправ, но зачем другому это доказывать, пытаться переспорить его?

Пусть товарищ заблуждается, но если его мнение никому не мешает,оставьте его в покое. Это его святое право: право на свое мнение и свою точку зрения.

Не спорьте с теми, с кем спорить бесполезно (собеседник недалекий, но упрямый), и с теми, кто спорить с вами не собирается.

· Когда человек с ясными глазами, указывая на белое, говорит вам, что это черное,—спор бессмысленен. Такие разногласия разрешаются не обсуждением, а силовой позиционной борьбой.

Не спорьте с тем, кому важнее поспорить, а не разобраться. Доказываешь одно, а он будет утверждать противоположное. Доказываешь противоположное, а он теперь будет доказывать обратное тому, что говорил только что.

· Конечно, это бывает даже весело, но такие развлечения не всегда входят в ваши планы.

И, самое главное, никогда не начинайте спора, если вы в чем-то хотите действительно разобраться, тем более—разобраться вместе с собеседником.

Почему?

Споры-препирательства

Ш

ироко распространено мнение, что истина рождается в споре. Я с этим не согласен, но было бы глупо, если бы я начал спорить; я лучше с этим соглашусь.

· Да, бывает, иногда и в споре может родиться истина, но, как правило, она там рождается с таким трудом, в таких муках, что любой гуманный человек ее может только пожалеть.

Зачем мучить истину и спорщиков, когда есть куда более благоприятные условия для появления истины на свет—доброжелательное и конструктивное обсуждение. Но это—не спор!

Спор (по крайней мере, в его традиционной препирательской форме)—бессмысленная и даже вредная вещь. Почему?

В споре вы хотите победить и, соответственно, вызываете у собеседника желание победить вас: защитить свою позицию и опрокинуть вашу. Чем больше вы давите на него, тем больше он укрепляется в своем мнении. Вы этого хотите?

· А сейчас, уважаемый читатель, поймайте себя: хочется вам с этим поспорить?

В споре я ищу, где другой неправ, стараюсь разрушить его позицию, а в обсуждении—ищу, в чем наши позиции сов-падают, правоту собеседника стараюсь соединить со своей. Спор, полемика—деятельность разрушительная. Обсужде-ние—созидающая. Где мы окажемся ближе к истине?

Спор—это интеллектуальная драка, и пользы от него столько же, как от любой драки. Поэтому, если вы любите истину и бережете отношения,не провоцируйте спор.

Чем? Во-первых, категоричностью.

О категоричности

– Этого не может быть, потому что не может быть никогда.
– Ты не прав, а почему, не твое дело.

Ч

его за категоричностью скрывается больше: ограниченности? бескультурья? неуверенности в себе?

· Сколько живу, столько наблюдаю себя: то, что сегодня (сейчас) кажется очевидным, неоспоримым (и соответственно по поводу чего меня тянет высказываться жестко-хлестко-темпераментно), через какое-то время (когда минуту, когда час, когда несколько лет)становится уже не очень очевидным, а то и очевидным с точностью до наоборот... И, вспоминая свою горячность и категоричность, становится когда смешно, когда грустно, когда стыдно...

Важно даже не то, правы вы оказались или нет. Важно, что собеседник при этом чувствует неуважение к своему мнению, и это восстанавливает его против вас.

Избегайте категоричности, особенно возражая. Да, вам может казаться нечто совершенно ясным, но едва ли ваша жесткость будет для собеседника убедительнее аргументов.

Поставьте себе за правило обходиться без резкостей. Исключите жесткие оценочные суждения и ярлыки, высмеивание и доведение мысли собеседника до абсурда.

Сверим Словари?

Н

аш родной русский (и уже далеко не Пушкинский) язык богат, но какие перлы составляют его актив? Давайте просто задумаемся...

Бронебойные обороты: "Очевидно, естественно, несомненно, безусловно, само собой разумеется... Я убежден..." не нужны тому, кто с вами согласен, и вызовут рычание у тех, для кого ваши мнения как раз не очевидны и не сами собой разумеются. Мягче и цивилизованнее звучит: "Мне кажется, представляется, на мой взгляд. Я думаю, что. Мне близка такая точка зрения”. Сравните: "Нет, вы не правы" и "Мне трудно с вами согласиться". Первое звучит с позиции Господа Бога и унижает, второе демонстрирует уважение. Что выбираете вы?

Если вы начнете наводить порядок в своем Словаре, то, полагаю, вы без сожаления можете отказаться и от такой фразы, как "Глупости!"

· Зачем это говорить? Вы что, ожидаете реакцию: "Ой, спасибо! Как только ты мне сообщил, что я сказал глупости, так я сразу понял, что был неправ!"? Вы ведь прекрасно знаете, что реакция будет другая. Зачем она вам?

И просто списком: "Не надо! Ты что?! Ничего подобного (вслушайтесь: даже "подобного"—ничего!). Ну-ну. Ну, привет. Щас! (от "сейчас" отличается ударной интонацией). Ай, да брось ты. О, Господи! (видимо, без помощи Господа такую чушь вынести невозможно?). Ты умный человек, а говоришь такие вещи",—все эти и аналогичные фразы я предлагаю вам выбросить из своего лексикона наравне с матерщиной. Толку от них никакого, а задеть и обидеть они могут легко.

· Конечно, дело не в словах, то же самое может быть выражено и отмахиванием рукой (как от ерунды), и взглядом (как на идиота). Если вас все это абсолютно не задевает, значит, вы или к себе невнимательны, или ваша "толстокожесть" превысила обычный предел. Всегда ли это хорошо,не знаю.

Вообще старайтесь не давать отрицательных оценок мнения собеседника, напротив, отмечайте все удачные места в его высказываниях, поддерживайте в нем ощущение компетентности.

НАУЧИТЕСЬ ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ РЕЗКОСТИ И КАТЕГОРИЧНОСТИ

Наши рекомендации