Семинарское занятие – 2 часа
План
1. Исторические формы диалектики. Понятие диалектики.
2. Законы диалектики.
3. Категории диалектики.
4. Принципы диалектики.
Методические рекомендации
При подготовке первого вопроса, используйте историко-философский подход: необходимо вспомнить стихийную диалектику древних китайцев («даосизм») и античных греков (Гераклит) и проследить ее развитие у Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, а затем следует обратиться к современному ее толкованию. Далее необходимо выделить объективную и субъективную диалектику, а также противопоставить ей метафизику, объяснив свое понимание диалектики как учения и диалектики как метода. Рассматривая данную проблему, необходимо показать, что в структуру диалектики входят как законы, так и основные категории, но прежде чем их изложить, постарайтесь понять и определить с философской точки зрения закон. Покажите, что основное содержание диалектической теории описывается тремя законами, которые Г. Гегель сформулировал по отношению к Абсолютному духу, а К. Маркс и Ф. Энгельс применил и к материалистически понятым природе, обществу и человеческому мышлению.
При подготовке второго вопроса, уясните, что «ядро» диалектики составляет закон единства и борьбы противоположностей, который дает ответ на вопрос об источнике развития. Таким источником в диалектике считаются противоположные начала. Второй закон диалектики – закон перехода количественных изменений в качественные – служит развитием и конкретизацией первого и дает ответ на вопрос о механизме развития. Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания – выражает направленность развития. Согласно этому закону, развитие происходит по спирали, которая представляет собой цепь циклов. Обратите внимание на то, что три закона составляют основную часть диалектики, однако полностью ее содержания не исчерпывают. Диалектическая теория развития содержит учение о методе и особой диалектической логике. Три закона диалектики составляют так называемую объективную диалектику, а учение о методе и логика – субъективную. Далее перейдите к изложению регулятивной роли диалектики в общественной жизни, научном творчестве и других сферах бытия.
При подготовке третьего вопроса, рассмотрите универсальные связи бытия. Раскройте сущность категорий диалектики. Изучите единичное, особенное, общее: диалектика единичного и общего. Явление и сущность. Далее рассмотрите структурные связи: часть и целое, форма и содержание. Раскройте связи детерминации: причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность.
При подготовке четвертого вопроса, рассмотрите принципы диалектики.
Темы рефератов
1. Принцип системности.
2. Эволюция учения о причинности.
3. Явление и сущность.
4. Форма и содержание.
5. Необходимость и случайность.
6. Конструктивная роль случая.
7. Движущая сила противоречий.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Что такое «диалектика» в изначальном содержании этого понятия?
2. Почему и как диалектика превращается в учение о развитии?
3. Что такое «универсальные связи бытия»? Назовите категориальные связи, определяющие эту универсальность.
4. Что такое связи детерминации?
5. Назовите виды причинно-следственных связей.
6. В чем заключается принцип историзма?
7. В чем заключается принцип целостности?
8. Назовите основные гегелевские постулаты диалектического отрицания.
9. Что такое «скачок»?
10. «Мера» диалектическая и «мера» догматическая. Есть ли разница между этими понятиями?
Используемая литература:[1, 3, 6, 9, 10, 14, 16, 19, 32, 33, 40, 41, 64-83].
РАЗДЕЛ 5.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
Цель занятия − уяснить проблемы познания в философии, раскрыть сущности основных форм чувственного и рационального познания; выяснить проблемы истины в философии, а также выявить специфические признаки научного познания и его основных методов.
Семинарское занятие – 2 часа
План
1. Познание как предмет философского анализа.
2. Чувственное и рациональное познание. Их формы.
3. Объективная, абсолютная, относительная истины.
4. Критерии истины.
Методические рекомендации
При подготовке первого вопроса, необходимо уяснить, что гносеология – раздел философии, изучающий взаимоотношения человека и мира в процессе познания. Познание – духовная деятельность человека, направленная на систематизацию и хранение воспроизведенного в субъективной форме мира предметов, состояний и процессов. Познавательное отношение к миру предполагает разделение субъекта познания и объекта познания. Раскрывая содержание первого вопроса, объясните, почему в познавательных концепциях прошлого и настоящего невозможно обнаружить единогласия. Приведите примеры различных познавательных позиций и раскройте их суть (агностицизм, скептицизм, познавательный оптимизм). Обратите внимание, что история гносеологических учений дает нам образцы представлений о субъектах различной степени общности: от концепций, весьма близких к идее индивидуального субъекта, до предельно обобщенных концепций универсального или абсолютного субъекта. При этом можно показать, какие проблемы возникают при отождествлении субъекта познания с отдельным индивидом в ранних философских учениях. В теориях познания, которые развивались в русле традиций английского эмпиризма, субъект понимается как сообщество ученых. Еще более емкой является концепция социально-исторического субъекта, суть которой в том, что человек становится субъектом лишь в процессе освоения им мира идей и предметов, составляющих культурную сторону его жизни. Еще в античности возникает идея трансцендентального субъекта, которая получает развитие в философии И. Канта, а в дальнейшем – в философии Э. Гуссерля. Объект познания также является одной из основных категорий гносеологии. Проблема гносеологического объекта предполагает ответ на два основных вопроса: первое – на что направлена познавательная деятельность субъекта, и второе – каким образом получает субъект знания о внешнем по отношению к нему объекте. Ответы на эти вопросы позволяют выделить ряд основных направлений, по которым развивается осмысление объекта. Наиболее ранняя концепция – объект как сущее. Более поздняя – объект как феномен, т.е. явление, которое получило законченное выражение в учении И. Канта о «вещи в себе». В современной философии объект понимается как «бытие для другого». Особенности этих концепций и следует раскрыть при ответе на первый вопрос.
При подготовке второго вопроса, рассмотрите формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления, эмоции. Обратите внимание на то, что рациональное познание выступает как качественно новая ступень отражения действительности. Рассмотрите формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Изучите социально-историческую природу рационального знания, его связь с практикой.
При подготовке третьего вопроса, обратите внимание на то, что истина – это чрезвычайно широкое понятие, которое включает в себя следующие аспекты: вопросы о свойствах истины, – объективность и субъективность, относительность и абсолютность, конкретность. Кроме этого, следует затронуть проблему соотношения знания, мнения, заблуждения в познании.
При подготовке четвертого вопроса, рассмотрите проблему критериев истины в различных познавательных концепциях – практика, согласованность или формально-логическая непротиворечивость, простота и внутреннее изящество и т.д.
Темы рефератов
1. Сущность представлений и воображения.
2. Роль эмоций в познании.
3. Роль заблуждений в познании.
4. Проблема критерия истины в различных философских учениях.
5. Проблема истины в постмодернизме.
6. Стремление к абсолюту: вопрос о достижимости абсолютной истины.
7. Роль относительной истины в процессе познания.
8. Роль практики в деятельности человека и познание.
9. Информационные революции в истории человечества.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Какое место в философии занимает проблема познания?
2. Чем понимание отличается от объяснения?
3. Как соотносятся понятия «информация» и «знание»?
4. Дайте характеристику представлению как одной из форм чувственного познания.
5. Назовите основные формы рационального познания.
6. Как определяется критерий истины?
7. По отношению к чему истина относительна?
8. Научное познание и его специфические признаки.
Используемая литература:[1, 3, 6, 9, 10, 14, 16, 19, 32, 33, 40, 41, 64-83].
РАЗДЕЛ 6.
ОБЩЕСТВО: ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА