Вариации переменных и типология по различным действующим факторам.
Рассмотрим основные «переменные», которыми располагает методология Магического Театра, которые варьируются исходя из уникальной ситуации в том или ином конкретном случае. Таким образом, мы получим хотя бы приблизительную типологию Магического Театра по достаточно большому количеству варьируемых параметров.
И количество переменных, и качество системного вИдения на несколько порядков отличают Магический Театр от того, с чем его можно на первый неискушенный взгляд сравнить (Психодрама, Расстановки по Хеленгеру, Мифодрама и др.)
Итак вариации (каждый раз выбираемые Ведущим МТ) возможны по следующим параметрам и переменным:
Мы лишь перечислим возможные вариации, как развилки на каждом шаге работы Ведущего и поставлю вопросы, ответы на которые займут несравнимо больший объем, чем предполагает эта ознакомительная статья. Это вопросы, ответы на которые теоретически и практически изучаются в нашем курсе обучения и на специальных методологических семинарах для Ведущих МТ.
По уровню потенциала
В разные моменты работы, и, особенно в начале Ведущему важно увидеть и почувствовать уровень потенциала а) самого себя (Ведущего) б) Запросивца в) Группы
Возможны следующие варианты:
· Ведущий + (высокий потенциал), Запросивец – (низкий), Группа – (низкий)
· Ведущий + , Запросивец + , Группа - .
· Ведущий + , Запросивец + , Группа + .
· Ведущий + , Запросивец - , Группа + .
· Ведущий - , Запросивец - , Группа - .
· Ведущий - , Запросивец + , Группа + .
· Ведущий - , Запросивец + , Группа - .
· Ведущий - , Запросивец - , Группа + .
Таким образом, мы видим, что уже в начале работы возможны как минимум 8 совершенно различных начальных условий только по одному из множества параметров (не считая множества промежуточных позиций, когда потенциалы В или З или Г варьируются в широком интервале между низким и высоким) исходя из которых Ведущий выбирает совершенно различные варианты развития динамики, «вбрасывание», задание той или иной атмосферы, стратегий, технологий и техник, стилей, применяемых метафор и т.п. В ходе Театра каждый параметр может существенно поменяться, что необходимо все время удерживать во внимании, будучи готовым гибко сменить стиль ведения и другие параметры. Следует отметить, что каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, свои творческие возможности, и нельзя сказать, что какой-то один или несколько чем-то хуже или лучше других – они просто требуют совершенно разных решений, что делает каждый МТ непохожим на другие уже с самого начала процесса. Понятно, что в случае всех трех плюсов процесс может пройти наиболее быстро, ярко и красиво, но скорость, яркость и красота не являются единственными критериями качества процесса по всей совокупности соответствия работы Запросу Целого, который разворачивается на каждом МТ. Под Запросом Целого я имею в виду, что в каждом МТ можно увидеть «вызов» Универсума, выражающийся через проговариваемый и невербальный запрос Запросивца, каждого участника группы и стоящих за этими запросами структур, а также коллективного бессознательного (тут еще и учет метафоры многокоромысловых весов).
2) По стратегиям [4]
Стратегия - выбор (в пространстве и времени) методов, сил, средств и действий, направленных на установление Баланса по некому (одному или многим) ключевому параметру. Для терапии (как, собственно, и при работе с собой) важны не столько сами техники и приемы, а их выстроенность, последовательность распределения нагрузок.
Пространственно-временные Стратегии: Стратегии, по которым выстраивается временная последовательность нагрузок в тех же Объемно-Пространственных Стратегиях, последовательность их чередования и вся временная ткань терапии:
а) Точечная Стратегия - попадание одним действием в цель (если это целесообразно в данном случае);
б) Линейная Стратегия - цепочка последовательных действий, в которой каждое действие зависит от исхода предыдущего, но не зависит от последующих действий (один из примеров - технологии НЛП: "Взмах", "6-ти шаговое Переформирование" и т.д.
в) Циклическая Стратегия - ситуация после получения результатов на одной из стадий терапии, когда есть смысл вернуться к одному из предыдущих этапов - например, клиент "созрел" для более глубокой проработки уже пройденной темы заново. Такая терапия идет циклически, каждый раз до конца какого-то этапа, но на все большую и большую глубину.
г) Разветвленная Стратегия - действия одновременно (или быстропеременно) по нескольким разным направлениям. (Перескоки с темы на тему или параллельная работа сразу с несколькими уровнями). Действия терапевта в такой ситуации могут, как бы не зависеть одно от другого.
д) Адаптивная Стратегия - сначала определяется первое действие. Далее - отсутствие схемы - каждое последующее действие зависит от результата предыдущего, и схема поиска всегда исходит из наиболее полной на данный момент информации. (Один из примеров - гештальттерапия, где терапевт работает в каждый момент с тем, что он выделяет как фигуру из фона).
е) Стратегия Случайного Поиска - абсолютное отсутствие плана. Стратегия пригодна, когда нужно найти множество отправных точек для независимого поиска в широком поле неопределенностей.
ж) Хаотическая Стратегия - сбивание некой жесткой направленности потока реакций клиента. Это хаотическое изменение переменных характеристик с целью блокировки и переключения с доминирующего жесткого потока реакций.
з) Сферическая Стратегия, как разрозненные на первый взгляд "мазки на полотне" из элементов разных встроенных стратегий то тут, то там, где для Мастера угадывается весь замысел (когда полотно будет заполнено).
и) и т.д. (более тонкие и специальные Стратегии).
Вложенность Стратегий: Стратегии часто в терапии "вложены" одна в другую. Например, весь МТ идет по линейным последовательным этапам, но внутри каждого этапа имеется своя Стратегия, предположим, циклическая на одном и разветвленная на другом. Или наоборот, весь МТ идет по принципу циклической Стратегии, этапы внутри которой организованы линейно. А внутри какого-то этапа ряд техник и технологий выстроен адаптивно или хаотично. Внутри отдельных техник слова, жесты и т.п. тоже могут организовываться по какой-то оптимальной Стратегии.
Комбинации сочетаний и вложенности Стратегий бесконечны и уникальны в каждом конкретном случае и их использование опирается, опять же, на вИдение Запроса Целого.