Воображение. Видение. Имажинер.
Театр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — форма исполнительского искусства. Изначально в первых древнегреческих театрах разыгрывались мистериальные действа в честь бога Диониса (вспоминая его своеобразную антитезу с Аполлоном, можно предположить, что на архетипическом уровне театр есть средство, механизм оздоровления общей атмосферы всей тогдашней цивилизации, её душевного и духовного состояний). Изначально театр был призван отображать жизнь богов, и, очевидно, посвящать смертных в таинства божественных мистерий.
Театр сейчас — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию, в общем, любую сферу взаимодействия человека и образа. Основным средством выражения является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя через сценическое действо суть происходящего в архетипическом пространстве. При этом актёром не обязательно может быть живой человек. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение путём прохождения через кульминацию страдания) внутри него происходят изменения.
"Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны. И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь".
Шекспир, "Буря" (финальный монолог Просперо)
«Если бы современный актер захотел выразить старым мастерам свои сомнения по поводу их веры в самостоятельное существование творческих образов, они ответили бы ему: “Ты заблуждаешься, предполагая, что можешь творить исключительно из самого себя. Твой материалистический век привел тебя даже к мысли, что твое творчество есть продукт мозговой деятельности. Ее ты называешь вдохновением! Куда ведет оно тебя? Наше вдохновение вело нас за пределы чувственного мира. Оно выводило нас из узких рамок личного. Ты сосредоточен на самом себе. Ты копируешь свои собственные эмоции и с фотографической точностью изображаешь факты окружающей тебя жизни. Мы, следуя за нашими образами, проникли в сферы, для нас новые, нам дотоле неизвестные. Творя, мы познавали!»
М. А. Чехов «О технике актёра».
В этой части главы про вИдение, пожалуй, уместнее передать слово гениальному русскому актёру Михаилу Чехову, создавшему уникальную по простоте и глубине актёрскую систему работы с образами, основы которой, как нельзя лучше, вводят читателя сразу в само пространство вИдения. Оригинальный текст несколько сокращён.
«Если в вас достаточно смелости, чтобы признать самостоятельное существование образов, то имея какую либо определенную задачу, вы должны научиться властвовать над ними, организовывать и направлять их соответственно вашей цели.
Не стоит думать, что образы будут сразу являться перед вами завершенными. Они потребуют времени на то, чтобы совершенствуясь, достичь нужной степени выразительности. Вы должны терпеливо ждать. Но ждать — не значит пребывать в пассивном созерцании. Несмотря на способность образов жить своей самостоятельной жизнью, ваша активность является условием их развития.
Что же делаете вы в период ожидания? Вы задаете вопросы являющимся перед вами образам, как вы можете задавать их вашим друзьям.
В одном случае вы обращаетесь к своему рассудку. Вы анализируете чувства образа и стараетесь узнать о них как можно больше. Но чем больше вы знаете о переживаниях вашего героя, тем меньше чувствуете вы сами.
Другой способ противоположен первому. Его основа — воображение. Задавая вопросы, вы хотите увидеть то, о чем спрашиваете. Под вашим вопрошающим взглядом образ меняется и является перед вами как видимый ответ. В этом случает он продукт вашей творческой интуиции. И нет вопроса, на который вы не могли бы получить ответа. Разумеется, не на всякий вопрос вы получите немедленный ответ. Могут понадобиться часы, а может быть, и дни и более, в зависимости от значимости вопроса.
Художественный образ, предстоящий внутреннему взору, открыт для меня до конца со всеми его эмоциями, чувствами и страстями, со всеми замыслами, целями и самыми затаенными желаниями. Через внешнюю оболочку образа я “вижу” его внутреннюю жизнь.
Необходимо обладать достаточной силой, чтобы быть в состоянии остановить движение образов и держать их перед вашим внутренним взором так долго, как вы этого захотите. Сила эта есть способность сосредоточивать свое внимание. Все мы обладаем ею от природы, и без нее мы не могли бы выполнить ни одного даже самого незначительного повседневного действия (за исключением привычных). Но сила концентрации, которой мы пользуемся в обыденной жизни, недостаточна. От этой силы в значительной мере зависит и продуктивность изображения. Нужно развить ее в себе.
Если вам случалось наблюдать себя в такие периоды жизни, когда вы в течение дней и недель с нетерпением ждали наступления важного события или встречи с желанным, вы могли заметить, что наряду с обыденной жизнью, вы вели еще и другую — внутренне деятельную и напряженную.
Эта деятельность как раз происходит в пространстве нужного нам внимания. Рассмотрим ее подробнее.
В процессе внимания вы внутренне совершаете одновременно четыре действия. Во-первых, вы держите незримо объект вашего внимания. Во-вторых, вы притягиваете его к себе. В-третьих, сами устремляетесь к нему. В-четвертых, вы проникаете в него.
Все четыре действия, составляющие процесс внимания совершаются одновременно и представляют собой большую душевную силу. Процесс этот не требует физического усилия и протекает целиком в области души. Даже в том случае, когда объектом вашего внимания является видимый предмет, и вы принуждены физически пользоваться вашим зрением, все же процесс сосредоточения внимания лежит за пределом физического восприятия зрением, слухом или осязанием. Часто упражнения на внимание ошибочно строятся на напряжении физических органов чувств (зрения, слуха, осязания и т.д.), вместо того чтобы рассматривать физическое восприятие как ступень, лишь предшествующую процессу внимания. В действительности органы внешних чувств освобождаются в тот момент, как начался процесс внимания. Ожидая предстоящего события, то есть, будучи сосредоточены на нем, вы можете, днями и неделями вести вашу повседневную жизнь, свободно пользуясь вашими органами чувств: внимание протекает за их пределами. И даже (вы заметите это при дальнейших упражнениях) чем меньше напряжены органы ваших чувств, тем скорее вы достигаете сосредоточения внимания и тем значительнее его сила.
Объектом внимания может быть все, что доступно сфере вашего сознания: как образ фантазии, так и конкретный физический предмет, как событие прошлого, так и будущего».
М. Чехов «О технике актёра».
Образы(в самом широком смысле) занимают важнейшее место практически во всех сферах человеческой жизни, и потому дальнейшее изложение будет посвящено вопросам взаимодействия с ними. В особенности вопросам позволения самого процесса восприятия, поскольку для рационалистического, разумного современного человека именно позволение играет здесь очень важную роль и во многом определяет процесс восприятия, который порой направляется очевидными всем, одобренными, и от того совсем незаметными доминантами.
С научно методологической точки зрения подход к вИдению в пространстве МТ в буквальном смысле универсален. Настолько, насколько позволяет имеющаяся на данный момент постоянно совершенствуемая философская и методологическая базы.