Смена фокусировки или чтение с переменной скоростью
Малоопытный читатель обычно читает текст с постоянной, относительно невысокой скоростью. Люди, недавно научившиеся быстро читать, стремятся читать любые тексты с максимальной скоростью и страдают от неполного понимания прочитанного. Это часто является причиной регрессии полученных навыков, съезжания на надежный, пусть медленный темп чтения.
Эффективное чтение — чтение с переменной скоростью: легковесную часть текста следует просматривать на высокой скорости, при встрече с оригинальной мыслью - несколько снижать темп чтения, а в некоторых случаях, например столкнувшись с блестящей идеей или поразительным фактом, следует не колеблясь останавливаться, чтобы осмыслить прочитанное. "Не в писаниях Монтеня, а во мне содержится то, что я внихвычитываю" - Паскаль. Остановитесь!
Глава IV.
Понятие об энергопотенциале
Одним из важнейших индивидуальных качеств человека является его энергопотенциал. Определим его как способность длительное время затрачивать усилия, не получая вознаграждения. Скажем, для того, чтобы решить трудную задачу, необходимо некоторое время неотступно думать только о ней.
Любое живое существо стремится повторять те действия, которые ведут к чувству удовлетворения и избегает всего, что ведет к негативным переживаниям.
Удовлетворение мы получаем тогда, когда снижается напряжение какой-либо потребности, иначе говоря, когда мы достигаем какой-нибудь цели, когда сбываются наши ожидания.
Негативные переживания возникают в тех случаях, когда мы обманываемся в наших ожиданиях, когда не находим путей удовлетворения потребностей.
Достижение даже простейших целей всегда сопровождается некоторым периодом неуверенности, неопределенности, периодом, когда результат еще не определен, не ясен. Степень этой неуверенности колеблется в зависимости от рода деятельности и от состояния человека; соответственно, в процессе деятельности люди испытывают более или менее сильные отрицательные эмоции, направленные на прекращение данной деятельности.
Все живые существа крайне рациональны, они стремятся к тому, чтобы затраченная энергия окупалась. Например, дрессируемое животное отказывается работать, если вознаграждение ниже определенного предела.
В каждый момент времени человек имеет некоторую вероятностную оценку благоприятного исхода данной деятельности. Исходя из этой оценки, он и принимает решение о том, продолжать ли вкладывать энергию-время в эту деятельность, либо прекратить ее, смирившись с уже понесенными потерями, но ограничив дальнейший ущерб.
Индивидуальные различия переносимости этих состояний весьма велики и тесно связаны с такими качествами человека как уровень самооценки, уверенность в своих силах, настойчивость, уровень тревожности, выдержка, эмоциональная устойчивость, темперамент и др.
Большой вклад в энергопотенциал вносят и особые навыки, такие как искусство правильного целеполагания, умение расчленять проблемы до управляемых размеров, привычка к полному сосредоточению на одной проблеме, опытность в разрешении сложных задач и др.
В общем, можно сказать, что всякая победа увеличивает энергопотенциал, а всякое поражение — уменьшает его. Таким образом, задача всякого разумного человека состоит в том, чтобы свести количество неудач к минимуму, а количество побед — к максимуму. Все люди интуитивно именно к этому и стремятся, однако это удается далеко не всем, ведь фактически искусство побеждать — это и есть искусство жизни
В этой книге мы не сможем подробно остановиться на всех составляющих искусства поддержания и развития энергопотенциала. Отметим лишь те принципы, которые помогут вам при работе с данным самоучителем.
Глава V.
Общие принципы тренировки
Для того, чтобы данная деятельность не только не вызывала неприязни, но и приносила удовольствие, необходимо:
1. Сильная мотивация. Человек должен ясно представлять, что именно он получит в результате деятельности и как это скажется на его жизни. В идеале следует делать лишь то, что невозможно не делать, то, что способно сразу или в обозримом будущем существенно повлиять на нашу жизнь.
Это возможно лишь в том случае, если человек имеет очень четкую и хорошо продуманную иерархию целей, либо при особых внешних обстоятельствах. Фактически, искусство самомотивации — это основа того, что называют волей. Сюда следует отнести также принцип самоограничения, иначе говоря, привычку к завершению незаконченного дела.
Что касается искусства мотивации деятельности обучаемых (подчиненных), то это, пожалуй, самое важное качество любого организатора, тренера, руководителя.
2. Фактически весь фокус правильной организации тренировок состоит в том, чтобы большая часть приложенных усилий завершалась победой, удовлетворением. Для этого:
— первое задание должно быть заведомо выполнимым. Во время выполнения этого задания мы сможем точнее оценить как трудности, так и собственные силы и следующую задачу поставить в большее соответствие со своими возможностями;
— при успехе не следует слишком усложнять очередное задание, так, чтобы положительный результат достигался хотя и с трудом, но не ценой чрезмерных усилий;
— при успехе, значительно превосходящем обычные показатели, не следует пытаться немедленно повторить рекордный результат. Лучше отложить работу над данным упражнением до следующего дня и перейти к другим заданиям. Это существенно повысит ваши шансына закрепление достигнутого. На следующий день следует ставить обычную, текущую задачу у лишь в случае повторения вчерашнего результата постепенно повышать требования;
— при неуспехе или просто заметно возросших трудностях не следует сразу бросаться в бой, лучше временно упростить задание или даже вернуться назад. Качество, стабильность, способность без излишнего напряжения выполнять пусть меньшее задание всегда важнее эпизодических, поставленных через силу рекордов.
— каждый успех необходимо поощрять, независимо от того, тренируете вы самого себя или другого. Систему поощрений следует заранее продумать (это может быть долька апельсина или шоколада, небольшой отдых, улыбка и т. д.)
— поощрять следует не только очевидные успехи, но и просто затраченные усилия. Каждая тренировка в идеале должна заканчиваться на высокой ноте. Соответственно следует так ее планировать, чтобы выполнение последнего задания принесло победу, достижение.
3. Упражнения, приведенные в этом самоучителе, разбиты на уроки так, что на один урок средний человек затрачивает полтора-два часа своего времени. Если по каким-то причинам вас не устраивает столь напряженный темп занятий, и вы решите выполнять один урок в два-три приема, то перед выполнением очередной части следует в быстром темпе повторить предыдущие.
Глава VI. Советы родителям
Данный самоучитель может быть использован и как учебное пособие для детей младшего школьного возраста. В этом случае следует тщательно проработать теоретическую часть введения обратив особое внимание на общие принципы тренинга и на понятие об энергопотенциале.
В частности, следует иметь ввиду, что дети на начальных этапах обучения быстро утомляются, причем почти невозможно заранее предвидеть тот объем упражнений, который они в состоянии выдержать в данный цемент времени.
Если разумная мера нагрузок окажется превышенной, то у ребенка возникнет психологический барьер, который в будущем будет препятствовать возвращению к данным упражнениям. Если указанная мера превышается неоднократно, то весьма вероятно формирование неприязни к данному роду занятий.
Поэтому, следует очень внимательно следить за степенью заинтересованности ребенка и прерывать занятие при появлении первых признаков утомления (отвлечения, капризы, вздохи, понижение голоса и т.п.).
В связи с этим, до тех пор пока у ребенка не сформируется устойчивая тяга к чтению, ему следует давать фрагментальные задания так, чтобы время, необходимое на выполнение каждого из них не превышало пяти минут.
Что касается приведенных в книге временных нормативов, то они, конечно же, должны быть значительно снижены и соответствовать возможностям ребенка. Если ребенок возражает против необходимости укладываться в какие бы то ни было временные рамки, то лучше пойти ему навстречу. Вообще, следует больше прислушиваться к желаниям ребенка — он интуитивно лучше самого умного взрослого чувствует как сберегать собственный энергопотенциал.
Помимо поощрений за выполнение каждого задания (в основном это должны быть знаки одобрения и лишь изредка конфеты и т. п.), важно заинтересовать ребенка самим процессом, так, чтобы он начал получать внутренне подкрепления типа "я смог" или "как интересно!" По-этому, малопонятные для ребенка тексты и цитаты приведенные в книге следует заменить другими, соответствующими его возрасту.
Урок № 1
Прежде чем браться за незнакомое дело, даже если вы считаете его важным и полезным, необходимо взвесить свои возможности и не брать на себя заведомо невыполнимых обязательств. Лучше пока выбрать небольшую промежуточную и явно достижимую цель. На этой промежуточной цели можно спокойно испытать свои силы, не подвергая опасности накопленный энергопотенциал и даже немного его повысить.
В данном случае я бы посоветовал постараться полностью выполнить только первый урок. В самом худшем случае суммарные времязатраты на его выполнение составят около пяти часов. После этого вы сможете принять решение с открытыми глазами.
Каждое упражнение следует повторять не более шести раз. Если кшестой попытке не удалось достигнуть заданного результата, следует либо перейти к следующему упражнению, либо сделать не менее чем часовой перерыв.
Начало занятия: число__, время__.
Упражнение 1.
Нарисуйте квадрат. Закройте глаза и представьте себе его зрительный образ. Мысленно удаляйте квадрат от себя, пока он не превратится в точку. Затем, увеличивая в размерах, возвращайте его к себе, пока он, надвинувшись, не уйдет за пределы зрения.
Верните квадрат на удобную дистанцию. Сдвигайте его влево и вправо, вверх и вниз. Убедитесь, что фигура послушна вашей воле. Если возникают трудности, сядьте в удобную позу, расслабьте грудь, плечи и предплечья и спокойно, не напрягаясь, взгляните на квадрат вновь. Затем поднимите глаза влево-вверх (глаза можно не закрывать). Если изображение появилось, то повторите это упражнение несколько раз, пока не обретете уверенность. В противном случае попробуйте другие положения глаз (вверх, влево, вправо, влево-вниз и др.).
Мысленно проведитев квадрате диагонали. Повторите упражнение.
Упражнение 2.
Мысленно помещая внутрь квадрата буквы х, о, т, п, повторите упражнение 1. На каждую букву затрачивайте 3-5 сек.
Упражнение 3.
Засеките время и прочтите вслух буквы алфавита. Повторите несколько раз, пока время чтения не снизится до десяти и менее секунд. Если за шесть попыток это не удалось — не огорчайтесь, всему свое время. Если удалось легко, — сократите время насколько возможно.
П.1
а | б | в | г | д | е | е | ж | з | и |
к | л | м | н | о | п | р | с | т | у |
ф | х | ц | ч | ш | щ | ы | э | ю | я |
№ попытки и время: 1 __2.__3.___4.__5.__6.__
П.2
я | ю | э | ы | щ | ш | ч | ц | х | ф |
у | т | с | р | п | о | н | м | л | к |
и | з | ж | е | ё | д | г | в | б | а |
№ попытки и время: 1 __2.__3.___4.__5.__6.__
П.3
ю | с | ж | ц | н | е | э | м | х | б |
у | г | л | щ | и | п | ч | а | р | |
о | ш | в | ё | т | к | я | д | ы | ф |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
П.4
б | х | м | э | п | ч | а | р | ё | з |
ш | н | и | л | ц | с | у | ж | г | ю |
ф | ы | т | д | я | к | о | в | е | ш |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 4.