Упражнения на развитие периферического зрения

Эти упражнения стимулируют способность глаза воспринимать не толь­ко ту информацию, которая находится в фокусе зрения, но и ту, которая обычно воспринимается лишь как фон. Традиционные методики позволя­ют одновременно (за один взгляд) воспринимать лишь несколько букв. Среднему взрослому человеку приходится делать на одной книжной стро­ке 10-12 фиксаций (человеческий глаз, считывая информацию, движется скачками, причем восприятие происходит именно в моменты остановок-фиксаций. Одна фиксация длится в среднем около 0,3 сек.).

Отсутствие навыка периферического чтения затрудняет восприятие более крупных единиц информации: слов, словосочетаний и т.д. Тренирован­ный человек, читающий методом сопереживания, делает на строке лишь две-три фиксации. Если же он читает методом фильтрации, то две-три фиксации приходится на целый абзац.

Следует иметь ввиду, что тренировка периферического зрения сама по себе не способна существенно повысить скорость чтения до тех пор, пока мозг не научился опознавать крупные единицы информации как целое. Цель этих упражнений состоит в снятии психологического барьера при переходе на более высокие скорости чтения.

Визуализация эталонов букв, буквосочетаний, слов и словосочетаний

Эти упражнения предназначены для развития зрительной памяти и спо­собствуют ускоренной выработке зрительных эталонов. Упражнения также способствуют выдвижению зрительных эталонов на первый план в процессе чтения. Чем легче человек оперирует с ними, тем быстрее попол­няется активный фонд этих эталонов и тем меньше он нуждается в полном внутреннем проговаривании.

Упражнения на запоминание цитат

Эти упражнения развивают навык, необходимый для качественного усвоения текстовой информации при изучающем чтении. Хотя запоминание текстов не сводится к навыку воспроизведения цитат, этот навык все же является одним из ключевых, так как предложение — важнейшая единица передаваемой мысли. В качестве учебного материала подобраны такие цита­та, которые, на наш взгляд, способны послужить хорошей пищей для ума, а некоторые, возможно, стать регуляторами поведения и мышления.

Сокращение текстов (вычеркивание)

Одной из причин плохого усвоения информации является установка на дословное запоминание текста. Такая установка предъявляет практически невыполнимые требования к объему памяти читателя: дословное запомина­ние требует усилий, в десятки раз больших, чем простое запоминание смыс­ла сообщения. Так, даже профессионалы-мнемонисты, демонстрирующие чудеса "сверхпамяти", обычно избегают заданий, которые требуют дослов­ного запоминания текстовой информации (см. "Маленькая книжка о боль­шой памяти" А.Р.Лурия). Суть упражнения заключается в развитии весьма полезного навыка отбрасывания избыточной информации (которой в обще­политических и т.п. текстах содержится до 75 процентов). Это позволяет существенно разгрузить память без особого ущерба для качества воспроизве­дения: очень немногие тексты требуют дословного воспроизведения.

Между прочим, умение отсеивать избыточную информацию и фиксиро­вать суть сообщения является одним из "секретов" преуспевания практичес­ки во всех областях человеческой деятельности.

Переформулирование и пересказы

Эти упражнения — необходимое дополнение к вышеописанным задани­ям. Их назначение — развитие навыка формулирования собственных выска­зываний на базе тех ключевых идей, которые остались в памяти после прочтения текста. На первый взгляд пересказ только что прочтенного текста представляется детской забавой, однако очень многие взрослые люди не владеют этим искусством даже на том уровне, который считается нормаль­ным в школах.

Выявление структуры текста

Ни о каком запоминании текста не может быть и речи, если читатель не в состоянии выявить его структуру. До тех пор, пока встречающиеся в Тексте факты, идеи и умозаключения не соотнесены друг с другом или с какой то иной, уже имеющейся в памяти структурой, до тех пор воспроиз­ведение текста будет оставаться фрагментарным и бессвязным.

Большинство людей не имеет даже элементарного представления о структурных особенностях различных текстов. Они лишь замечают, что некоторые тексты запоминаются легко и просто, часто непроизвольно, а другие — даже при большом желании запоминаются с трудом. Например, детективы и повести, имеющие четкую событийно-смысловую последовательность и примерно равнозначные смысловые фрагменты, запоминаются без всяких усилий и очень подробно. Одни события ни в коем случае не могли про­изойти раньше или позже других и поэтому принятие решения о том, какое именно событие следует за данным не составляет труда.

А вызывающие не меньший интерес писания Монтеня, Дейла Карнеги и др. неподготовленному человеку пересказать очень трудно: вспоминаются лишь отдельные фрагменты, но не все произведение, так как структурные связи между отдельными смысловыми элементами отсутствуют в памяти (не были своевременно зафиксированы).

То же самое справедливо для множества учебных, научных и прочих, особенно недостаточно структурированных текстов. Существуют тексты со столь сложной структурой, что для многих людей их легче выучить наи­зусть, чем выявить эту структуру.

Суть упражнений такого типа состоит в выработке навыков выявления и фиксации в памяти структуры изучаемого текста.

В сильно упрощенном виде можно выделить две основные структу­ры логической организации текста. Разумеется, на практике они пересека­ются, взаимодействуют и все же в каждом конкретном случае одна из структур является доминирующей.

Первый способ организации словесного материала представляет собой линейную последовательность смысловых единиц примерно одинакового размера: событий (если речь идет о художественном произведении) или постулатов, гипотез, идей, фактов (в научных, научно-популярных и т.п. текстах).

Другой основной способ организации материала — кустовой. Таковы, например, описательные тексты: вначале дается некая обобщенная карти­на, затем описываются отдельные ее элементы, причем сами эти элементы могут состоять из еще более мелких и т.д. Хорошее представление о по­добных структурах дает так называемый "сложный план", который мы составляли в школе.

Наиболее неприятная ситуация для начинающих — сложная система пере­плетения линейной и кустовой структур и чередования смысловых фрагмен­тов разного размера. Такого рода тексты часто и читаются с некоторым трудом и тяжело поддаются воспроизведению.

Для выработки привычки вычленения и запоминания структурных осо­бенностей текстовой информации применяется разметка текстов с после­дующим воспроизведением выявленной структуры.

Наши рекомендации