Индивид и личность. Проблема свободы и ответственности личности

Понятие индивид, индивидуальность в философской антропологии. Объем понятий индивид и личность. Личность как социальная индивидуальность. Решение проблемы свободы и ответственности личности в различных видах мировоззрения (миф, религия, философия, наука). Соотношение категорий «личность» и «свобода» в философии Н.А.Бердяева. Проблема свободы и ответственности личности в экзистенциализме (Ф.М.Достоевский, А.Камю) и персонализме. Социализация индивида. Нравственно-духовная сущность личности. Свобода и ответственность личности – дилемма мировоззрения современного человека.

Картины мира. Научные революции и смена типов миропонимания

Понятие картины мира. Сущностное отличие мифологической, религиозной и естественнонаучной картин мира. Основные характеристики естественнонаучной картины мира. Источники научной картины мира.Общая испециальные (локальные) научные картины мира (физический, биологический мир; социальная реальность и т.д.). Научная картина мира как научно-исследовательская программа. Современная наука об уровнях строения материи.

Учение Т. Куна о научных революциях. Понятие парадигмы. Научные революции в истории естествознания.

Первая глобальная научная революция[3]: 1)смена космологической картины мира в философии XVI-XVII вв. от геоцентризма к гелицентризму (Коперник, Бруно, Галилей); 2) создание классической механики и экспериментального естествознания.

Вторая глобальная научная революция: 1) от метафизического понимания к диалектическому в естествознании Нового времени; 2)диалектико-материалистическая картина мира во второй половине ХІХ в; 3) принцип материального единства мира.

Третья глобальная научная революция: релятивная космология; становление и развитие генетики и кибернетики.

Четвертая глобальная научная революция: 1) современная космология; 2)проблемы биоэтики; 3) синергетика как новое миропонимание конца ХХ- начала ХХІ века.

Наука, техника, технология: философский аспект анализа

Наука как особый вид деятельности. Закономерности развития науки. Классификация наук. Техника и технология как социальные явления. Развитие технических средств. Взаимоотношение науки и техники. Научно-техническая революция, ее технологические и социальные последствия. Социальные и этические последствия научно-технического прогресса. Наука и религия. Знание и вера[4].

Взаимодействие природы и общества. Становление экофилософии

«Природа» как философская категория. Взаимодействие природы и общества: 1) предфилософский период; 2)античная философия; 3) философия средневековья и эпохи Возрождения; 4) Новое время и становление капитализма; 5)Реалии ХХ- начала XXI вв.

Экологический кризис. Философский контекст экологической проблемы. Человечество как геологическая сила. Учение В.И.Вернадского о ноосфере. Человек и ноосфера. Римский клуб (К.Лоренц, А.Пиччеи). Экологический императив. Становление экофилософии.

Философия и глобальные проблемы целостного мира: демографическая проблема; проблема образования; здравоохранение, продовольственная проблема; неравномерность экономического развития; энергетические и сырьевые ресурсы; проблема войны и мира. Общечеловеческие ориентиры: движение к глобальному сознанию; консолидация международных сил; соотношение частных и общих интересов в решении глобальных проблем.[5]

Философия и образ будущего

Будущее человечества как предмет философской рефлексии. Сущность и результативность научного предвидения и социального прогнозирования. Научно-техническая революция и альтернативы будущего. Необратимость прогресса. Исходные посылки, обуславливающие развитие мира: диалектика, материализм, идеализм, универсализм, интегративизм (холизм).

Периодизация будущего: непосредственное, обозримое и отдаленное будущее. Методы научного прогнозирования:1) экстраполяция; 2) историческая аналогия; 3) компьютерное моделирование; 4) сценарии будущего; 5) экспертные оценки.

Проблемы «конструирования» будущего. Б.Ф. Поршнев об ускорении ритма истории. Численность населения планеты в неолите 25 млн. человек; начало нашей эры – 220 млн.; начало ХХI в. – 6,4 миллиарда; 2012 г. – 7 млрд. Что дальше?

Френсис Фукуяма: «Конец истории и последний человек» (1998). Концепция многополярности мира С.Хантингтона («Столкновение цивилизаций»). Дж.Нейсбит «Высокая технология, глубокая гуманность»(1999): попытка синтеза продуктов цивилизации и духовной культуры в единый социально-культурный универсум. Сергей Переслегин о «Новых картах будущего»: динамика сред; антропосреды и системы деятельности (2009). Будущее человечества и реальный исторический процесс. Гуманистическая миссия научного прогнозирования[6].

IV Рекомендуемая литература

основная литература:

1. Философия: учебник для академического бакалавриата/А.А. Ивин, И.П. НикитинаМ.: издательство Юрайт, 2016

2. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия. - М.:Проспект, 2004;

3. Бучило, Н. Ф., Чумаков, А. Н. Философия: Учебное пособие. - М.:ПЕР СЭ, 2003;

4. Введение в философию /Под ред. И.Т. Фролова. - М.:Республика, 2005;

5. Гриненко, Г.В. История философии: учебник. - М., 2004;

6. Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004;

7. Лавриненко, В.Н. Философия. - М.: Юрист, 2004;

8. Марков, Б.В. Философия: учебник для вузов. – СПб.:Питер, 2009;

9. Философия / Под ред. В.Д. Губина. - М.: Гардарики, 2005;

10. Философия / Под ред. В.Д. Губина. - М.: Гардарики, 2007.

11. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М,: Проспект, 2009

б) дополнительная литература:

1. Всемирная философия ХХ века. /Сост. А.П. Андриевский. - Минск, 2004;

2. Ермаков, Е.Е. Философия. - М., 2002;

3. Зеньковский, В. В. История русской философии. В 2 т. - М. Ростов-на-Дону, 1999;

4. История философии в кратком изложении. - М., 1991;

5. Канке, В. А. Философия. - М., 2001;

6. Кармин, А.С., Бернадский, Г.Г Философия. - СПб., 2006;

7. Кохановский, В.П. Философия. - Ростов-на-Дону, 2001;

8. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 томах. М., 2004;

9. Мишаткина, Т. В., Порус, В.Н. Этика бизнеса: ориентация на успех, справедливость и демократию // Высшее образование в России, 2005, № 9;

10. Моисеева, Н.А., Сороковникова, В.И. Философия: Краткий курс. – СПб., 2004;

11. Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991;

12. Реале ,Дж. Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. - СПб., 1994-2000;

13. Ролз, Дж. Теория справедливости. - Новосибирск. 1995.

14. Скирбекк, Г., Гильке, Н. История философии: Учебн.пос. / Ред. С. Б. Крымского. - М., 2001;

15. Словарь основных понятий и терминов по философии. - Мичуринск, 1998;

16. Философия науки: учебн. пособие/ Под ред. А,И. Липкина. М.,2007;

17. Философия ХХ века. Учебное пособие / Ред Добрынина В.И. И др. - М., 1997;

18. Философский энциклопедический словарь. - М., 1997;

19. Хрестоматия по истории философии. Учебн. пос. для вузов. /Ред. Микешина Л.А В 3 ч. - М., 1997;

20. Хрестоматия по философии / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. - М., 1996;

21. Чанышев, А.Н. Начало философии. - М., 1982.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://www.ph4s.ru/book_gum_phylos.html

2. http://filosof.historic.ru

3. http://pomirutur.ru/

4. http://www.philosophy.ru

5. http://books.atheism.ru/philosophy/

6. http://philosophy.wideworld.ru

7. http://www.filosofa.net

8. http://www.academyrh.info

9. http://www.koob.ru/philosophy/

10. http://phenomen.ru/

11. http://az.lib.ru/janr/index_janr_12-1.shtml
http://www.vselektsii.ru/index.php/Table/Filosofiya/

12. http://www.gumfak.ru/filosof.shtml

13. http://www.philosophy.i-bunin.net

14. http://www.great-philosopher.ru

V Рекомендации к организации ответа на экзамене

Поскольку общий курс философии изучался соискателями в системе высшего профессионального образования, то от них, помимо детального изучения необходимых источников, требуется еще и личностный, творческий подход к освоению и обобщению учебного материала. Соискатели должны проявить способность к философскому размышлению над насущными проблемами и вопросами философской науки с целью личностного приобщения к сокровищнице мировой мудрости и полезного теоретического опыта. Без этой кропотливой работы весь багаж философских знаний полагается бесполезным.

Настоящие рекомендации систематизируют весь спектр знаний по философии, что позволяет увеличить эффективность самостоятельной подготовки к вступительному экзамену.

В заключении укажем некоторые пожелания к ответу на вступительном экзамене в аспирантуру по философии.

1.Раскрытие каждого вопроса должно производиться строго логически в наукообразном стиле. В процессе ответа желательно использовать понятия из философского категориального аппарата.

2.В изложении ответа постарайтесь избежать: 1) указания несущественных фактов жизни анализируемых философов; 2) пространных цитат и многосложных определений. «Зубрить» материал по философии не рекомендуется.

3.В ответе важным признается только суть, существо разбираемого вопроса. Правильное построение ответа раскрывает уровень понимания соискателем базовых философских проблем, показывает степень его знакомства со спецификой философской рефлексии.

4.Обычно экзаменационный ответ строится по следующей структуре:

- Вводная часть: актуальность излагаемого вопроса, его место в перечне насущных проблем современности;

- Основная часть: непосредственное раскрытие основного содержания вопроса; если Вы рассматриваете исключительно теоретические аспекты философской науки, то желательно подкреплять изложение материала разнообразными примерами.

- Заключение: резюме, где представляется возможным указать степень личного отношения к раскрываемой теме.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования

Автор-составитель доц. кафедры философии и социальных коммуникаций Мичуринского государственного аграрного университета, к.ф.н. Павленко А.В.

[1] Пико Делла Мирандола

[2] Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов-на-Дону, 2004, Глава 7 «Методы научного познания», С.420-454.

[3] Наиболее подробно этот вопрос раскрывается в учебнике: Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов-на-Дону, 2004, С. 285-336.

[4] Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов-на-Дону, 2004, Глава 5 «Наука, техника, технология», С. 379-419.

[5] Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: Учебное пособие. - М., 2003, С.391-428.

[6] Введение в философию /Под ред. И.Т. Фролова. - М., 2003,2005, Раздел 2, §12, С.590-605.

Наши рекомендации