Общая характеристика принципов и категорий диалектики.
Категории - основные понятия, отражающие общие и существенные свойства, стороны, отношения и связи определенных классов явлений, они концентрируют в себе и выражают достигнутые знания.
Философские категории - фундаментальные понятия, которые отражают общие отношения материальной, социальной действительности и познания.
Категории диалектики – это предельно широкие, абстрактные понятия, содержанием которых являются всеобщие стороны существования и развития объективного мира; это исходные формы мышления, когда его объектом выступает развитие.
Среди системы диалектических категорий наиболее выделяются парные( парные, потому что построены по принципу противоречия, противостояния среди единства) категории диалектики:
-выступают в качестве различных сторон и ступеней познания реального мира,
-отражают универсальные связи бытия
-характеризуют противоположные, «полярные» стороны всех существующих в мире предметов, явлений и процессов
-образуют целостную и гибкую систему всеобщих понятий, отражающих противоречивость и изменчивость бытия.
Единичное, особенное, общее. Единичное - это индивидуальные, неповторимые черты, свойства, присущие предмету. Общее - существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы. Особенное - связь между общим и единичным в предмете. Единичное, особенное, общее – соотносимые категории, отражающие различные, но взаимосвязанные аспекты развития предмета. Развиваясь, предмет изменяется во всех трех аспектах. Но в зависимости от природы рассматриваемого образования в нем преобладает тот аспект развития, которым характеризуется способ его существования. Так, у животного преобладает общее – родовая программа поведения. Человек развивается при взаимодополнительности процессов социализации и индивидуализации.
Иван: единичное – «студент», особенное – «русский», общее – «человек»
Категория общее может охватывать более или менее широкий класс предметов, явлений, поэтому имеет различную степень общности. Например, Иван есть русский, славянин, человек, млекопитающее, животное, живое существо, материальное образование. Причина, следствие.
Эти категории характеризуют развитие со стороны его определенной упорядоченности: одно явление (событие) вызывает к жизни другое, являясь его причиной. Данные категории конкретизируют причинную связь между явлениями. Явление может быть названо причиной другого явления при наличии следующих признаков:
1) если оно порождает, вызывает другое явление, предшествуя ему по времени;
2) если акт порождения «нечто» не случаен, а происходит с необходимостью.
Причина - это явление, с необходимостью порождающее другое явление (или с необходимостью вызывающее изменения в существующем явлении). Следствие – это то, что возникает под воздействием причины. причина явлений правильно считать не какой-либо отдельный фактор, а в конечном счете взаимодействие сил, тел, процессов или внутренних элементов, сторон процессов и систем. Взаимодействие оказывается главным источником возникновения, изменения, исчезновения явлений, т. е. рождение следствия, а следствие есть результат указанного взаимодействия.
Причинно-следственная связь характеризуется некоторыми чертами:
1.Она объективна - существует в самой действительности независимо от сознания.
2. Она всеобща - любое событие, или явление, всегда имеет свою причину, беспричинных явлений не бывает.
3. Она носит необходимый характер - определенная причина всегда при наличии соответствующих условий вызывает одно и то же следствие.
Причина отличается от условий, т. е. совокупности внешних причин (внешних взаимодействий). Она активный, действующий фактор, вызывающий событие. Условия сами следствия вызвать не могут, хотя нужны для наступления события, способствуют ему. Среди внешних причин может существовать такая причина, которая непосредственно влияет на главную причину и ускоряет процесс появления следствия. Играет роль своего рода спускового крючка - повод. Например, поводом ссоры людей в трамвае может служить случайный толчок одним другого. Хотя истинная причина ссоры - плохая работа транспорта и вызванная этим напряженное состояние людей. Повод можно искусственно создать. Мастером таких провокаций был в свое время Гитлер, создавший повод к второй мировой войне, спровоцировав нападение на радиостанцию в Глливице. Необходимость и случайность. Под необходимым понимают то, что обусловлено внутренними причинами и сущностью процессов, что подготовлено всем предшествующим развитием и поэтому наступает неизбежно. Необходимость выражает упорядоченный характер развития мира, его закономерность, необ - ть связана с общим. Случайность - явление объективное. Она вытекает из внешних связей, а поэтому может быть или не быть. Случайность связана с единичным. Как и все явления, случайные явления имеют свои причины. Понимание случайности как беспричинного явления - характерная ошибка обыденного сознания. Для правильного понимания случайности важно уяснить ее относительность. Абсолютной, то есть случайной во всех отношениях, случайности нет. Какое-то явление может быть случайным лишь по отношению к определенной закономерной связи. В другом отношении это же явление необходимо. Для развития науки случайно, какой ученый, где и при каких обстоятельствах сделал то или иное открытие. Но жизнь и деятельность ученого, сделавшего открытие, обычно показывают, что он пришел к нему не случайно, оно оказывается необходимым результатом его воспитания, интересов, целеустремленной работы. Часто случайность возникает при пересечении двух или нескольких необходимостей.
Случайность можно рассматривать как отклонение от тенденции развития, не связанное с изменениями в сущности предмета.
случайность есть дополнение и форма проявления необходимости, означающее, что чистой необходимости без случайностей ни в природе, ни в обществе не бывает. Необходимость не только сопровождается и дополняется случайностями, но и проявляется через них. Категории необходимости и случайности помогает понять смысл деления законов на динамические и статистические. Динамический закон применим к каждому в отдельности явлению из числа охватываемых им - точно рассчитывается проектория движения тела, если известны необходимые исходные данные. Статистические законы действуют там, где имеют место массы случайных явлений - нельзя точно предсказать, поведение отдельных элементов некоторой совокупности, подчиненной статистическому закону - нельзя точно определить поведение каждой молекулы газа в сосуде, вместе с тем результат совокупного действия молекул строго определен.
Содержание и форма. Содержание - вся совокупность элементов и процессов внутренних, а иногда и внешних связей вещи, то, из чего она состоит. Форма - внутренняя и внешняя структура, способ существования содержания, определенное соотношение элементов и процессов во времени и пространстве, устойчивые связи между ними. Форма атома, например, - определенный порядок расположения и взаимодействия входящих в него элементарных частиц и их движений. Форма и содержание неразрывно связаны между собой. Сами же стороны отдельно существовать не могут. Диалектику формы и содержания раскрывают следующие положения.
1. Единство формы и содержания . Любой материальный предмет, процесс есть единство формы и содержания. Следовательно, нет бесформенного содержания, как нет и бессодержательной формы.
2 . Противоречивость формы и содержания . Форма и содержание – диалектические противоположности. Отношения между ними могут быть охарактеризованы:
а) как гармония – соответствие формы содержанию, а содержания форме и как следствие этого - оптимальность развития предмета;
б) как дисгармония – несоответствие формы содержанию и наоборот, при котором возникают деформации в функционировании и развитии предмета;
в) как конфликт – несовместимость формы с содержанием, а содержания с формой, при которой предмет не может больше развиваться в прежнем качестве.
Таким образом, развитие предмета есть единство и борьба его противоположных сторон – формы и содержания. Причем содержанию присуща тенденция к постоянному изменению, форме – тенденция не меняться, оставаться прежней. Противодействие данных тенденций обнаруживается в противоречии между новым содержанием и старой формой. Данное противоречие в природе разрешается как бы автоматически, а в обществе человек должен быть готов к самостоятельному его решению, искать форму, соответствующую содержанию.
3. Разнородность взаимовлияния формы и содержания. Содержание в процессе своих изменений может изменять форму. Форма же может сдерживать или способствовать развитию содержания (если речь идёт о внешней форме) и изменять содержание, если происходят изменения во внутренней форме предмета (его структуре).
4. Вариативность выражения содержания формой. Одно и то же содержание может быть выражено в различных формах. Здесь важно выделять: формы, соответствующие содержанию; не соответствующие содержанию и несовместимые с содержанием. В одной и той же форме может выражаться разное содержание.