Описание смыслового содержания символов, используемых при оценке ответов в тесте «деловые ситуации»

    OD препятственно-доминантный тип реакции (с фиксацией на препят­ствии)   ED самозащитный тип реакции (с фиксацией на защите собственной личности)   NP разрешающий тип реак­ции (с фиксацией на разрешение ситуации)  
Е   Е' - В ответе подчер­кивается чувство фрустрированности, актив­ность индивида направ­лена на «переживание» информации о препятст­вии. Пример: «Жаль», «Вот так неудача».   Е - В ответе выра­жается порицание, вра­ждебность против кого-либо или чего-либо в окружении, обвинения, упреки, саркастические атаки. Пример: «Пошел к черту», «Мы из-за Вас сорвем срок сдачи...». E - Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный проступок. Пример: «Я никогда не обещаю того. что сделать не смогу».   е - В ответе требует­ся, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разре­шить «ту ситуацию. Пример: «Это Вам на­до разрешить «тот во­прос».    
I   I1 - Фрустрирующая ситуация интерпрети­руется как благоприятно выгодно-полезная, как приносящая удовлетво­рение или заслуживаю­щая наказания. Пример: «Блестящее совпадение. У меня тоже нет времени». В ситуациях «обви­нения» оцениваются от­веты, в которых выра­жается смущение или сожаление отвечающего по поводу того, что он послужил причиной не­приятности. Пример: «Надеюсь. Вы на меня не серди­тесь».   I - Агрессия в форме осуждения, порицания или самоумаления на­правлена на себя. Пример: «Простите ради бога», «Я дейст­вительно виноват в слу­чившемся». I – Субъект, призна­вая свою вину, отрицает ответственность, при­зывая на помощь смяг­чающие обстоятельства. Пример: «Да, но я же не хотел...».   i -Субъект сам берет­ся разрешить фрустрационную проблему. При­мер: «Я беру ответствен­ность за исправление «той ситуации на себя».  
M   M1 - Трудности фрустрирующей ситуации, не замечаются или сво­дятся к полному ее от­рицанию. Пример: «Ничего страшного, я ее уже про­читал».   М - Ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуа­цию, сведена до мини­мума, осуждение избега­ется. Пример: «Ничего, на ошибках учимся».   т - В ответе выража­ется надежда, что время, нормальный ход со­бытий разрешат пробле­му, просто надо немного подождать, или же, что взаимопонимание и взаимоуступчивость уст­ранят фрустрирующую ситуацию. Пример: «Да­вайте спокойно погово­рим. подумаем».  

чения устных ответов с последующим их фиксированием психологом-экспериментатором. Инструкция предусмат­ривает ограничение времени при выполнении испытуе­мым теста с целью выявления непосредственной реакции, специфической для индивида. В среднем время выполне­ния теста - 25 мин.

В процессе работы с методикой создана таблица «стан­дартных ответов», т. е. наиболее часто встречающихся на определенную ситуацию (от 40%). Для этого использова­ны результаты выборки из 120 инженеров КБ г. Красно­горска (поровну мужчин и женщин); каждая подвыборка содержала по 20 представителей различного должностно­го статуса: рядовых, ведущих инженеров и руководите­лей. Были подсчитаны частоты выделенных факторов, ко­торыми оцениваются ответы испытуемых на каждую си­туацию теста. Далее подсчеты велись исходя из со­ображений равновероятности выбора с использованием фор­мулы биноминального распределения. Статистически зна­чимые (на 0,01% уровне) вероятности появления счетных факторов определили характерные для конкретной ситуа-

ТАБЛИЦА «СТАНДАРТНЫХ ОТВЕТОВ»

    OD   ED   ND  
  Е'       е  
             
             
          ет  
          iт  
      Е   е  
      I      
             
      ЕЕ      
      Е      
          е  
  I1   I      
             
      М   т  
          im  
          i  
          т  
             
          т  
      M   е  

ции ответы. Полученная таким образом таблица «стандарт­ных ответов» служит для подсчета индивидуального коэффициента групповой адаптивности (КГА), который, по мнению С. Розенцвейга, является показателем фрустрированности субъекта. Н. Г. Хитрова придерживается мне­ния, что КГА служит показателем коммуникативных свойств личности, навыков эмоционального реагирования.

Валидность теста «Деловые ситуации» определялась пу­тем сопоставления его результатов, полученных на выбор­ке, состоящей из 40 руководителей одного из предприятий г. Вильнюса, с результатами проведения фрустрационно-рисуночного теста С. Розенцвейга на той же выборке спе­циалистов. Корреляционный анализ выявил положитель­ные связи между идентичными факторами методик, при­чем наиболее тесные связи обнаружены между показате­лями по факторам: е, Е, I. Данный факт свидетельствует о том, что методика «Деловые ситуации» выявляет те же признаки, что и положенный в ее основу метод рисуноч­ных ассоциаций.

Валидность теста «Деловые ситуации» доказывается так­же сопоставлением ее результатов с данными групповой оценки личности, отражающей мнение коллектива. Рабо­та проведена на выборке инженеров одного из КБ г. Крас­ноярска - 111 человек. Полученные данные приведены выше, в описании содержания основных поведенческих реакций, и подтверждают валидность методики «Деловые ситуации» по большинству показателей теста. Результаты статистической обработки содержатся в прилагаемых таб­лицах.

МЕТОДИКА

ДИАГНОСТИКИ «РЕЙТИНГ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРСОНАЛА»

Укажите, пожалуйста. Вашу должность

Каков Ваш трудовой стаж

Предлагаем ответить на интересующие Вас вопросы, которые объединены в три группы (табл. 1). При ответе на вопросы первой группы необходимо выполнить два зада­ния.

Задание 1. Внимательно ознакомьтесь, пожалуйста, с перечнем, включающим 25 вопросов. Выберите наиболее значимую для Вас проблему и оцените высшим баллом - 25 баллов. Занесите оценку в графу Н. Из оставшихся 24 вопросов вновь выберите наиболее значимый для Вас и дайте ему оценку, но уже в 24 балла. Оценку также занесите в графу Н. Проведите это последовательно по всем вопросам. Последний вопрос будет оценен Вами в 1 балл. Задание 1 выполнено.

Задание 2. Загните, пожалуйста, опросный лист с ле­вой стороны сверху вниз на расстоянии 3,5 см так, чтобы не было видно показателей в графе Н. Теперь оцените, пожалуйста, какая из 25 Ваших потребностей удовлетво­ряется в настоящее время лучше и больше чем все осталь­ные. Оцените ее 25 баллами, а результат занесите в графу HI. Из оставшихся 24 потребностей оцените высшим бал­лом (24 балла) ту, которая удовлетворена сейчас в боль­шей степени. И так до конца. Последняя - 1 балл.

Таблица 1.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Н   ВОПРОС   HI   Д   д  
    Благополучие в семейных отношениях              
Удовлетворенность во взаимоотношени­ях с сотрудниками  
Личная комфортность и удовлетворен­ность в жизни  
Психическая стабильность и отсутствие постоянной неудовлетворенности ра­ботой  
Защищенность в социальной среде: на работе и вне ее  
Удовлетворенность Вашим статусом в коллективе  
Свобода выбора и смены вида профес­сиональной деятельности  
Удовлетворенность взаимоотношениями со всеми вышестоящими руководите­лями  
Возможность для самосовершенствова­ния и самореализации вне работы при обеспечении законных гарантий  
Комфортность условий труда  
Наличие авторитета среди сотрудников  
Спокойствие и уверенность в благопо­лучии и обеспеченности семьи в на­стоящем и будущем.  
Материальная достаточность и удовлет­воренность денежным содержанием  
Высокие результаты труда и их признание  
Соответствие позиции лидера реально­му статусу  
Степень совпадения личных и служеб­ных интересов  
Наличие авторитета среди вышестояще­го начальства  
    Удовлетворенность взаимоотношениями на работе              
Признание руководством личных уси­лий и их оптимальности в достиже­нии результатов труда  
Более престижная и оплачиваемая про­фессиональная деятельность  
Удовлетворенность результатами само­совершенствования и самореализации в избранном виде деятельности  
Удовлетворенность престижностью  
Вашей профессией, статусом и реальным положением в обществе  
Удовлетворенность взаимоотношениями с непосредственным начальником  
Преобладание хорошего, приподнятого настроения  
Мотивация профессиональной деятель­ности и удовлетворенность личным участием в ней  
Забота о личном здоровье и здоровье членов семьи  

Вопросы второй группы

Ответьте, пожалуйста, на них

Укажите, пожалуйста, в табл. 2, как Вы используете слу­жебное и внерабочее время (в процентах от общего бюджета).

Таблица 2.

№   Вопросы   День   Нед   Мес   Ср.з  
    1. Служебное время                  
    а. Характер функциональных действий:                  
  выдача распоряжений, совещания                  
  организация исполнения и контроль                  
  аналитическая работа                  
  другие функции, укажите какие                  
    б. Содержание деятельности:                  
  личное участие в обучении персонала                  
  личное участие в воспитательной работе                  
  выполнение сугубо должностных обязанно­стей                  
  коммуникации и общение                  
  самосовершенствование как профессионала                  
  решение личных вопросов                  
  другие обязанности и занятия                  
    2. Внеслужебное время                  
    а. Виды и направления занятий:                  
  личные увлечения                  
  занятия в кругу семьи                  
  занятия в кругу друзей                  
  другие хобби и занятия                  
    б. Содержание занятий и увлечений:                  
  отдых, увлечения                  
  вопросы быта и обустройства                  
  профессиональное самосовершенствование                  
  культурное развитие и художественное творчество                  
  занятия физкультурой и спортом                  
  другие виды занятий и увлечений                  

Ответьте, пожалуйста, на вопросы третьей группы. Укажите, пожалуйста, ориентировочные расходы Ва­шего денежного бюджета (в процентах):

питание и одежда _______________________

приобретение предметов быта и материальных ценнос­тей_________________________________

удовлетворение желаний в развитии и совершенствова­нии___________________________________

удовлетворение культурных потребностей _________

сбережения, вклады в бизнес, предпринимательство и т. п. ________________________________

коммунально-бытовые и иные услуги ____________

другие виды затрат, укажите какие _____________

Благодарим Вас за участие в анкетировании! Обработка результатов

1. Определение рейтинга ценностей и потребностей: Рей­тинг ценностей оценивается по результатам, занесенным в графу Н; рейтинг степени удовлетворения потребностей - по результатам, занесенным в графу HI.

2. Определение уровня соответствия ценностей и степе­ни удовлетворения потребностей Д = Н-Н1.

3. Измерение уровня психической напряженности, обусловленного несоответствием личностных притяза­ний реальному их удовлетворению: Д1 + Д2 ...+ Д25 = Дп. Суммируются все положительные (+) значения Д (Н-Н1 > 0).

Интерпретация результатов

1. Рейтинг ценностей и потребностей:

а) 21 < Н или HI < 25 - приоритетные ценности (по­требности);

б) 16 < Н или HI < 20 - актуальные ценности (потреб­ности);

в) 1 < Н или HI < 10 - ценности, не имеющие явно выраженного личностного значения.

2. Уровень соответствия ценностей и степени удовле­творенности потребностей (Д=Н-Н1):

0<Д<5 - высокий уровень соответствия; 6<Д<10 - уро­вень удовлетворительного соответствия; 11<Д<15 - нали­чие проблем из-за несоответствия; 16<Д<24 - острая неудовлетворенность.

3. Уровень психической напряженности, вызванной несоответствием личностных притязаний реальному их удовлетворению (Д1 + Д2 ...+ Д25 = Дп); 0<Дп<30 - ком­фортное психическое состояние; 31<Дп<100 - удовлетво­рительное психическое состояние; 101<Дп<150 - повы­шенная дискомфортность; 151<Дп - высокий уровень дискомфортности и психической напряженности.

Использование результатов опроса по второй и третьей группам вопросов позволят психологу проникнуть в те сто­роны жизни и деятельности человека, которые он должен знать при работе с клиентом. Анализ данных вопросов по­может ему разобраться в мотивах, связях, других вопро­сах, касающихся клиента. Они также полезны при состав­лении психологического портрета человека, коллектива, семьи.

МЕТОДИКА

САМООЦЕНКИ ДЕЛОВЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ (МЕНЕДЖЕРА)

Каждый руководитель (менеджер) стремится к повы­шению эффективности своей управленческой деятельно­сти и укреплению авторитета. Поэтому он заинтересован в такой информации, которая дала бы возможность узнать свои особенности в сравнении с другими, более эффектив­но использовать свои положительные и нейтрализовать от­рицательные качества, если таковые имеются.

Информацию подобного рода позволяют получить ме­тоды психологического исследования личности и, в пер­вую очередь, психодиагностические тесты. Однако руко-

водители (менеджеры) весьма неохотно идут на тестирова­ние даже к психологу, не говоря уже о работниках кадро­вых служб. Чем это объясняется?

Любой управленец, даже опытный и пользующийся заслуженным уважением, очень болезненно относится к своему авторитету и поэтому стремится избежать таких ситуаций, в которых может проявиться его несоответст­вие занимаемому положению. Психологическая диагности­ка для многих руководителей - явление неизведанное и поэтому вызывающее беспокойство и неуверенность в се­бе, и это не могут компенсировать никакие успехи в управ­лении. Руководитель готов подвергаться любым испыта­ниям, касающимся деловых качеств, но не готов раскрыть свои личностные особенности. Он опасается, что эта информация станет достоянием других лиц и предметом обсуждения подчиненных, не всегда настроенных благо­желательно. Именно поэтому психодиагностика вызывает у него внутреннее сопротивление.

В то же время у руководителя (менеджера) существует потребность иметь объективную информацию о себе.

Разрешить это противоречие позволяет самооценка руководителя с помощью психодиагностических тестов. Са­мооценка, являясь источником критической информации, оказывает влияние на самосознание руководителя, способ­ствует активизации самовоспитания и саморазвития, по­зволяет более целенаправленно корректировать личные ка­чества. Именно самооценка позволяет избавиться от чув­ства неизвестности и постепенно преодолеть психологиче­ский барьер по отношению к тестам.

Благодаря тестированию руководитель (менеджер) имеет возможность;

• сравнить себя, некоторые свои качества и личност­ные особенности со шкалой, позволяющей определить сте­пень его расхождения с «идеальным» руководителем, с другими людьми, что даст ориентиры для самосовершен­ствования;

• выявить и более эффективно применять положитель­ные качества, что формирует уверенность в себе.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Инструкция: Перед вами 15 утверждений, которые вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой.

Сначала оцените 1-е утверждение со 2-ым, 3-им и т. д. и результат впишите в 1-ю колонку. Так, если при сравне­нии первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку впи­шите цифру 2. Если же предпочтительным окажется пер­вое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждение: сравните его сначала с 3-им, потом с 4-ым и т. д., и вписывайте результат во вторую колонку.

Подобным же образом работайте с остальными утверж­дениями постепенно заполняя весь бланк.

Во время работы полезно к каждому утверждению вслух проговорить фразу «Я хочу...»

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь теплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить свое положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальный комфорт.

9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться к новому и неизведанному.

12. Обеспечить себе положение влияния.

13. Покупать хорошие вещи.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другими.

КЛЮЧ

а) Закончив работу, подсчитайте количество баллов (т. е. выборов), выпавших на каждое утверждение.

Выберите 5 утверждений, получивших наибольшее ко­личество баллов и расположите их по иерархии.

Это ваши главные потребности.

б) Для определения степени удовлетворенности 5-ти главных потребностей, подсчитайте сумму баллов по пяти секциям по следующим вопросам;

1. Материальные потребности: 4, 8, 13;

2. Потребности в безопасности: 3, 6, 10;

3. Социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15;

4. Потребности в признании: 1, 9, 12;

5. Потребности в самовыражении: 7, 11, 14.

РЕЗУЛЬТАТ:

Подсчитайте суммы баллов по каждой из 5-ти секций и отложите на вертикальной оси графика результата. По точкам-баллам постройте общий график результата, кото­рый укажет три зоны удовлетворенности по пяти потреб­ностям.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К УСПЕХУ Т. ЭЛЕРСА

Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «ДА» или «НЕТ».

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его луч­ше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все став­лю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отноше­нию к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха.

11. Усердие - это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, ко­торой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на по­мощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное за­дание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро вый­ду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по

себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу

чаще, чем другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, я ста­раюсь делать это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих кол­лег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководи­теля.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выпол­нять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои дости­жения.

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и поло­жению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

КЛЮЧ

Вы получили по 1 баллу за ответы «ДА» на следующие вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25. 26, 27, 28, 29,30, 32, 37, 41. Вы также получили по 1 баллу за ответы «НЕТ» на вопросы б, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы на вопросы 1,11, 12. 19, 23, 33, 34, 35,

40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных бал­лов.

РЕЗУЛЬТАТ

От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотива­ции;

свыше 21 балла; слишком высокий уровень мотивации

к успеху.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТА:

Результат теста «Мотивация к успеху» следует анали­зировать вместе с результатами двух следующих тестов:

теста «Мотивация к избеганию неудач» и теста «Готов­ность к риску».

Исследования показали, что люди, умеренно сильно ори­ентированные на успех, предпочитают средний уровень рис­ка. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мо­тивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой моти­вации к успеху.

К тому же, людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать вы­сокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, РЕЖЕ попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И на­оборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ Т. ЭЛЕРСА

Инструкция: Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из 3-х слов, которое наиболее точно Вас ха­рактеризует и пометьте его.

     
1. Смелый   бдительный   предприимчивый  
2. Кроткий   робкий   упрямый  
3. Осторожный   решительный   пессимистичный  
4. Непостоянный   бесцеремонный   внимательный  
5. Неумный   трусливый   недумающий  
6. Ловкий   бойкий   предусмотрительный  
7. Хладнокровный   колеблющийся   удалой  
8. Стремительный   легкомысленный   боязливый  
9. Незадумывающийся   жеманный   непредусмотрительный  
10. Оптимистичный   добросовестный   чуткий  
11. Меланхоличный   сомневающийся   неустойчивый  
12. Трусливый   небрежный   взволнованный  
13. Опрометчивый   тихий   боязливый  
14. Внимательный   неблагоразумный   смелый  
15. Рассудительный   быстрый   мужественный  
16. Предприимчивый   осторожный   предусмотрительный  
17. Взволнованный   рассеянный   робкий  
18. Малодушный   неосторожный   бесцеремонный  
19. Пугливый   нерешительный   нервный  
20. Исполнительный   преданный   авантюрный  
21. Предусмотрительный   бойкий   отчаянный  
22. Укрощенный   безразличный   небрежный  
23. Осторожный   беззаботный   терпеливый  
24. Разумный   заботливый   храбрый  
25. Предвидящий   неустрашимый   добросовестный  
26. Поспешный   пугливый   беззаботный  
27. Рассеянный   опрометчивый   пессимистичный  
28. Осмотрительный   рассудительный   предприимчивый  
29. Тихий   неорганизованный   боязливый  
30. Оптимистичный   бдительный   беззаботный  

КЛЮЧ

Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приве­денные в ключе (первая цифра перед дефисом означает номер строки, вторая цифра после дефиса - номер столбца, в котором нужное слова. Например, 1/2 означает, что сло­во, получившее 1 балл в первой строке, во втором столб­це - «бдительный»). Другие выборы баллов не получают.

Ключ подсчета

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1;

9/2; 10/2;11/1; 11/2;12/1; 12/3; 13/2; 13/3;14/1; 15/1;

16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1;

23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1;

29/3; 30/2.

Результат

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотива­ции к избеганию неудач, защите.

От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;

свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотива­ции к избеганию неудач, защите.

Анализ результата:

Результат анализируется вместе с тестами «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску».

Исследования Д. Мак-Клеманда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчаст­ными случаями, чаще попадают в подобные неприятно­сти, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех.

Исследования показали также, что люди, которые бо­ятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают ма­лый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард ут-

верждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов:

• степени предполагаемого риска;

• преобладающей мотивации;

• опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два об­стоятельства:

первое, когда без риска удается получить желаемый ре­зультат;

второе, когда рискованное поведение ведет к несчастно­му случаю. Достижение же безопасного результата при рис­кованном поведении, наоборот, ослабляет установку на за­щиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

МЕТОДИКА

ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ К РИСКУ ШУБЕРТА

Инструкция: Оцените степень своей готовности совер­шить действия, о которых Вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:

2 балла - полностью согласен, полное «ДА»;. 1 балл - больше «ДА», чем «НЕТ»;

О баллов - ни «ДА», ни «НЕТ», нечто среднее;

-1 балл - больше «НЕТ», чем «ДА»;

-2 балла - полное «НЕТ».

1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тя­желобольному человеку?

2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участ­вовать в опасной и длительной экспедиции?

3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?

4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/час?

5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?

7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, буду­чи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?

8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со льва­ми при его заверении, что это безопасно?

9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на вы­сокую фабричную трубу?

10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую ло­шадь?

12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на вело­сипеде?

13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?

14. Могли бы Вы при необходимости проехать без биле­та от Таллина до Москвы?

15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за ру­лем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болез­ни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию.

18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного ва­гона, движущегося со скоростью 50 км/час?

19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми, подняться в лифте, рассчитанном толь­ко на шесть человек?

20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный пе­рекресток?

21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять про­центы?

23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взять­ся за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?

24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объ­яснений управлять вертолетом?

25. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продук­тов, доехать из Москвы до Хабаровска?

КЛЮЧ:

Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответ­ствии с инструкцией.

Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные отве­ты, свидетельствуют о склонности к риску. Значения тес­та: от -50 до +50 баллов.

РЕЗУЛЬТАТ:

Меньше -30 баллов: от -10 до +10 баллов: свыше +20 баллов:   слишком осторожны; средние значения; склонны к риску.  

Наши рекомендации