Описание смыслового содержания символов, используемых при оценке ответов в тесте «деловые ситуации»
OD препятственно-доминантный тип реакции (с фиксацией на препятствии) | ED самозащитный тип реакции (с фиксацией на защите собственной личности) | NP разрешающий тип реакции (с фиксацией на разрешение ситуации) | |
Е | Е' - В ответе подчеркивается чувство фрустрированности, активность индивида направлена на «переживание» информации о препятствии. Пример: «Жаль», «Вот так неудача». | Е - В ответе выражается порицание, враждебность против кого-либо или чего-либо в окружении, обвинения, упреки, саркастические атаки. Пример: «Пошел к черту», «Мы из-за Вас сорвем срок сдачи...». E - Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный проступок. Пример: «Я никогда не обещаю того. что сделать не смогу». | е - В ответе требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить «ту ситуацию. Пример: «Это Вам надо разрешить «тот вопрос». |
I | I1 - Фрустрирующая ситуация интерпретируется как благоприятно выгодно-полезная, как приносящая удовлетворение или заслуживающая наказания. Пример: «Блестящее совпадение. У меня тоже нет времени». В ситуациях «обвинения» оцениваются ответы, в которых выражается смущение или сожаление отвечающего по поводу того, что он послужил причиной неприятности. Пример: «Надеюсь. Вы на меня не сердитесь». | I - Агрессия в форме осуждения, порицания или самоумаления направлена на себя. Пример: «Простите ради бога», «Я действительно виноват в случившемся». I – Субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства. Пример: «Да, но я же не хотел...». | i -Субъект сам берется разрешить фрустрационную проблему. Пример: «Я беру ответственность за исправление «той ситуации на себя». |
M | M1 - Трудности фрустрирующей ситуации, не замечаются или сводятся к полному ее отрицанию. Пример: «Ничего страшного, я ее уже прочитал». | М - Ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается. Пример: «Ничего, на ошибках учимся». | т - В ответе выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать, или же, что взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию. Пример: «Давайте спокойно поговорим. подумаем». |
чения устных ответов с последующим их фиксированием психологом-экспериментатором. Инструкция предусматривает ограничение времени при выполнении испытуемым теста с целью выявления непосредственной реакции, специфической для индивида. В среднем время выполнения теста - 25 мин.
В процессе работы с методикой создана таблица «стандартных ответов», т. е. наиболее часто встречающихся на определенную ситуацию (от 40%). Для этого использованы результаты выборки из 120 инженеров КБ г. Красногорска (поровну мужчин и женщин); каждая подвыборка содержала по 20 представителей различного должностного статуса: рядовых, ведущих инженеров и руководителей. Были подсчитаны частоты выделенных факторов, которыми оцениваются ответы испытуемых на каждую ситуацию теста. Далее подсчеты велись исходя из соображений равновероятности выбора с использованием формулы биноминального распределения. Статистически значимые (на 0,01% уровне) вероятности появления счетных факторов определили характерные для конкретной ситуа-
ТАБЛИЦА «СТАНДАРТНЫХ ОТВЕТОВ»
OD | ED | ND | |
Е' | е | ||
ет | |||
iт | |||
Е | е | ||
I | |||
ЕЕ | |||
Е | |||
е | |||
I1 | I | ||
М | т | ||
im | |||
i | |||
т | |||
т | |||
M | е |
ции ответы. Полученная таким образом таблица «стандартных ответов» служит для подсчета индивидуального коэффициента групповой адаптивности (КГА), который, по мнению С. Розенцвейга, является показателем фрустрированности субъекта. Н. Г. Хитрова придерживается мнения, что КГА служит показателем коммуникативных свойств личности, навыков эмоционального реагирования.
Валидность теста «Деловые ситуации» определялась путем сопоставления его результатов, полученных на выборке, состоящей из 40 руководителей одного из предприятий г. Вильнюса, с результатами проведения фрустрационно-рисуночного теста С. Розенцвейга на той же выборке специалистов. Корреляционный анализ выявил положительные связи между идентичными факторами методик, причем наиболее тесные связи обнаружены между показателями по факторам: е, Е, I. Данный факт свидетельствует о том, что методика «Деловые ситуации» выявляет те же признаки, что и положенный в ее основу метод рисуночных ассоциаций.
Валидность теста «Деловые ситуации» доказывается также сопоставлением ее результатов с данными групповой оценки личности, отражающей мнение коллектива. Работа проведена на выборке инженеров одного из КБ г. Красноярска - 111 человек. Полученные данные приведены выше, в описании содержания основных поведенческих реакций, и подтверждают валидность методики «Деловые ситуации» по большинству показателей теста. Результаты статистической обработки содержатся в прилагаемых таблицах.
МЕТОДИКА
ДИАГНОСТИКИ «РЕЙТИНГ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРСОНАЛА»
Укажите, пожалуйста. Вашу должность
Каков Ваш трудовой стаж
Предлагаем ответить на интересующие Вас вопросы, которые объединены в три группы (табл. 1). При ответе на вопросы первой группы необходимо выполнить два задания.
Задание 1. Внимательно ознакомьтесь, пожалуйста, с перечнем, включающим 25 вопросов. Выберите наиболее значимую для Вас проблему и оцените высшим баллом - 25 баллов. Занесите оценку в графу Н. Из оставшихся 24 вопросов вновь выберите наиболее значимый для Вас и дайте ему оценку, но уже в 24 балла. Оценку также занесите в графу Н. Проведите это последовательно по всем вопросам. Последний вопрос будет оценен Вами в 1 балл. Задание 1 выполнено.
Задание 2. Загните, пожалуйста, опросный лист с левой стороны сверху вниз на расстоянии 3,5 см так, чтобы не было видно показателей в графе Н. Теперь оцените, пожалуйста, какая из 25 Ваших потребностей удовлетворяется в настоящее время лучше и больше чем все остальные. Оцените ее 25 баллами, а результат занесите в графу HI. Из оставшихся 24 потребностей оцените высшим баллом (24 балла) ту, которая удовлетворена сейчас в большей степени. И так до конца. Последняя - 1 балл.
Таблица 1.
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
Н | ВОПРОС | HI | Д | д |
Благополучие в семейных отношениях | ||||
Удовлетворенность во взаимоотношениях с сотрудниками | ||||
Личная комфортность и удовлетворенность в жизни | ||||
Психическая стабильность и отсутствие постоянной неудовлетворенности работой | ||||
Защищенность в социальной среде: на работе и вне ее | ||||
Удовлетворенность Вашим статусом в коллективе | ||||
Свобода выбора и смены вида профессиональной деятельности | ||||
Удовлетворенность взаимоотношениями со всеми вышестоящими руководителями | ||||
Возможность для самосовершенствования и самореализации вне работы при обеспечении законных гарантий | ||||
Комфортность условий труда | ||||
Наличие авторитета среди сотрудников | ||||
Спокойствие и уверенность в благополучии и обеспеченности семьи в настоящем и будущем. | ||||
Материальная достаточность и удовлетворенность денежным содержанием | ||||
Высокие результаты труда и их признание | ||||
Соответствие позиции лидера реальному статусу | ||||
Степень совпадения личных и служебных интересов | ||||
Наличие авторитета среди вышестоящего начальства | ||||
Удовлетворенность взаимоотношениями на работе | ||||
Признание руководством личных усилий и их оптимальности в достижении результатов труда | ||||
Более престижная и оплачиваемая профессиональная деятельность | ||||
Удовлетворенность результатами самосовершенствования и самореализации в избранном виде деятельности | ||||
Удовлетворенность престижностью | ||||
Вашей профессией, статусом и реальным положением в обществе | ||||
Удовлетворенность взаимоотношениями с непосредственным начальником | ||||
Преобладание хорошего, приподнятого настроения | ||||
Мотивация профессиональной деятельности и удовлетворенность личным участием в ней | ||||
Забота о личном здоровье и здоровье членов семьи |
Вопросы второй группы
Ответьте, пожалуйста, на них
Укажите, пожалуйста, в табл. 2, как Вы используете служебное и внерабочее время (в процентах от общего бюджета).
Таблица 2.
№ | Вопросы | День | Нед | Мес | Ср.з |
1. Служебное время | |||||
а. Характер функциональных действий: | |||||
выдача распоряжений, совещания | |||||
организация исполнения и контроль | |||||
аналитическая работа | |||||
другие функции, укажите какие | |||||
б. Содержание деятельности: | |||||
личное участие в обучении персонала | |||||
личное участие в воспитательной работе | |||||
выполнение сугубо должностных обязанностей | |||||
коммуникации и общение | |||||
самосовершенствование как профессионала | |||||
решение личных вопросов | |||||
другие обязанности и занятия | |||||
2. Внеслужебное время | |||||
а. Виды и направления занятий: | |||||
личные увлечения | |||||
занятия в кругу семьи | |||||
занятия в кругу друзей | |||||
другие хобби и занятия | |||||
б. Содержание занятий и увлечений: | |||||
отдых, увлечения | |||||
вопросы быта и обустройства | |||||
профессиональное самосовершенствование | |||||
культурное развитие и художественное творчество | |||||
занятия физкультурой и спортом | |||||
другие виды занятий и увлечений |
Ответьте, пожалуйста, на вопросы третьей группы. Укажите, пожалуйста, ориентировочные расходы Вашего денежного бюджета (в процентах):
питание и одежда _______________________
приобретение предметов быта и материальных ценностей_________________________________
удовлетворение желаний в развитии и совершенствовании___________________________________
удовлетворение культурных потребностей _________
сбережения, вклады в бизнес, предпринимательство и т. п. ________________________________
коммунально-бытовые и иные услуги ____________
другие виды затрат, укажите какие _____________
Благодарим Вас за участие в анкетировании! Обработка результатов
1. Определение рейтинга ценностей и потребностей: Рейтинг ценностей оценивается по результатам, занесенным в графу Н; рейтинг степени удовлетворения потребностей - по результатам, занесенным в графу HI.
2. Определение уровня соответствия ценностей и степени удовлетворения потребностей Д = Н-Н1.
3. Измерение уровня психической напряженности, обусловленного несоответствием личностных притязаний реальному их удовлетворению: Д1 + Д2 ...+ Д25 = Дп. Суммируются все положительные (+) значения Д (Н-Н1 > 0).
Интерпретация результатов
1. Рейтинг ценностей и потребностей:
а) 21 < Н или HI < 25 - приоритетные ценности (потребности);
б) 16 < Н или HI < 20 - актуальные ценности (потребности);
в) 1 < Н или HI < 10 - ценности, не имеющие явно выраженного личностного значения.
2. Уровень соответствия ценностей и степени удовлетворенности потребностей (Д=Н-Н1):
0<Д<5 - высокий уровень соответствия; 6<Д<10 - уровень удовлетворительного соответствия; 11<Д<15 - наличие проблем из-за несоответствия; 16<Д<24 - острая неудовлетворенность.
3. Уровень психической напряженности, вызванной несоответствием личностных притязаний реальному их удовлетворению (Д1 + Д2 ...+ Д25 = Дп); 0<Дп<30 - комфортное психическое состояние; 31<Дп<100 - удовлетворительное психическое состояние; 101<Дп<150 - повышенная дискомфортность; 151<Дп - высокий уровень дискомфортности и психической напряженности.
Использование результатов опроса по второй и третьей группам вопросов позволят психологу проникнуть в те стороны жизни и деятельности человека, которые он должен знать при работе с клиентом. Анализ данных вопросов поможет ему разобраться в мотивах, связях, других вопросах, касающихся клиента. Они также полезны при составлении психологического портрета человека, коллектива, семьи.
МЕТОДИКА
САМООЦЕНКИ ДЕЛОВЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ (МЕНЕДЖЕРА)
Каждый руководитель (менеджер) стремится к повышению эффективности своей управленческой деятельности и укреплению авторитета. Поэтому он заинтересован в такой информации, которая дала бы возможность узнать свои особенности в сравнении с другими, более эффективно использовать свои положительные и нейтрализовать отрицательные качества, если таковые имеются.
Информацию подобного рода позволяют получить методы психологического исследования личности и, в первую очередь, психодиагностические тесты. Однако руко-
водители (менеджеры) весьма неохотно идут на тестирование даже к психологу, не говоря уже о работниках кадровых служб. Чем это объясняется?
Любой управленец, даже опытный и пользующийся заслуженным уважением, очень болезненно относится к своему авторитету и поэтому стремится избежать таких ситуаций, в которых может проявиться его несоответствие занимаемому положению. Психологическая диагностика для многих руководителей - явление неизведанное и поэтому вызывающее беспокойство и неуверенность в себе, и это не могут компенсировать никакие успехи в управлении. Руководитель готов подвергаться любым испытаниям, касающимся деловых качеств, но не готов раскрыть свои личностные особенности. Он опасается, что эта информация станет достоянием других лиц и предметом обсуждения подчиненных, не всегда настроенных благожелательно. Именно поэтому психодиагностика вызывает у него внутреннее сопротивление.
В то же время у руководителя (менеджера) существует потребность иметь объективную информацию о себе.
Разрешить это противоречие позволяет самооценка руководителя с помощью психодиагностических тестов. Самооценка, являясь источником критической информации, оказывает влияние на самосознание руководителя, способствует активизации самовоспитания и саморазвития, позволяет более целенаправленно корректировать личные качества. Именно самооценка позволяет избавиться от чувства неизвестности и постепенно преодолеть психологический барьер по отношению к тестам.
Благодаря тестированию руководитель (менеджер) имеет возможность;
• сравнить себя, некоторые свои качества и личностные особенности со шкалой, позволяющей определить степень его расхождения с «идеальным» руководителем, с другими людьми, что даст ориентиры для самосовершенствования;
• выявить и более эффективно применять положительные качества, что формирует уверенность в себе.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Инструкция: Перед вами 15 утверждений, которые вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой.
Сначала оцените 1-е утверждение со 2-ым, 3-им и т. д. и результат впишите в 1-ю колонку. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждение: сравните его сначала с 3-им, потом с 4-ым и т. д., и вписывайте результат во вторую колонку.
Подобным же образом работайте с остальными утверждениями постепенно заполняя весь бланк.
Во время работы полезно к каждому утверждению вслух проговорить фразу «Я хочу...»
1. Добиться признания и уважения.
2. Иметь теплые отношения с людьми.
3. Обеспечить себе будущее.
4. Зарабатывать на жизнь.
5. Иметь хороших собеседников.
6. Упрочить свое положение.
7. Развивать свои силы и способности.
8. Обеспечить себе материальный комфорт.
9. Повышать уровень мастерства и компетентности.
10. Избегать неприятностей.
11. Стремиться к новому и неизведанному.
12. Обеспечить себе положение влияния.
13. Покупать хорошие вещи.
14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.
15. Быть понятым другими.
КЛЮЧ
а) Закончив работу, подсчитайте количество баллов (т. е. выборов), выпавших на каждое утверждение.
Выберите 5 утверждений, получивших наибольшее количество баллов и расположите их по иерархии.
Это ваши главные потребности.
б) Для определения степени удовлетворенности 5-ти главных потребностей, подсчитайте сумму баллов по пяти секциям по следующим вопросам;
1. Материальные потребности: 4, 8, 13;
2. Потребности в безопасности: 3, 6, 10;
3. Социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15;
4. Потребности в признании: 1, 9, 12;
5. Потребности в самовыражении: 7, 11, 14.
РЕЗУЛЬТАТ:
Подсчитайте суммы баллов по каждой из 5-ти секций и отложите на вертикальной оси графика результата. По точкам-баллам постройте общий график результата, который укажет три зоны удовлетворенности по пяти потребностям.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К УСПЕХУ Т. ЭЛЕРСА
Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «ДА» или «НЕТ».
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
8. Я более доброжелателен, чем другие.
9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха.
11. Усердие - это не основная моя черта.
12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
16. Препятствия делают мои решения более твердыми.
17. У меня легко вызвать честолюбие.
18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
21. Нужно полагаться только на самого себя.
22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по
себе.
29. Мне приходится выполнять ответственную работу
чаще, чем другим.
30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.
38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
39. Я завидую людям, которые не загружены работой.
40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.
КЛЮЧ
Вы получили по 1 баллу за ответы «ДА» на следующие вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25. 26, 27, 28, 29,30, 32, 37, 41. Вы также получили по 1 баллу за ответы «НЕТ» на вопросы б, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы на вопросы 1,11, 12. 19, 23, 33, 34, 35,
40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных баллов.
РЕЗУЛЬТАТ
От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху;
от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;
от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации;
свыше 21 балла; слишком высокий уровень мотивации
к успеху.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТА:
Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами двух следующих тестов:
теста «Мотивация к избеганию неудач» и теста «Готовность к риску».
Исследования показали, что люди, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.
К тому же, людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.
Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, РЕЖЕ попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ Т. ЭЛЕРСА
Инструкция: Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из 3-х слов, которое наиболее точно Вас характеризует и пометьте его.
1. Смелый | бдительный | предприимчивый |
2. Кроткий | робкий | упрямый |
3. Осторожный | решительный | пессимистичный |
4. Непостоянный | бесцеремонный | внимательный |
5. Неумный | трусливый | недумающий |
6. Ловкий | бойкий | предусмотрительный |
7. Хладнокровный | колеблющийся | удалой |
8. Стремительный | легкомысленный | боязливый |
9. Незадумывающийся | жеманный | непредусмотрительный |
10. Оптимистичный | добросовестный | чуткий |
11. Меланхоличный | сомневающийся | неустойчивый |
12. Трусливый | небрежный | взволнованный |
13. Опрометчивый | тихий | боязливый |
14. Внимательный | неблагоразумный | смелый |
15. Рассудительный | быстрый | мужественный |
16. Предприимчивый | осторожный | предусмотрительный |
17. Взволнованный | рассеянный | робкий |
18. Малодушный | неосторожный | бесцеремонный |
19. Пугливый | нерешительный | нервный |
20. Исполнительный | преданный | авантюрный |
21. Предусмотрительный | бойкий | отчаянный |
22. Укрощенный | безразличный | небрежный |
23. Осторожный | беззаботный | терпеливый |
24. Разумный | заботливый | храбрый |
25. Предвидящий | неустрашимый | добросовестный |
26. Поспешный | пугливый | беззаботный |
27. Рассеянный | опрометчивый | пессимистичный |
28. Осмотрительный | рассудительный | предприимчивый |
29. Тихий | неорганизованный | боязливый |
30. Оптимистичный | бдительный | беззаботный |
КЛЮЧ
Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед дефисом означает номер строки, вторая цифра после дефиса - номер столбца, в котором нужное слова. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце - «бдительный»). Другие выборы баллов не получают.
Ключ подсчета
1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1;
9/2; 10/2;11/1; 11/2;12/1; 12/3; 13/2; 13/3;14/1; 15/1;
16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1;
23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1;
29/3; 30/2.
Результат
Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;
от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;
от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;
свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Анализ результата:
Результат анализируется вместе с тестами «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску».
Исследования Д. Мак-Клеманда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех.
Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард ут-
верждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов:
• степени предполагаемого риска;
• преобладающей мотивации;
• опыта неудач на работе.
Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства:
первое, когда без риска удается получить желаемый результат;
второе, когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.
МЕТОДИКА
ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ К РИСКУ ШУБЕРТА
Инструкция: Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых Вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:
2 балла - полностью согласен, полное «ДА»;. 1 балл - больше «ДА», чем «НЕТ»;
О баллов - ни «ДА», ни «НЕТ», нечто среднее;
-1 балл - больше «НЕТ», чем «ДА»;
-2 балла - полное «НЕТ».
1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?
2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?
3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?
4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/час?
5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?
6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?
7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?
8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?
9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?
10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?
11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?
12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?
13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?
14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Таллина до Москвы?
15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?
16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?
17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию.
18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/час?
19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми, подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек?
20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?
21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?
22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?
23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?
24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?
25. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?
КЛЮЧ:
Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответствии с инструкцией.
Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы, свидетельствуют о склонности к риску. Значения теста: от -50 до +50 баллов.
РЕЗУЛЬТАТ:
Меньше -30 баллов: от -10 до +10 баллов: свыше +20 баллов: | слишком осторожны; средние значения; склонны к риску. |