Традиции иконографии и интерпретации карт tapo
Школы иконографии
Под «школами Таро» В настоящее время снимается, прежде всего, три наиболее распространенные иконографические традиции:
– «Марсельское Tapo»;
– «Таро Райдера-Уэйта-Смит»;
– «Таро Тота Кроули».
«Марсельское» отличается несюжетными Младшими арканами, отсутствием на картах астрологических символов и букв иврита. Иконография карт уши традиции старейшая, сохранившая для нас изображения карт такими, какими они были до их обработки оккультистами. Здесь стоит обратить внимание на то, что особенности колоды в какой-то мере предопределяют способы прочтения карт - в частности, в Марсельском Таро» учитывается символика цвета, нумерологические соответствия арканов, соответствия мастей и стихий (первоэлементы Огонь, Вода, Воздух и Земля).
Когда европейские оккультисты — начиная с Элифаса Леви - обратили свое внимание на карты Таро, то предпочли внести ряд существенных изменений в иконографию. Они руководствовались своим представлением о том, какого рода тайное знание должно транслироваться через эту символическую систему. Именно Элифас Леви атрибутировал буквы иврита картам Таро. Впоследствии эта идея получила свое продолжение в ордене Золотой Зари. Члены ордена привязали систему Таро к некоторым элементам, заимствованным из иудейской каббалы и астрологии. Карты Таро в этой системе получили привязку к одной из схем каббалистического Древа Жизни и астрологическим символам (знакам зодиака и планетам).
Обработка оккультистами в XIX веке отразилась на иконографии карт двух следующих за «Марсельским Таро» традиций – на них появились еврейские буквы, знаки зодиака и знаки планет. Изменения коснулись и структуры – возникли споры о порядке расположения Старших арканов в колоде. В частности, различное расположение и номер аркана «Шут» привели к еще одному разделению: так называемая французская школа, следуя Элифасу Леви, помещала «Шута» между «Судом» и «Миром», тогда как английская школа, вслед за С. Л. Мазерсом (главой ордена Золотой Зари), делает «Шута» нулевым арканом и помещает его перед картой «Маг». Проблема заключается в том, какой карте атрибутировать первую букву еврейского алфавита Алеф – карте «Маг» или же карте «Шут». В глазах оккультистов того времени, встроивших в систему каббалистические элементы, этот вопрос приобрел исключительную значимость.
И Артур Уэйт, и Алистер Кроули были членами оккультной организации Золотой Зари, где было много сделано для переработки Таро в русле оккультной традиции. «Таро Райдера–Уэйта» имеет сюжетные числовые карты, и именно сцены, изображенные на картах, стали главным отличием колоды. С этим нововведением А.Э. Уэйта связана популярность традиции и появление огромного числа колод Таро, продолжающих и развивающих традицию. Другим изменением стала перестановка двух Старших арканов – «Справедливости» и «Силы». В «Таро Тота» Старшие арканы, переставленные Уэйтом, вновь занимают прежние места. Числовые карты этой колоды несюжетные, названия некоторых Старших арканов изменены. Автор колоды А. Кроули радикально меняет смысл арканов «Сила» и «Суд». Он переименовывает их («Сила» становится «Вожделением», а «Суд» – «Эоном») и приводит иконографию в соответствие со своим религиозно-мистическим учением.
Нужно отдельно отметить то, что каббалистические и астрологические соответствия используют исключительно отдельные элементы исходных систем. Колода Таро, даже украшенная этими знаками, в любом случае не будет проводником или путеводителем по другим системам, но даст лишь намек на свою связь с соответствующей областью знаний. Арабо-европейская астрология и иудейская каббала – системы очень древние и развивались независимо друг от друга, не имея очевидных взаимовлияний или пересечений. Члены ордена Золотой Зари искали некий общий корень универсальной традиции. Однако увязывание столь разных и прекрасно разработанных традиционных наук и учений в рамках системы Таро (которые слишком узки для обеих систем) не могло не получиться искусственной и умозрительной конструкцией. Подобная система, возможно, могла быть пригодной для ритуалов тайных обществ, но перегруженность символикой других систем, обилие отсылок к астрологической традиции и каббале явилось своего рода экстенсивным развитием системы Таро. Изменения привели к размыванию аутентичной символики и ее идеологизации в соответствии с представлениями оккультистов XIX века. Через систему Таро, хоть и снабженную заимствованными символами, мы не имеем выхода на другие реально существующие символические системы, так как соединение Таро с ними шло через разрушение внутренней структуры и логики последних. В рамках системы Таро мы видим лишь их разрозненные элементы, вырванные из контекста и системы.
Параллели в символических языках могут быть проведены лишь через те явления и события, которые они описывают, но пи в косм случае не непосредственно. Поскольку в последнем случае игнорируется цельность, связность, уникальные особенности и внутренняя структура систем. Сказанное можно проиллюстрировать простым примером: числовые карты колоды Тота (Кроули) соответствуют управителям деканатов (эклиптика разбита на 36 частей по 10 градусов), но основой этой системы Кроули принимает древнеегипетскую астрологию. Однако у египтян деление эклиптики на 36 частей не дополняло деление на 12 частей (зодиак), а существовало вместо зодиака. Собственно египетская астрология была до зодиакальной. Однако, несмотря на это, в колоде используется символика и смыслы именно позднейшей зодиакальной астрологии! Повторимся, что такая несуразица становится возможной именно вследствие полного пренебрежения реально существующей астрологической системой, а проставления соответствий диктуются целями сугубо прикладных или идеологических задач.
Школы интерпретации
Основным вопросом, который хотелось бы рассмотреть далее, является понятие «школа Таро». Оно включает в себя не только лишь иконографию и структуру колод, перечисленных выше традиций, но и нечто гораздо более интересное – различия в подходе к трактовке карт и, как следствие, различный взгляд на реальность (свою и кверента). Многие практики Таро ориентированы на идеологию в большей степени, чем на методику. Любой гадатель занимается тем, что объясняет клиенту его ситуацию и обстоятельства средствами символической системы.
Если бы все дело было в иконографии, то, в зависимости от того, какой колодой пользуется таролог, мы могли бы сделать вывод о его школе, методах и трактовках. На практике это далеко не так. Инструмент (в нашем случае – карты Таро) является важным и накладывающим свой отпечаток на интерпретацию. И сложные системы символов, и инструменты способны повлиять на взгляды гадателя в очень большой степени. Есть колоды, где отражена философия создателя и его картина мира (таковы, например, «Ошо-Дзен Таро» или «Таро Тота»). Работая инструментом с подобной идеологической нагрузкой, таролог вынужден как-то соотносить идеологию автора колоды с той, которой придерживается он сам (и которую предлагает клиентам). Сделать это действительно можно, следуя идеям автора в той мере, в которой это необходимо для работоспособности колоды и раскрытия ее потенциала, но избегая некритического восприятия идей автора.
Есть ли что-то еще кроме системы, иконографии, индивидуального восприятия и интуиции? Вне сомнения – есть. Работа с символическим языком невозможна без идеологии и философии. И, скорее всего, она будет групповая или предлагаемая в группе, то есть разделяемая гадателем и предлагаемая клиенту.
Здесь мы выделим пять основных идеологий, которые в зрительной степени определяют подходы к трактовке, а, следовательно, условную принадлежность к школе:
1. Философия практичного быта.
2. Идеология нью-эйдж и поп-психологии.
3. Идеология, основанная на религиозно-мистическом учении А. Кроули.
4. Синтез юнгианской психологии и европейского мистицизма.
5. Ассоциативная работа с Таро психологов и психотерапевтов.
Философия практичного быта
В традиционных старых (так называемых цыганских) гаданиях общая философия – это, прежде всего философия быта и социального благополучия. Отсюда описания мужей, которые пьют или не пьют, бьют или не бьют, имеют любовниц или нет, и прочие, столь же незамысловатые представления об удобной и социально благополучной жизни, которой что-то мешает свершиться (обычно – сглаз, порча и родовое проклятие). Основные тезисы этой философии приводить нет нужды, поскольку с вопиющей простотой таких взглядов на мир и людей, так или иначе, сталкивались многие.
В беседе с клиентом гадалка такого типа использует императивные утверждения: «Карты говорят так», а основное послание – «Вы пришли к специалисту – и теперь вам нужно только слушать, запоминать и делать, что скажу я». Распространенное выражение «Карты говорят» («Карты сказали») можно отнести именно к этой школе интерпретации. Разумеется, в большом количестве случаев это всего лишь фигура речи, устойчивое словосочетание и гадатель не снимает с себя ответственности за трактовку и привнесение собственной идеологии. Все знают, что карты сами не говорят – это не обладающие речевой функцией раскрашенные кусочки картона. Смысл и голос они обретают через посредство гадателя. Поэтому одна и та же карта практиками разных школ будет читаться по-разному.
Гадатель, разделяющий бытовую идеологию, край редко предлагает варианты или ведет диалог с клиентом, с целью уточнить свои формулировки и «диагнозы» И в этом случае ссылаться на карты (которые «говорят», например, про порчу) вполне естественно, ибо это дает отстраненность и «прозрачность» оракула – как бы судьба говорит с человеком через выпавшие карты, а гадалка лишь озвучивает.
Карты в этой школе либо имеют вполне определенные значения (не раскрывающиеся так многозначно, как символы), либо читаются ассоциативно – по картинке. Манера обращения с клиентом опекающая, покровительственная.