И. синтагматическая эффективность
12.5. Синтагматическая характеристика элемента: «валентности»
Родовые категории и варианты могут сцепляться - или не сцепляться - между собой согласно правилам, исходящим из внешнего мира (то есть в конечном счете из истории); тем самым можно считать, что каждая родовая категория, с одной стороны, и каждый вариант, с другой, наделены некоторой ассоциативной силой, измеряемой числом противоположных элементов, с которыми они могут сцепляться, образуя значимую модную черту; ассоциативные отношения элемента мы будем называть валентностями (в химическом значении слова); если сочетание возможно, валентность будет положительной, если сочетание исключено - отрицательной. Каждый элемент (род или вариант) структурно характеризуется некоторым числом валентностей; так, родовая категория цвет содержит 10 положительных валентностей и 20 отрицательных,
' Как известно, в средние века были известны рукава с вырезами.
а вариант гибкости - 34 положительных и 26 отрицательных'. Таким образом, каждый род, как и каждый вариант, характеризуется числом своих валентностей, которым измеряется степень его смысловосприимчивости; составив для каждого рода и варианта схему его синтагматических связей, мы получим настоящее семантическое гнездо, обладающее столь же надежной определительной силой, как и словарная рубрика, хотя в нем и не содержится никаких указаний на «смысл» данного элемента. Итак, наряду с простым лексиконом Моды (тюссор = лето) можно представить себе и настоящий синтагматический лексикон, дающий для каждого элемента подробную роспись его возможных и исключенных сочетаний. Тем самым у нас появятся «гнезда» комбинаторного сродства элементов, способные играть для них характеризующую роль: Аксессуар:
Возможное: Существование, Маркированность, Вес и т.д.
Невозможное: Форма, Облегание, Подвижность и т.д. Искусственность:
Возможное: Аксессуар, Крепление, Баска и т.д.
Невозможное: Чулки, Браслет и т.д. Подобный лексикон, который можно назвать структурным лексиконом, был бы не менее важен, чем его лексикографический сосед, ибо именно из него Мода берет свой смысл, то есть свое бытие, а уже во вторую очередь из таблицы произвольных, случайных, зачастую лишь риторически существующих означаемых. Следует повторить: именно через такие синтагматические парадигмы в знаковую систему вторгаются внешний мир, реальность, история; прежде чем изменить свой смысл, знаки меняют свое окружение, или, вернее, меняя свои синтагматические отношения, они и изменяют свой смысл. История, реальность, праксис могут непосредственно воздействовать не на знак (в той мере в какой этот знак, будучи немотивированным, все же не является произвольным), а главным образом на его связи. И вот для Моды-описания такой синтагматический лексикон легко может быть составлен (поскольку число родовых категорий и вариантов умеренно и конечно): понятно, что именно он должен служить основой постоянного перечня элементов Моды, без которого не поддается никакому анализу распространение модных моделей в реальном обществе (объект социологии Моды).
' Напомним, что наш корпус позволяет выделить 60 родовых категорий и 30 вариантов.
12.6. Принцип синтагматической эффективности
Сопоставить все полученные при описании гнезда синтагматической сочетаемости - значит сравнить семантическую силу родов и вариантов по отношению друг к другу; ясно ведь, что родовая категория с более высоким числом положительных валентностей (например, край) имеет больше шансов быть значимой, чем такая родовая категория, у которой это число невелико (например, клипс). Будем называть эту степень смыс-ловосприимчивости элемента, измеряемую числом его валентностей, синтагматической эффективностью; будем говорить, например, что у оппозиции длинное / короткое высокая эффективность, так как она может прилагаться к большому числу родовых категорий. Следует подчеркнуть, что здесь речь идет о структурной, а не собственно статистической оценке, хотя в ней и применяются числа (на самом деле очень простые - это не статистика, а всего лишь бухгалтерия); подсчету подвергается отнюдь не число реальных употреблений некоторого синтагматического отношения в рамках изучаемого корпуса, а лишь принципиальные, статусные сочетания; на данный момент нам маловажно, что такая модная черта, как легкая блузка, сто раз встречается в модных журналах, — вес является богатым вариантом не благодаря такой повторяемости1, а благодаря большому числу родовых категорий, с которыми этот вариант может сочетаться.
12.7. Богатство и бедность элементов
Богатство элемента, то есть высокое число его позитивных валентностей, по определению выражает собой состояние резерва Моды, поскольку Мода черпает изменения своих черт среди вариантов и родовых категорий, способных сочетаться. Из вариантов особенно богаты по своим модным возможностям видовое утверждение, маркированность, искусственность, утверждение существования, сочетание, величина и вес, а из родовых категорий — края, складки, крепления, головные уборы, воротники, украшения и карманы. Итак, наибольшими возможностями смыслообразования обладают варианты идентичности; а поскольку эти варианты, по преимуществу качественные, являются наименее техническими из всех (по
1 Число реальных употреблений небезразлично, но должно интерпретироваться с точки зрения риторики: как и всякая обсессия, оно отсылает к пользователю языка, а не к самой его системе; в данном случае оно дает нам сведения о журнале, а не о Моде.
сравнению, например, с вариантами меры или непрерывности), то можно сказать, что «литературное» развитие Моды имеет сильную структурную поддержку: Мода стремится не столько изготовлять одежду, сколько «рассказывать» о ней. Что же касается родовых категорий, наиболее широко восприимчивых к смыслу, то видно, что это по преимуществу не главные части, а вставные детали (воротники, карманы) или же второстепенные элементы (складки, крепления, украшения); этим объясняется особое значение, которое Мода придает «детали» в процессе смыслопроизводства1. Напротив того, бедность элемента (то есть высокое число его негативных валентностей) соответствует резерву истории, поскольку отсылает к наименее вероятным сочетаниям, неспособным реализоваться без переворота в языке или мышлении. Самые бедные варианты - варианты положения и распределения: одежде свойственна какая-то топологическая неподвижность, и революция здесь была бы наиболее ощутима в ориентации элементов. Среди самых бедных родовых категорий встречаются второстепенные элементы, такие как бок, спина или чулки, но также и элементы существенные в глазах Моды - такие как материал и цвет; этот кажущийся парадокс заставляет провести более тонкое различие между силой смысла и его широтой.
12.8. Широта или сила смысла?
В самом деле, сила и «широта» смысла находятся в обратном соотношении, поскольку чем шире веер комбинаций того или иного элемента, тем банальнее становится этот элемент и тем меньше его информационная емкость. То же обратное соотношение существует и между систематической и синтагматической эффективностью. Когда сочетаемость родов и вариантов ограниченна вширь вследствие их бедности, то смысловая вариация как бы переносится вглубь, в систематический план, то есть туда, где имеется высокая свобода выбора; например, в случае родовой категории стиль ее синтагматическая бедность как бы уравновешивается систематической эффективностью нескольких вариантов, с которыми она может сочетаться, - богатство вариаций доставляют стилю в особенности видовое утверждение и форма, чем и объясняется важное значение этой родовой категории в Моде. Итак, приходится тщательно отличать широту смысла от его силы; сила смысла зависит от совершен -
' См. ниже, 17, 8.
ства его систематической структуры1, то есть от структурированности и запоминаемости сочетающихся членов; широта же смысла зависит от его синтагматической эффективности; а поскольку эта эффективность, как мы видели, носит в конечном счете историко-культурный характер, то в объеме понятия выражается власть истории над смыслом; если взять пример из языка, то ассоциативная парадигма слова «промышленность» может быть причиной «точности» этого термина, его семантического блеска; а входящее в объем понятия синтагматическое сочетание «Торговля и Промышленность» отсылает к истории (широкое распространение этого выражения датируется первой половиной XIX века). Таким образом, для изменения Моды требуется преодолевать весьма различные сопротивления, в зависимости от того, направлять ли усилия на план систематики или план синтагматики; если держаться систематического плана, то можно без всякого труда заменять один парадигматический термин другим, и такую операцию как раз и осуществляет по преимуществу Мода в узком смысле (длинная / короткая юбка, в зависимости от года); изменять же синтагматическую эффективность элемента, создавая новое сочетание (скажем, выпуклая спина), — неизбежно значит апеллировать к культурно-историческим инстанциям.