Военная тема в литературе США

Войне посвящено несколько сотен книг разнонаправленного содержания. Литература о войне включила в себя и своеобразный «роман воспитания», эпос частной жизни Д. Джонса /«Отныне и вовеки веков»/. Философской проблематикой «прошит» роман Н. Мейлера «Нагие и мертвые». Для К. Воннегута война – это возможность сопряжения реализма и фантастики / «Бойня №5», «Благослови вас Бог, мистер Роузуотер». Сатирические эскапады Дж. Хеллера «Поправка 22» давно стали классикой военного «абсурда». Особым знаком войны отмечены некоторые рассказы Дж. Сэлинджера. Сквозная тема всей военной прозы США – антигуманная, ничем не оправданная жестокость и бессмысленность милитаризма.

40.10. Джером Сэлинджер / 1919 – 2010 /

Все литературное наследие Сэлинджэра уже давно возведено в ранг классики. И подросток Холден Колфилд /«Над пропастью во ржи»/ и многочисленное семейство Глассов, и персонажи его лучших рассказов отвергают систему привычных ценностей американского истэблишмента. Они не столько бунтуют, сколько находятся в постоянном поиске подлинного, естественного, того, что могло бы стать альтернативой «липы» и показухи американского образа жизни. Преодоление жизненных невзгод им помогает дзен-буддистские притчи и христианский мотив непрерывного покаяния.

40.11. Литература битников. Джек Керуак /1922 – 1964/

Прозаик, поэт, один из родоначальников литературы «разбитого поколения». В романах «На дороге» /1957/, «Подземные» /1958/, Керуак декларирует полную свободу от запретов, включая секс и наркотики. Это романы о жизни «ради самой жизни». Кочевые странствия битников изображаются как путешествия по дороге земного существования, ведущей к познанию высшего смысла. «Спонтанный метод» Керуак, по его словам, заимствовал у своего любимого писателя Марселя Пруста.

40.12. Ален Гинсберг /1926-1997/

Поэт, автор нашумевшей книги «Вопль и другие стихотворения» /1956/, ставшей своеобразным манифестом битников. В поэме «Вопль» - попытка поэтическими средствами передать высокий накал жизни, воздействовать на читателя, взывая к прямому сопереживанию.

40.13. Джон Апдайк /1932 –2010/

Широкая известность романа « Кролик, беги» /1960/. В литературу вошел типично апдайковский герой. Ничем не примечательный, но при этом мятущийся, незрелый в своих желаниях, но смутно осо- знающий убожество своей жизни. Выход – в бегстве, цель которого видится неясно. Трилогия о «Кролике» завершается логически романом « Кролик разбогател» /1961/. Герой остепенился, стал благополучным конформистом. Его « посредственность» одержала верх над неуспокоенностью, когда то тревожившей его душу.

В рационализированном мире единственным полем для проявления «неискаженной чело вечности становится интимная жизнь. Об этом романы «Супружеские пары» /1968/ и «Давай поженимся» / 1976/. Классический любовный треугольник в обществе всеобщей нивелированности превратился в четырехугольник. Супружеские пары, даже мечтающие, о разводе, видят в чужой жизни отражение собственной. Лучшей книгой Апдайка принято считать автобиографическую мифологизированную повесть «Кентавр» /1963/

40.14. Трумен Капоте /1924 – 1984/

Прозаик, публицист, тесно примыкающий к «южной школе». В «Голосах травы» разлад мечты и реальности, природы и цивилизации, даже в пределах захолустного провинциального городка. Отсюда очередной мотив бегства в естественный мир. В повести «Завтрак у Тиффани» / 1958 / вечная «путешественница» по жизни мечтает о счастье, добытом любой ценой. Особое место в творчестве писателя занимает документальная книга «Хладнокровно» /1966/ - история убийства целой фермерской семьи. Этот «небеллетристический роман» /слова Капоте/ построен не на приеме монтажа.

40.15. Сол Беллоу /1915 – 2ОО5/

В центре лучших романов Беллоу /«Приключения Оги Марча» /1953/, «Герцог» /1964/, « Дар Гумбольдта» / 1975/, и других – проблема личности в поисках себя, своей ускользающей самоидентификации. Как правило, герои Беллоу, маргинальные по своей сути / не по положению/ остро ощущают полную несовместимость с социумом, но реагируют на этот разлад в соответствии со своими индивидуальными особенностями.

В одном из лучших романов С.Беллоу «Герцог» главный герой – философ, ученый, аристократ духа. Крах в личной жизни пробудил в нем мыслителя, вступающего « на равных» в эпистолярное общение с Ницше, Хайдеггером, В.Розановым и прочими достойными адресатами. Философская глубина и психологическая точность в обрисовке персонажей соединяется у Беллоу с юмором, иронией и сочно выписанными картинами американской действительности.

Литература стран Латинской Америки

41.1. Латиноамериканская литература середины ХХ века

В ХХ веке латиноамериканская литература предъявила миру невероятное богатство и разнообразие как поэзии, так и художественной прозы / шесть лауреатов Нобелевской премии/.

В середине ХХ века значительно изменился вектор литературной направленности.

Обострение чувства причастности к судьбам мира и процессам мировой культуры обусловило некое равновесие национального и общечеловеческого в произведениях латиноамериканских писателей. Преимущественное изображение природной и социальной среды отступило перед живым интересом к судьбе и внутреннему мира человека. Появление яркой и самобытной прозы «магического реализма» совпало по времени с кризисными явлениями в европейской романистике.

Свежесть и новизна в романах гватемальца Мигеля Астуриаса /1899-1974/, кубинца Алехо Карпентьера /1904-1980/, перуанца Марио Варгаса Льоса /р1936/и других стало немалым вкладом в латиноамериканскую словесность. Рядом с ними появилась плеяда поэтов, в первую очередь, чилийцев, лауреатов Нобелевской премии 1957 и 1971 годов Габриелы Мистраль /1889- 1957/ и Пабло Неруды /1904 - 1973/, а также мексиканского поэта Октавио Паса / 1914 –1998/, лауреата Нобелевской премии за 1998 г. Поэтическое искусство латиноамериканцев, /за исключением Мистраль/ несомненно подверглось сильному влиянию европейского модернизма и, прежде всего, сюрреализма. В Аргентине авангардные теории воплотились наиболее полно в движении ультраистов, провозгласивших единственной целью поэзии « чистую алгебру метафоры, своего рода кубизм слова». К ультраистам примыкал поначалу и Хорхе Луис Борхес / 1899-1986/,на протяжении многих лет самый почитаемый латиноамериканский писатель-мыслитель. Поэт, прозаик , эссеист, он стал всемирно известен именно как прозаик малой формы, не переставший и в прозе оставаться поэтом. Его нарочитый анахронизм – один из способов доказать свою непреходящую влюбленность в великие образцы прошлого – в частности, в Сервантеса / «Пьер Менар, автор Дон Кихота», «Притча о Сервантесе и Дон Кихоте» и др. /Рассказы и эссе Борхеса разнообразны по приемам, интонационно полифоничны.

41.2. Хулио Кортасар /1914 – 1984/

Кортасар выходец из Аргентины, одной из самых европеизированных стран Латинской Америки. Местом действия его произведений, чаще всего, бывают Париж, Лондон, Вена. Но именно Буэнос-Айрес связывает персонажей с европейской действительностью ситуациями, реминисценциями, сюжетными перипетиями. Кортасар – писатель, творящий в двух измерениях латиноамериканском и европейском. Мир кортасаровской прозы это исследование границ реального и фантастического. Писатель организует этот мир сквозной идеей – как преодолеть абсурдность современной «неподлинной» жизни, как пробиться к естественному порядку вещей. Об этом и его ранние рассказы- притчи «Жизнь хронопов и фамов» /1950/ и - его главные романы «Выигрыши» /1960/, «Игра в классики» /1963/, «62.Модель для сборки» и другие.

41.3. Габриэль Гарсия Маркес / р.1928/

Автор романов «Палая листва /1955/, «Полковнику никто не пишет /1961/, «Осень патриарха»/1965/, «Сто лет одиночества» /1968/, «Любовь во время чумы» /1990/ и других.

«Магический реализм» в латиноамериканской литературе – это, в первую очередь, романы Маркеса. В особом контексте латиноамериканских реалий «магический реализм» - это не только определенное мироощущение, но и сама действительность, сохраняющая свою почвенную первозданность. Это коллективное фольклорно-мифологическое восприятие мира и одновременно инструмент познания жизни. Роман «Сто лет одиночества» /1968/ - это история создания маленького затерянного колумбийского городка Макондо и в то же время история пяти поколений основавшей его семьи Буэндиа. Семейная хроника оборачивается историей Колумбии и еще шире – историей Латинской Америки. Фантастическое в романе берет начало из разных источников, начиная с библейских и античных и кончая литературными реминисценциями в духе Рабле. Сто лет, пройденных в романе – это путь от эпохи мифов, сказок и легенд в историческую эпоху.

Наши рекомендации