Г.Флобер и пути развития литературы реализма во Франции во второй половине ХХ века.
Творчество Гюстава Флобера – новый этап в развитии реалистического направления во французской литературе. Переход к реалистическому изображению жизненного мира человека в романе «Воспитание чувств»: исследование процесса формирования личности в связи с обстоятельствами внешнего окружения. Воплощение скептических представлений о настоящем и будущем современной действительности в идейном замысле романа «Мадам Бовари». Ограничение эпических рамок в изображении социальной реальности и частной судьбы в романе Флобера. Распространение классического принципа социальной типизации на создание жанровой картины обыденного существования и заурядных образов-характеров. Психологический портрет героини. Выявление глубинных причин трагедии в процессе сюжетно-событийного развития конфликта и анализа его психологических мотиваций. Приемы типологической и индивидуальной разработки второстепенных персонажей. Роман Флобера «Саламбо» как историческая ретроспектива современной действительности: сравнительное исследование движущих сил общественного прогресса и проблем цивилизации в эпоху античности и в Новое время. Продолжение и развитие традиций классического реализма во второй версии романа «Воспитание чувств».
Раздел 30. Английская литература классического реализма.
Английский реалистический роман: общая характеристика
Роман как ведущий жанр английской литературы эпохи классического реализма. Основные события социально-политической жизни Великобритании и их критическое осмысление в произведениях английских романистов. Жанровые разновидности реалистического романа в Англии. Жизненное и художественное обоснование принципов реалистического искусства в произведениях Шарлоты Бронте. Углубление социального содержания повествовательной формы в романе «Джейн Эйр»: фактическая достоверность и изобличительный характер рассказа об институтах воспитания, образования, общественной благотворительности, семьи и трудовой деятельности. Обращение к насущным вопросам современной действительности: тема критического обострения социальных противоречий в романе Ш.Бронте «Шерли». Воплощение типических черт противоборствующих общественных групп в индивидуальных и собирательных образах героев.
Картина индустриального общества в реалистической прозе Элизабет Гаскелл. Сборник рассказов «Жизнь в Манчестере»: радикальная критика условий труда и жизни наемных рабочих с позиций христианского гуманизма. Открытие политических и моральных истин в романе «Мэри Бартон, повесть из жизни Манчестера». Моральные меры оценки социальных истин в романах Э.Гаскелл «Руфь», «Север и Юг», «Кузина Филлис».
30.2.Творчество Ч.Диккенса
Чарлз Диккенс – основоположник критического реализма в английской литературе. Жизнь и творческий путь Диккенса. Переход от предварительных набросков к портретному изображению «среднего» англичанина в рамках авантюрно-развлекательного романа «Посмертные записки Пиквикского клуба».
Основные периоды литературной деятельности писателя и их особенности: Романы 1830-х годов – увеличение эпического плана социальных обстоятельств и событий в жизнеописании героев; концепция счастливого случая как проявления моральных законов в отношениях между людьми (романы «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никкльби»). Романы 1840-х годов – углубление критических тенденций и включение стилистических приемов сатиры и гротеска как средств отрицательной оценки изображаемых явлений действительности (роман «Домби и сын»). Романы 1850-х годов – развитие методов художественного обобщения и создание целостных картин социальной жизни; приемы контраста в обрисовке типических обстоятельств и характерных представителей различных общественных слоев (романы «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит»). Романы 1860-х годов – признание несоизмеримости общепринятых норм ценности и моральности с действительностью социальной жизни; проблема самоопределения личности и нахождения истинного пути в неправедном обществе (романы «Большие надежды», «Наш общий друг»).
Творчество У.Теккерея.
Уильям Мейкпис Теккерей – классик английской реалистической литературы. Теккерея. Обоснование художественной ценности и общественной значимости реалистического искусства в литературно-критических статьях Теккерея («Размышления по поводу истории разбойников», «Парижская книга очерков»). Понятие о снобизме в контексте идейного замысла книги «Ярмарка тщеславия: роман без героя». Приемы аллегорического изображения и сатирического описания мира человеческой реальности в романе Теккерея. Проблемы общественных отношений и частных судеб в «Ярмарке тщеславия». Двойственные итоги опыта: открытие нравственной несостоятельности отношений между людьми в современном обществе и возможностей их преобразования в перспективе непрерывного течения жизни. Расширение эпической перспективы изображения действительности в романах Теккерея об историческом прошлом («История Генри Эсмонда», «Виргинцы») и современной жизни английского общества («История Пенденниса», «Ньюкомы»).
Раздел 31. Американская литература классического реализма