Раздел 28. Общая характеристика литературы классического реализма.
Социально-исторические обстоятельства и культурные предпосылки развития реалистического искусства. Формирование представлений о социальной среде как средоточии определяющих факторов частных судеб. Обоснование законов объективной необходимости и эволюционного процесса в сферах естественных и гуманитарных наук. Развитие художественного метода реализма: способы типизации лиц и обстоятельств, приемы психологической разработки характеров; формы гротескной стилизации и сатирического изображения явлений действительности. Роман – ведущий жанр литературы эпохи классического реализма.
Раздел 29. Французская литература классического реализма.
Общая характеристика французской литературы классического реализма
Жизненное содержание и эстетические принципы французской реалистической литературы в их отношении к действительности. Явление параллельного развития реалистических и романтических тенденций в литературе Франции XIX века. Основные этапы становления и развития реалистического направления во французской литературе.
Творчество Ф.Стендаля.
Фредерик Стендаль (Анри Мари Бейль) – зачинатель реалистического направления во французской литературе. Романтические идеи в ранних произведениях писателя: принцип первенства субъективного начала в жизни и искусстве в трактате «О любви»; критика нормативной эстетики классицизма в эссе «Расин и Шекспир». Романтические и реалистические тенденции в романе «Арманс»: сочетание романтических методов индивидуальной разработки образа с реалистической обрисовкой его общих черт. Создание реалистической картины современного мира и человека в нем в романе «Красное и черное». Приемы раскрытия типических черт персонажей в типических обстоятельствах и критических ситуациях драматического конфликта. Новая разработка вопроса о судьбе человека в обществе в романе «Пармская обитель». Развитие метода реалистического изображения действительности в романе Стендаля: прием освещения событий и обстоятельств с различных точек зрения. Перерастание коллизии в конфликт и развертывание конфликта в сюжетно-событийном плане романного повествования. Индивидуальные и типические черты в образах героев романа.
Творчество О.Бальзака
Оноре де Бальзак – классик французской литературы критического реализма. История создания эпопеи «Человеческая комедия»: от возникновения идейного замысла до художественного воплощения идей в реалистической картине современного общества. Изложение принципов реалистического искусства в авторском предисловии к эпопее. Композиционная структура «Человеческой комедии». Принцип сочетания достоверного описания с критической оценкой описываемых явлений жизни в цикле романов «Этюды о нравах». Принцип изображения типических характеров в типических обстоятельствах и его последовательное проведение в эпопее Бальзака. Образы социальных «хищников» в романах «Торговый дом Нусинген», «Блеск и нищета куртизанок», «Евгения Гранде». Образы «жертв» несправедливого порядка в романах «Отец Горио», «Полковник Шабер». Образы молодых честолюбцев в романах «Утраченные иллюзии», «Шагреневая кожа», «Беатриса»..
Творчество П.Мериме
Проспер Мериме – мастер малых форм художественной прозы. Творческий путь писателя. Романтические имитации народных баллад в поэтическом сборнике «Гюзла, или Собрание иллирийских песен». Свобода как естественное состояние человека и как достояние общественного прогресса в новелле «Таманго». Социально-культурные факторы индивидуального сознания и практического поведения человека в новелле «Матео Фальконе». Реалистический принцип достоверности в изображении событий жизни и явлений сознания в новелле «Венера Илльская»: художественное расследование скрытых связей между тривиальным преступлением, «сверхъестественным» происшествием и фантастическими поверьями и предрассудками города Илля. Опыт типологической обрисовки асоциальных характеров «без предрассудков» в новеллах «Коломба» и «Кармен»: открытие радикального несоответствия живой натуры и романтического идеала «естественного человека».