Общая характеристика и периодизация древнеримской литературы.
Римская литература как новый этап в истории словесного творчества античных времен. Основные стадии общественной истории Рима. Своеобразие культуры Рима и ее связь с культурными традициями Древней Греции. Древнейшие образцы письменной литературы Рима: вольные переводы греческих текстов, произведения первых римских поэтов (Ливий Андроник, Гней Невий). Исторические границы и основные этапы развития древнеримской литературы.
3.2. Римская литература эпохи республики (I век до н.э.).
Культура и общество Древнего Рима в период кризиса республики. Дидактическая поэма Лукреция «О природе вещей». Мировоззренческие и философские основы поэмы. Особенности композиции и стиля поэтического языка. Развитие поэзии малых форм в литературе конца Республики. Поэты-неотеоретики и их литературная программа. Катулл как представитель новой поэтической школы и самобытный поэт. Образ лирического героя Катулла и авторский принцип свободы самовыражения. Лирические мотивы в поэмах Катулла «Аттис» и «Свадьба Пелея и Фетиды».
3.3. Римская литература начала империи (I век до н.э.).
Социально-политическая обстановка и культура начала империи. Завершение распада республики. Учреждение принципата Августа. Становление «официальной идеологии» и теория «золотого века». Распространение учений стоицизма и эпикуреизма и их роль в развитии литературы. Литературные кружки Мецената, Мессалы, Поллиона. Ведущие жанры и крупнейшие писатели «золотого века» (Вергилий, Гораций, Овидий).
3.4. Творчество Вергилия.
Жанр пастушеской идиллии в поэзии Вергилия. Пасторальная тематика и жизненная проблематика «Буколик». Изображение сельской Италии в поэме «Георгики»: поэтические и дидактические мотивы в разработке темы земледельческого труда. Поэма «Энеида» как классический образец римской эпопеи. Поэма «Энеида» в отношении к легендарному прошлому и актуальной действительности поры создания.
3.5. Творчество Горация.
Пути Горация в жизни и литературе. «Золотая середина» как понятие горацианской мудрости о мере гармонического единства всех начал в жизни и искусстве. Порицание пороков и невоздержанности в ямбических стихах Горация: «Эподы», «Сатиры». Воспевание достоинств мудрости и умеренности в лирической и дидактической поэзии Горация: «Оды», «Послания». Поэтика Горация: «Искусство поэзии».
3.6. Творчество Овидия.
Римская элегия и поэзия Овидия. Обновление мотивов и содержаний элегического стиха в лирическом цикле «Любовные элегии». Лирическая разработка образов-характеров в «Посланиях героинь». Ирония как способ выражения авторской позиции в пародийно-поучительных поэмах «Искусство любви» и «Средства от любви». Эпическая поэма «Метаморфозы» — изложение истории мироздания в мифах о превращениях. Идея непрерывности превращений и развития в ее отношении к официальной идеологии и канону идеала «золотого века». Поэзия Овидия периода изгнания: ностальгические мотивы «Скорбных элегий».
3.7. Римская литература ранней и поздней империи (I –IV века н.э.).
Социально-культурная среда древнего Рима времен укрепления и упадка империи. Обращение писателей к социальной проблематике текущего времени и развитие прозаических жанров повествовательного письма. Становление римского романа. Критическое осмысление жизненной реальности в романе Петрония «Сатирикон». Ирония и сатира как способы выражения авторской позиции в романе «Сатирикон». Тема судьбы человека в современном мире в романе Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».
ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ.
Раздел 4. Общая характеристика и периодизация средневековой литературы.
Пути и вехи литературной истории средневековья в странах Западной Европы. Великое переселение народов и распад Римской империи. Образование культурных ареалов кельтских, романских и германских народов. Формирование феодальных государств и становление национальных культур. Региональная общность и национальное своеобразие западноевропейских литератур. Роль и влияние фольклорных истоков, античного наследия и религиозно-христианских учений в развитии писательского творчества в эпоху средневековья. Возникновение литературных направлений и исторические периоды их подъема в эпоху средневековья.
Раздел 5. Средневековый эпос (III – XII века).
Кельтский эпос.
Фольклорные и мифологические истоки эпических сказов. Ирландские саги как древнейшие памятники эпической прозы и поэзии средневековья. Создатели и хранители кельтского героического эпоса. Сказания уладского цикла: жизненная история героя, особенности героического образа-характера. Саги о Финне и их переработка в «Песнях Оссиана». Ирландские сказы о чудесных плаваниях.
Древнескандинавский эпос.
Древнегерманские истоки скандинавской эпической поэзии. Исторические и локальные границы формирования скандинавского эпоса. Литературные переложения исландских саг в собрании «Старшей Эдды». Мифологические песни «Старшей Эдды»: теогония; история создания, гибели и нового рождения мира. Героические песни «Старшей Эдды» и их связи с древнегерманским эпосом. Издание «Младшей Эдды»: поэзия и поэтика героических песен скальдов.
5.3. Французский героический эпос.«Песнь о Роланде».
Становление и развитие французского национального эпоса. Народные версии героических песен, импровизации певцов-жонглеров, литературная обработка и художественная стилизация героических песен-поэм. «Песнь о Роланде» как классический образец средневековой эпической поэзии. Идея национального единства и ее тематическое воплощение в сюжетно-драматическом действии поэмы о Роланде. Конфликтное развитие сюжетной линии Роланд – Ганелон: тема всеобщей защиты страны от внешних врагов и проблема внутренних междоусобиц. Обнаружение моральной коллизии в сюжетной линии Роланд – Оливье: тема рыцарской верности патриотическому долгу и проблема неумеренного своеволия.