Философские концепции происхождения человека и его природы.
Философия, определяя сущность человека, обращает внимание на то, что человек – разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, т.е. существом социальным. Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза, а теории о развитии человека как разумного, общественного существа – антропосоциогенезом.
Происхождение человека до сих пор остается далеко не выясненным. Существуют разные теории, объясняющие происхождение человека. Религиозное представление о сотворении человека Богом – одно из распространенных. Но есть и философские концепции, которые пытаются объяснить происхождение человека, не опираясь на религиозно-идеалистические взгляды.
В ХIХ в., особенно после создания Ч. Дарвином эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Все сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий производства, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становилась все более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, люди жили совместно, и возникала потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека. Постепенно добавились регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека. Трудовая теория происхождения человека утверждает, что определяющим условием становления человека является труд. В труде человек создает мир материальной и духовной культуры. Эта же позиция воспроизводится в диалектическом материализме.
Американский философ и культуролог Л. Уайт, критически проанализировав трудовую теорию становления человека, предложил иную концепцию антропосоциогенеза – теорию символизации. Любой живой организм, чтобы жить и воспроизводить себе подобных, должен осуществлять минимум приспособления к окружающей среде. Однако только человек как вид осуществляет этот процесс символическими средствами. В отличие от животных, например, он способен охватывать и истолковывать свой мир с помощью символов, достигая приспособления и понимания на более высоком уровне. Сам механизм научения, заменивший для человека способ генетической передачи информации, может существовать лишь с помощью символов.
Немецкий философ Э. Кассирер увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры. По его мнению, человек – это существо символизирующее. Способность создавать символы, наделять ими предметы, оперировать ими, т.е. исключительно человеческая способность к символизации, отличает человека от животного и является необходимым условием развития культуры.
В основании разных теорий антропосоциогенеза содержится и вопрос о природе человека, т.е. о соотношении биологического и социального в человеке. В современной философской литературе сложились две позиции. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой – она не только социальна, но и биологически нагружена. При этом речь не идет о том, что жизнедеятельность человека имеет и биологические детерминанты, определяющие зависимость человека от набора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмена веществ и др. Существование этих факторов признают все. Речь идет о том, существуют ли биологически запрограммированные схемы поведения человека. Вопрос этот очень сложный. Сторонники социального подхода к человеку утверждают, что человек рождается с единственной способностью – способностью приобретать человеческие способности (А.Н. Леонтьев). В качестве примера приводятся слепоглухонемые, которые на основании использования специальных методик, основанных на теории предметной деятельности, приучались к человеческому поведению, учились читать, писать.
Сторонки социобиологического подхода считают, что большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно и млекопитающим, а большинство специфических форм – поведению приматов. Среди этих стереотипных форм Э. Уилсон – основоположник социобиологии – выделяет взаимный альтруизм, защиту своего местообитания, агрессивность и т.п.
Понятие «пол» фиксирует биологические и физиологические различия между мужчиной и женщиной, а понятие «гендер» описывает социальные и культурные различия между полами, не наследуемые, а приобретаемые в обществе.
Гендер – социальный, культурный пол. Это понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социализации.
С вопросом о соотношении биологического и социального тесно связана проблема бессознательного. Долгое время в философии преобладал принцип антропологического рационализма: человек рассматривался лишь как человек разумный. Но в ХIХ в. стали обращать внимание и на психические процессы, не осознающиеся человеком. Определенное влияние на формирование таких взглядов оказал З. Фрейд, который рассматривал бессознательное как важный фактор человеческого поведения.
Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Человек – представитель биологического вида, но вида особенного, для которого средством приспособления к окружающей среде стала культура.
Человек – понятие, которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и социальные).
Для характеристики человека в философии используется понятие «индивид». Индивид – это отдельный человек, являющийся носителем определенных социальных свойств.
Социальную сущность человека выражает понятие «личность». Личность – это субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса, познания действительности.
Проблема личности в философии – это вопрос о том, в чем сущность человека, каково его место в мире и в истории. Анализ общества невозможен без обращения к личности. Под личностью обычно понимается социальный аспект человеческой многогранности, социальная сущность человека. Ее становление происходит в процессе социализации, когда идет освоение образцов поведения, норм культуры под влиянием тех социальных групп, в которых участвует данный человек.
Социализация личности – процесс формирования социальных качеств личности.
В философии одна из тем – роль личности в истории. Те философы, которые считают, что все в мире заранее предопределено и люди ничего не могут изменить, называются фаталистами. Те, кто утверждает, что именно сознание и воля людей, в первую очередь великих личностей, творят историю, называются волюнтаристами. Обе позиции – крайние. Нельзя ни преуменьшать, ни преувеличивать роль личности в истории. Во время революций роль личности возрастает, но революционные периоды характеризуются и широким движением народных масс. Этот процесс носит объективный характер. Выдающиеся личности наиболее полно реализуют интересы больших социальных групп.
Каждая личность имеет структуру, элементами которой являются сознание и самосознание, познавательные процессы, эмоции, воля, темперамент, интуиция, ценностные ориентации, мировоззрение, убеждение, идеалы. В структуре личности представлены все уровни культуры.
Ядром структуры личности является мировоззрение. Оно формируется путем осознания человеком объективной реальности, а также в результате самосознания личности.
Только в обществе формируются и реализуются сущность человека, его способности, а также сознание человека. Личность - конкретно-историческое явление. Каждая эпоха порождает специфический социальный тип личности. Эпоха, в которую родился и сформировался человек, уровень культуры народа определенным образом влияют на его индивидуальное поведение, поступки, сознание. Индивидуальность – указывает на своеобразие социально значимых качеств личности. Индивидуальность – понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека. Сколько людей, столько индивидуальностей. Каждый из нас обладает индивиуальными особенностями памяти, внимания, наблюдения, мышления. В какой-то степени индивидуальность человека определяется наследственностью, а в какой-то - средой.
На Западе сформировалось направление, которое сделало человека специальным предметом рассмотрения, - философская антропология. Она исследует феномен человека во всем многообразии его проявлений. Основатель этого направления – Макс Шелер (1874 - 1928). Он рассматривает человека не как вторичное существо после Бога, а как со-зидателя, со-основателя, со-вершителя мирового процесса. К его взглядам блики идеи Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955) и В.И. Вернадского (1863 - 1945). Для Вернадского появление человека и образование единой общечеловеческой цивилизации, чья деятельность составляет особую сферу Земли – ноосферу – высший этап эволюционного развития Земли в тесном взаимодействии с космосом.
В середине ХХ века в рамках экзистенциализма - философии существования – также ставилась проблема человека, его существования. Представитель – А. Камю («Миф о Сизифе»).