Проблема сущности человека в истории философии.

Отличие философского учения о человеке от других наук (социологии, педагогики, психологии) в том, что она исследует наиболее общие проблемы человеческого бытия, специфику существования человека как вида. Такими проблемами являются проблемы антропосоциогенеза – происхождения человека и человеческого общества, смысла существования человека как вида и смысла жизни отдельной личности, свободы и необходимости в человеческих действиях.

На рубеже ХХ – ХХI вв. проблема человека становится центральной в философском знании. Проявляется обостренное внимание к тому, что в философии называется «экзистенциальной проблематикой»: вопросам о смысле жизни и ценности человеческого существования. Проблема человека приобретает особую актуальность в те периоды развития истории, когда остро встает вопрос о смысле жизни и цели существования не только отдельного человека, но и всего общества.

Термин «антропология» означает учение о человеке, а философская антропология, соответственно, философское учение о человеке.

Философская антропология – направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности.

В истории философии постоянно поднимались вопросы о сущности человека.

Так, в античной философской мысли человек рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе, поэтому можно говорить, что образ человека в античной философии космоцентричен. Говоря о душе, греческие философы понимали под ней нечто скрытое внутри вещи и приводящее ее в движение. Поэтому душой обладают даже растения и животные, а не только человек. По мнению греков, человек можно считать того, кто умеет читать и плавать. Для них человек мыслит всем телом, следовательно, чтобы хорошо мыслить, надо уметь бегать, метать диск, стрелять из лука, бороться.

В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно связаны две ипостаси: дух и тело, качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное. Человек, по Фоме Аквинскому, промежуточное между ангелами и животными. Плоть человеческая с точки зрения христианства – арена низменных страстей и желаний и порождение дьявола. Бессмертная душа и смертная плоть человека противопоставлены друг другу. Заботиться нужно только о душе.

Средневековый образ человекатеоцентричен, а не космоцентричен, как в античности.

Человек не верит в себя, он верит в Бога. Христианин стремится освободиться от дьявольских пут и постичь божественный свет истины. считается, что сам человек не может самостоятельно добыть знание, оно открывается ему в откровении. Главным признаком человека является не разум, как в античности, а сердце, по мнению средневековых философов, а главный признак человечности – любовь к Богу.

Философия Нового времени видела в человеке, прежде всего его духовную сущность. Естествознание, освободившись от идеологического диктата христианства, преуспело в натуралистических исследованиях природы человека. Но еще большей заслугой того времени было безоговорочное признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.

Образ человека Нового времени антропоцентричен. Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек теперь верит в себя. Главной сферой человеческой деятельности становится познание. Главный метод познания – рефлексия. Миром управляют законы, соответствующие законам человеческого разума. Любой, самый утопический социальный проект, который можно построить в человеческой голове, в силу этого соответствия, может быть воплощенным в жизнь. Способ реализации социальных проектов – воспитание и просвещение. В этот период акцент делался на исследование сознания человека, духовного начала в человеке. В философии марксизма человек рассматривался как предметное существо: он всегда имеет дело с предметами, поэтому нельзя сводить деятельность человека к мышлению. Это лишь одна из способностей человека. В предметной деятельности воплощается противоречивое единство опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание есть превращение деятельностных способностей человека в свойства предмета. Распредмечивание – превращение характеристик предмета в деятельностные способности человека. Опредмечивание есть в то же время и распредмечивание, ибо, опредмечивая, человек в то же время распредмечивает себя.

Но человек не только природное предметное, но и социальное существо, живущее в обществе. Общество, с одной стороны, создается человеком, с другой – формирует человека, социализирует его. Не только сам человек, но и его чувства культурно ориентированы. Кроме таких чувств, как зрение, осязание и т.д. появляются такие, как любовь, воля. Марксизм утверждал тезис о социальной природе человека. Человек в марксизме мыслился как рациональное существо. Если общество освободить от частной собственности, эксплуатации, социального неравенства, считали марксисты, то можно изменить самого человека.

З. Фрейд, напротив, считал, что сознание человека не рационально, а иррационально, т.е. управляется бессознательным. Хотя человеческая культура стремится наложить запреты на основные инстинкты (инстин6кт агрессии и сексуальный инстинкт), преодолеть свою биологическую природу человек не в силах, т.к. источник его проблем не вне его, как считал Маркс, а нем самом, в его психике.

Иррационалистическое представление о сущности человека стало распространенным в ХХ в. Так, сторонники экзистенциализма считали, что человек живет в чуждом ему мире. Его бытие иррационально, бессмысленно и непостижимо. Смысл жизни человека – в мистическом общении с Богом, с узким кругом духовной аристократии, в переживании подлинности индивидуальной жизни.

Поведение человека определяется не разумом, считали иррационалисты, обратив внимание на то, что воля к жизни или воля к власти могут оказывать влияние на поведение человека.

Наши рекомендации