Тема 9. Социальная философия. Общество как объект философии. Гражданское общество и государство

1. Общество как объект изучения социальной философии. Социальная структура общества, его элементы.

2. Общественное сознание, его уровни и формы.

3. Духовная жизнь. Духовные потребности. «Информационное общество» и его проблемы.

Рекомендуемая литература:

Основная:

[8, с. 59-62]; [11, с.564-570]; [13, с.364-399].

Дополнительная:

[15, с.6-13]; [18, с. 154-211].

Электронные ресурсы:

[8, с. 708-760].

Основные понятия и термины:

Гражданское общество — институт социальной жизни, усилия которого направлены на обеспечение условий и развития человеческой жизнедеятельности как на уровне индивида, так и на уровне больших или малых социальных групп на достижение солидарности и справедливости.

Духовная деятельность – деятельность в духовной сфере жизни общества. Продуктом и в то же время процессом духовной деятельности является духовная культура.

Духовная культура – система духовных (моральных, религиозных, эстетических и т.п.) ценностей общества.

Индустриальное общество — стадия общественного развития, для которой характерен высокий уровень промышленного производства, ориентированный на массовый выпуск товаров потребления длительного пользования.

Информационное общество — стадия в развитии человечества, когда физический труд, как основа индустриального общества, уступает место информации и знанию.

Культура – способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в виде материальных и духовных ценностей. Началом, источником и высшей ценностью культуры является сам человек.

Личность – индивид как субъект социальной деятельности, свойства которого детерминированы конкретно-историческими условиями жизни общества.

Материальная деятельность - деятельность в экономической сфере жизни общества. Связана с созданием продуктов производства, обеспечивающих жизнедеятельность общества.

Материальная культура – система материальных ценностей, возникающая в результате деятельности людей.

Общество — структурно организованный уровень бытия в мире, имеющий свой специфический способ существования, свою форму проявления и свою форму осуществления. Это исторически сложившаяся совместная, организованная жизнедеятельность людей.

Социальная мобильность – процесс перемещения людей из одних социальных групп в другие, проходящий естественным путем под воздействием разных факторов.

Ценность – понятие, в котором выражена значимость явлений действительности для человека и человечества.

Цивилизация – определенная ступень общественного развития, характеризующаяся наличием городских поселений, государства, письменности, культуры.

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Общество – это совокупность всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей, обеспечивающих сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.

Общество – естественная и необходимая форма совместной жизни людей. Вне общества невозможно воспроизводство человеческой жизни.

В античной философии возникновение общества объяснялось естественной потребностью людей в совместной жизни, а общество рассматривалось как часть природы. В средние века понятие общества исчезает, заменяясь понятиями «государство», «страна», «народ». Представление об обществе как самостоятельной сфере бытия, обладающей специфическими чертами существования, отличного от существования природы и человека, сформировалось только в Новое время. С этого периода общество превращается в самостоятельный объект изучения. Первым систематизированным учением об обществе стала философия истории Гегеля. Он рассматривал общество как сферу «всестороннего переплетения зависимостей всех ото всех». О. Конт является создателем науки об обществе – социологии.

Важной проблемой философского осмысления общества является проблема его объективности: существует ли общество объективно, независимо от познающего субъекта, или же реально существуют только отдельные люди, а общ9ество представляет собой лишь субъективно выделяемую абстракцию.

Общество – это объективно существующая система, которой присущи свои характерные черты (целостность, самодостаточность, саморазвитие и др.) и которая несводима к простой сумме составляющих общество индивидов.

Общество – система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности.

С точки зрения системного анализа, общество – система и процесс. Такой подход к обществу использовали О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс. Они рассматривали общество как целостной совокупность взаимосвязанных элементов.

Основные принципы системного подхода к изучению общества состоят в следующем:

§ Основным признаком системы является ее целостность;

§ Элементы системы (подсистемы) сами могут рассматриваться как системы. В качестве системы могут изучаться сферы общества;

§ Рассмотрение общества как открытой системы, т.е. системы, взаимодействующей со средой;

§ Системный подход признает целенаправленный характер поведения как системы в целом, так и отдельных ее элементов, т.е. предполагает изучение общества и его основных компонентов с точки зрения исследования их основных функций.

Средой существования общества является природа, с которой оно постоянно обменивается веществом и энергией. Человек познает природу с целью приспособить ее и возделать для удовлетворения своих потребностей. Так возникает культура, или «вторая природа».

Основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни. Основными видами общественно необходимой человеческой деятельности являются: экономическая (по созданию материальных благ); социальная (по осуществлению связей между людьми); политическая (по управлению обществом); духовная (по созданию и освоению духовных ценностей). Области осуществления этих видов деятельности называются экономической, социальной, политической и духовной сферами, или подсистемами общества. Каждая из этих сфер также может быть рассмотрена как система, состоящая из своих элементов.

Экономическая сфера – это область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ.

Она включает в себя так5ие важные компоненты, как материальные потребности, экономические блага, удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы, хозяйствующие субъекты. Основным элементом экономической системы общества являются хозяйствующие субъекты.

Социальная сфера – это область возникновения и функционирования отношений между социальными группами людей. Социальная система состоит из социальных групп (социальных общностей), социальных связей, социальных институтов, социальных норм, ценностей социальной культуры. Важным элементом социальной системы общества являются социальные группы (социальные общности).

Политическая сфера – это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом.

Главные элементы политической системы общества – политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации), нормы политического поведения и политической культуры, политической идеологии. Основным элементом политической системы общества является государство.

Духовная сфера – это область создания и освоения духовных ценностей. Ее элементами являются духовные потребности как источник духовной деятельности общества, созданные обществом духовные ценности, средства осуществления духовного производства, а также субъекты духовной деятельности. Главным элементом духовной сферы являются духовные ценности, существующие в виде идей и получающие свое материальное воплощение в виде языка, произведений искусства и др.

Экономическая, политическая, социальная сферы изучаются соответственно экономикой, политологией, социологией. Духовная сфера изучается в рамках философских дисциплин (этика, эстетика, религиоведение, науковедение) или же дисциплин общегуманитарных (правоведение, искусствознание, история, литературоведение и др.). Основными формами духовной жизни общества считается мораль, право, религия, наука, искусство.

Мораль – это сфера существования нравственных норм человека. Она включает в себя нравственные нормы (правила, образцы поведения человека), нравы (формы конкретного поведения), общественное мнение (оценки поведения людей). Главными функциями морали являются регулирование поведения людей и их воспитание в соответствии с необходимыми для существования общества принципами.

Право – это система норм правил поведения, устанавливаемых и охраняемых государством. Право возникло позже морали, оно появилось вместе с государством. Соблюдение норм права охраняется государством, нормы права являются обязательными для их исполнения. Правовая система включает в себя совокупность норм права, формы юридической деятельности, правосознание. Центральным элементом правовой системы являются нормы права. Основными функциями права выступают регулятивная, охранительная, воспитательная.

Религия – это сфера духовной жизни общества, основанная на вере в существование сверхъестественных сил. Ранние формы религии – фетишизм (вера в сверхъестественную силу, которой наделяются н6еодушевленные предметы), тотемизм (почитание определенных видов животных или растений), анимизм (вера в существование духов). Вначале религия носила политеистический характер (многобожие). Затем на смену политеизму приходит монотеизм (принцип единобожия). Сформировались три мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Религия включает в себя религиозное сознание, основанное на религиозной вере, религиозные отношения, религиозную деятельность и религиозные организации. Среди функций религии – мировоззренческая, воспитательная, нормативная, психологическая, регулятивная.

Наука – это сфера жизнедеятельности общества, содержанием которой является рациональное познание существующего мира. Основными компонентами науки выступают объединенные в систему научные знания, научная деятельность, научная методология. Ведущий компонент науки – системы научных знаний (теории). Функциями науки являются познавательная, мировоззренческая, практическая.

Искусство – форма духовной жизни общества, основанная на образном восприятии окружающего мира. В сферу искусства входят художественные образы, воплощенные в произведениях искусства, создание предметов искусства, художественные представления. Основной компонент искусства – художественные образы, воплощенные в произведениях. Искусство является одной из форм познания мира: с помощью художественных образов. Среди функций искусства – эстетическая, воспитательная.

Социальная структура общества — это совокупность взаимосвя­занных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социаль­ных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый со­циальный организм.

Основными подструктурами (элементами) общества являются: социально-этническая структура; социально-демографическая структура; социально-профессиональная структура; социально-классовая структура; социально-территориальная структура.

Диалектика рассматривает общество в состоянии изменения, т.е. изучает его как процесс. Общественно-исторический процесс – это последовательное изменение состояний общества.

Для характеристики направленности развития общества используются понятия прогресса и регресса.

Прогресс – это поступательное восходящее развитие общества, представляющее собой переход к более совершенным формам.

Регресс – это нисходящее развитие, представляющее собой возвращение к прежним общественным формам.

Критерии прогресса – показатели степени развития общества.

В философии существует понятие факторов общественного развития, т.е. движущих сил. Они делятся на объективные и субъективные. К объективным факторам общественного развития относят материальное производство (экономический фактор), природную среду (природный фактор), социальные ресурсы (демографический фактор), науку и технику (научно-технический фактор). К субъективным факторам относят целенаправленные, осознанные действия, как отдельных людей, так и всего общества.

Основными формами общественного развития выступают эволюция и революция. Эволюция – процесс постепенных изменений, революция – резкие переходы от одного состояния к другому. Выделяют различные виды революций: социальную, политическую, научную, технологическую. Под социальной революцией понимается изменение типа общественного устройства, под политической – изменение формы власти. Научная революция – это переворот в научном знании, основанный на крупном научном открытии. В результате научной революции меняется научная картина мира. Технологической революцией называется качественное изменение в развитии производительных сил: например, промышленный переворот ХVIII – ХIХ вв., сущность которого заключалась в переходе от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Технологической революцией является и научно-техническая революция, превратившая в середине ХХ в. науку в непосредственную производительную силу общества. Достижения науки стали широко применяться в различных сферах.

Выделяют разные модели общественно-исторического процесса. Согласно религиозной модели, вся мировая история делится на три этапа: языческий (все народы поклоняются множеству богов); ветхозаветный (иудеи признают единобожие); новозаветный (связан с появлением христианства). Критерием религиозной модели является христианизация.

Философские модели разнообразны. В качестве критерия развития общества выбирались различные стороны общественной жизни. Вначале внимание уделялось развитию духовной стороны культуры. Так, например, в концепции Гегеля история развития человечества – это путь к политической свободе. Маркс обратился к материальной стороне жизни общества, анализируя путь достижения экономической свободы. В ХХ в. возникла концепция К. Ясперса, который выделил особую «ось» исторического развития. Ею стал V в. до н.э., считает Ясперс. В этот век жили Будда, Сократ, Конфуций. С их именами связано возникновение трех великих философий, обращенных к проблеме личности. Вся история, по Ясперсу, делится на период доосевых культур и период осевых.

В современной философии существуют формационная теория и теория стадий роста, которые раскрывают прогрессивный вариант развития общества. Сторонники этих концепций признают прогресс в историческом развитии; в качестве критерия прогресса выбирают материальную сферу жизни общества, а не духовную; Запад в целом рассматривается как идеальная модель прогрессивного развития.

Создатель формационной модели развития – К. Маркс. Согласно его теории, в истории общества выделяются пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Формация – этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства.

По Марксу, способ производства – это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений по производству товаров, их распределению и потреблению) В основе производственных отношений лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений разрешается через классовую борьбу. Развитие формаций является объективным процессом, независящим от человека.

Марксизм разработал материалистическое понимание истории, исходя из того, что производство составляет основу всякого общественного строя. Конечные причины всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в головах людей, не в возрастающем понимании ими вечной истины и справедливости, а в изменении способа производства и обмена, их надо искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи (Маркс К., Энгельс Ф. «Немецкая идеология»).

Немарксистские концепции исторического развития, разрабатываются в ХХ в. Среди них – теория стадий экономического роста Уолта Уитмена Ростоу, теория индустриального общества Раймона Арона, теории конвергенции, теория постиндустриального общества Даниела Белла.

Стадия роста – этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники, науки.

Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии:

§ Доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством);

§ Индустриальное общество (данная стадия начинается с возникновения машинного производства);

§ Постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники);

§ Будущее постпостиндустриальное общество (технотронное, информационное общество ХХI в.).

В качестве критерия прогресса выбирается развитие науки и техники.

Другой взгляд на развитие истории представлен цивилизационным подходом, основоположниками которого считаются русский философ Н.Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и английский историк А. Тойнби.

Идея цивилизации как доминанты исторического процесса была выдвинута русским историком Н.Я. Данилевским (1822-1885) в работе «Россия и Европа». Он отрицал общие закономерности развития общества, исходя из того, что это развитие осуществляется как бы параллельно несколькими социально-историческими организмами, складывающимися на основе общности культуры. Цивилизации носят не только локальный, но и замкнутый характер. Их сосуществование может сопровождаться взаимной враждебностью.

Цивилизационный подход исходит из трех принципов:

§ В общественно-историческом развитии в целом прогресса не существует. О нем можно говорить лишь по отношению к отдельной культуре, которая, подобно живому организму, проходит этапы рождения, расцвета, гибели.

§ Развитие культуры и цивилизации связано не с экономикой или техникой, а в первую очередь с религией. Именно тип религии определяет своеобразие общества и логику его развития. Душой культуры является религия, считал Н.Я. Данилевский.

§ Не существует идеальной модели развития, каждое общество и культура самоценны.

Конечно, такое деление на цивилизационные типы – теоретическая абстракция, с помощью которой осознается различие путей развития общества. Сегодня Восток претерпевает огромные изменения, которые осмысляются в рамках модернизации и глобализации.

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей, а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства. Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком. Естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитании и образовании. В духовных (научных, эстетических, религиозных) ценностях выражаются общественная природа человека, а также условии его бытии. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития социума. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и проч. человечество выражает свое отношение к реальности и противопоставляет ей определенное идеальное состояние общества, которое должно быть установлено.

Духовное производство — производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи, теории, духовные ценности, в конечном счете сам человек.

Важнейшей функцией духовного производства является духовная деятельность, которая направлена на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). Процесс духовного производства будет завершенным, когда его продукт дойдет до потребителя. Важное значение имеет такая функция духовного производства, как формирование общественного мнения.

В чем заключается специфика духовного производства, его отличие от материального производства? Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом положительных свойств. Главное из них — всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех. Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендуют, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе — от потребления они не убывают. Наоборот: чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Длительное время государство выступало практически единственной формой организации общественной жизни. Оно узурпировало право на обеспечение всех общественных потребностей человека, организуя и направляя всякую социально значимую деятельность. Возможности для внегосударственной общественной деятельности появляются только в конце XVIII — начале XIX в. Именно тогда в работах деятелей французского Просвещения и появилось выражение «гражданское общество».
Гражданское общество — это независимая от государства часть общества с развитыми экономическими, политическими, правовыми и нравственными отношениями между его членами. В политической сфере и сфере права основное требование гражданского общества — свобода личности. В области экономики — свобода частного предпринимательства. В области морали — свобода нравственного выбора. Именно эти критерии экономической, политической, правовой и нравственной свободы обеспечивают становление и развитие гражданского общества.
Институт гражданского общества не только не исключает, но и предполагает наличие и функционирование института государства. Гражданское общество лишь пытается смягчить авторитет власти, сделать ее более толерантной, избавляя государство от целого ряда неполитических функций. Гражданское общество организует свои структуры, которые, дистанцируясь от структур политической системы, оказывают эффективное влияние на политику государства. Складывается политическая организация общества, которая наряду с его политической системой включает общественные организации, народные движения, ассоциации и другие социальные образования, обеспечивающие децентрализацию авторитета власти. По мере развития общества, как правило, сужается сектор государственной власти и расширяется сектор гражданского общества.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое определение общества дается в социальной философии?

2. Чем различаются философский и социологический подходы к изучению общества?

3. В чем заключаются основные принципы системного подхода к изучению общества?

4. Что такое общественно-исторический процесс?

5. Раскройте сущность цивилизационной и формационной концепций развития общества.

6. Перечислите известные вам определения культуры. Чем можно объяснить такое количество определений?

7. Чем различаются Запад и Восток как цивилизационные типы?

8. Что такое гражданское общество, каковы его признаки?

9. Можно ли наше общество назвать гражданским?

10. Чем отличается духовное производство от материального?

11. Раскройте сущность понятий «духовная потребность», «духовные ценности», «духовная жизнь».

Тест для самоконтроля:

1. Какая из приведенных характеристик соответствует взглядам Гегеля:

а) общество развивается линейно от низших ступеней к высшим;

б) общество развивается по спирали;

в) общество развивается по кругу;

г) общество не развивается.

2. Кто из перечисленных философов является приверженцем цивилизационной концепции общественного развития:

а) К. Маркс;

б) У. Ростоу;

в) Н. Данилевский;

г) А. Тойнби.

3. Что такое система:

а) рядоположенность предметов любой природы;

б) порядок в расположении предметов одного типа;

в) любая совокупность элементов;

г) совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.

4. Социальная стратификация – это

а) разделение общества на классы;

б) сложная неустойчивая структура в обществе;

в) деление людей на обьщественные группы в зависимости от выбора профессии;

г) процесс разделения людей на социальные слои.

5. Как называется работа английского историка А. Тойнби, в которой излагается его концепция истории человечества:

а) «Закат Европы»;

б) «Россия и Европа»;

в) «Постижение истории»;

г) «Смысл истории».

6. Понятие «традиционное общество» означает:

а) докапиталистическое, доиндустриальное общество;

б) восточное общество;

в) общество, где господствующей религией является ислам;

г) примитивное общество.

7. Кто является сторонником формационной концепции общества:

а) К. Маркс;

б) У. Ростоу;

в) Н. Данилевский;

г) А. Тойнби.

8. Общество – это:

а) система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности;

б) совокупность людей, характеризующаяся определенной религиозной системой;

в) организация людей, объединенных общим увлечение и целями.;

г) определенный этап в развитии человеческой истории.

9. Область возникновения и функционирования отношений между социальными группами людей – это:

а) экономическая сфера;

б) политическая сфера;

в) социальная сфера;

г) духовная сфера.

10. Кто автор стадиальной теории развития общества:

а) У. Ростоу;

б) К. Маркс;

в) А. Тойнби; г) Н. Бердяев.

Наши рекомендации