Тема 8. Сознание и познание. Ступени познания и их формы. Научное познание и его специфика.

1. Сознание, его сущность и структура. Проблема сознания в истории философии. Сознание, самосознание, рефлексия.

2. Природа и понятие познания. Диалектика чувственного и рационального в познавательном процессе.

3. Понятие истины в классической и неклассической эпистемологии.

4. Виды познания. Научное познание. Методы, формы и уровни научного познания.

5. Философское познание. Принципы диалектики (развития, противоречивости, всеобщей взаимосвязи и др.) как основания философского познания.

Рекомендуемая литература:

Основная:

[7, с. 216-232; 262-299]; [11, с. 383-405; 414-508]; [13с. 277-305].

Дополнительная:

[25, с.137-143].

Электронные ресурсы:

[5, с. 184-211; с. 256-197].

Основные понятия и термины:

Гносеология — учение о познании явлений, процессов бытия в мире.

Душа — внутренний мир человека, состояние его сущностных сил.

Истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом; процесс движения знания от приблизительного к полному.

Знание — результат процесса познания, отражающий действительность в форме факта, представления, понятия, суждения, гипотезы, концепции, теории

Идеология — система деятельности по освоению мира в интересах господствующих сил данного общества.

Метод — путь исследования с ориентиром на истину.

Общественная психология — непосредственное отражение бытия в сознании людей на уровне эмоций и чувств.

Общественное сознание — целостное образование, обладающее внутренней структурой, которая включает уровни теоретического и обыденного сознания, идеологии и общественной психологии, а также формы политического, правового, эстетического, нравственного, религиозного, научного и философского сознания.

Познание – этот совокупность процессов получения, переработки и использования сведений и информации о мире и самом человеке.

Сознание — высшая форма психической активности человека как социального существа; отражение реальности в форме образа и проектирование (творчество) на этой основе новой реальности.

Творчество — сознательная деятельность человека, проектирующая и создающая нечто качественное новое в соответствии с потребностями человека и с учетом объективных законов развития мира.

Эпистемология — теория научного знания, в отличие от гносеологии как общей теории познания.

В философском понимании категории «материя» противопоставляется категория «сознание». Сознание является одним из основных понятий в классической философии. Сознанием называют способность человека к мышлению. Синонимами слова «сознание» в истории философии служат такие понятия, как «идеальное», «дух», «всеобщая идея», «божественный разум», «мировая воля» и др.

Платон в свое время ввел в философию понятия «идеальное», «идеальный мир», которые противопоставлялись таким понятиям, как «материальное», «материальный мир». Идеальный мир, по Платону, существует объективно, независимо от существования человека. В средние века получило распространение понимание сознания как идеальной первопричины мира, как Бога. Человек в их понимании обладает лишь слабым отблеском божественного сознания. Начиная с эпохи Возрождения, сознание стало восприниматься как атрибут человеческого бытия.

Немецкая классическая философия, раскрыв диалектику индивидуального и общественного, показала различные уровни организации сознания, его активность и историзм. Сущностной характеристикой сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникли. Они лишены веса, пространственных характеристик и других физических свойств. Идеальность – это системная характеристика всего человеческого общества в целом. Объективные идеалисты (Платон, Гегель) верно отмечали объективность сознания – его независимость от индивидуального мышления. Но сам факт объективности сознания был истолкован ими мифически: Платон связывал его с существованием особого «мира идей», а Гегель – с мировым духом. Формы сознания складываются в ходе истории независимо от воли и мышления отдельного человека. Так, хотя язык, религия, мораль, искусство созданы людьми, но они существуют независимо от сознания каждого отдельного человека, объективно.

Сознание социально, так как не является физиологической функцией человеческого мозга. Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга, причем только человек, который включен в систему общества. Сознание – функция не мозга, а общества в целом.

Сознание можно определить как специфически человеческий способ адаптации к среде путем изменения не внутреннего строения человека, а окружающей среды. Постоянное общение между людьми становится одним из условий специфически человеческой адаптации. Средством удовлетворения этой потребности стал язык.

Сознание существует в знаково-символической форме. Способом выражения и сохранения сознания является язык, понятый как система знаков. Язык – это материальное выражение нематериальных построений.

Знак, или символ, - это чувственный объект (предмет, явление), который является заместителем другого предмета (явления). Мысль (идеальное) «зашифрована», «закодирована» в знаке или символе.

Будучи отражением мира, сознание имеет творческий характер, активно воздействует на окружающий мир, преобразует его в соответствии с потребностями общества. Одновременно происходит процесс творения носителя этого сознания и его самосознания.

Одна из проблем философии – проблема происхождения и развития сознания. В истории философии существуют разные точки зрения при ответе на этот вопрос. Материалисты связывают появление и развитие сознания с биологической эволюцией и антропосоциогенезом (т.е. считают сознание вторичным по отношению к материи). Идеалисты считают, что сознание развивается по своим собственным законам и может быть понято исключительно из самого себя. Объективные идеалисты считают, что мир существует независимо от сознания человека. Первоосновой существования, по их мнению, является не сознание человека, а объективное до человека и независимо от человека существующее сознание, «абсолютный дух», «мировой разум», «Бог» и т.д.

Субъективные идеалисты считают, что мир существует в зависимости от человеческого сознания. По их мнению, мир – это лишь совокупность ощущений мыслящего субъекта, т.е. порождение нашего сознания. Субъективные идеалисты исходят из субъективности сознания, в отличие от объективных идеалистов, которые исходят из его объективности. Последовательный субъективизм приводит к солипсизму – течению, согласно которому мир и остальные5 люди существуют только в сознании человека.

Философия различает индивидуальное сознание (духовный мир одной личности) и общественное сознание (духовный мир общества в целом). К формам общественного сознания относятся – философия, наука, право, религия, мораль, искусство, политика.

В структуре сознания выделяют три основных сферы – познавательную, эмоциональную и ценностно-волевую.

Познавательная сфера сознания состоит из области чувственных процессов и области рационального мышления. К области чувственных, сенситивных процессов относят ощущения, восприятия, представления, возникающие в результате воздействия на органы внешних чувств человека. К области рационального мышления относят понятийное мышление (мышление с помощью языка), образное мышление (воображение), внимание, память.

Эмоциональная сфера сознания включает в себя все душевные переживания, внутренние чувства человека. Кратковременные переживания называются эмоциями. К ним относятся страх, радость, печаль, восхищение, страдание. Устойчивые длительные переживания называют чувствами, или внутренними чувствами. К ним относят любовь, ненависть, горе, счастье, сострадание.

Ценностно-волевая сфера сознания состоит из внутренних целей человека и духовных усилий к достижению этих целей. В сознании человека формируются определенные нормы, жизненные установки, ценности, идеалы, они выступают в виде целей, к которым стремится человек. Способность осуществлять свои желания, стремление к достижению целей называется волей.

Кроме названных сфер сознания выделяют еще две области: область подсознания, в которое включают инстинкты, рефлексы, сновидения, и область сверхсознания, к которому относят интуицию, озарение, совесть.

Еще одной важной стороной философского осмысления сознания является проблема источников духовного развития человека, или проблема источников сознания. Под источниками сознания понимают те факторы, которые создают, видоизменяют, направляют процессы сознания. Важным источником сознания является внешний материальный мир, который оказывает основное влияние на развитие сознания. Вторым источником сознания считается социокультурная среда, в которой формируется сознание человека. Третий источник сознания – духовный опыт самого человека, его переживания, осмысления, внутренние усилия (внутренняя работа духа).

Наши рекомендации