Философия Древнего Китая. Даосизм, конфуцианство
Философское знание зарождалось также в недрах мифологии. Центральное место в философии занимали проблемы человека. Возникла китайская философия в I тыс. до н.э. Уже в VIII – V вв. до н.э. древние мыслители выделяли пять стихий, или первоэлементов: воду, огонь, металл, дерево и землю. Считалось, что некогда не было ни земли, ни неба, а вселенная представляла собой хаос - из него родились два духа – Инь (пассивная женская сила) и Ян (активная мужская сила), которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились: Ян стал управлять небом, а Инь – землей. Понятия «Ян» и «Инь» использовались для выражения многих противоположных и сменяющих друг друга явлений. Если люли действуют в согласиис естественной закономерностью, отраженной этими понятиями, то и в обществе, и в отдельных индивидах царят спокойствие и порядок, а если такого согласия нет, то все приходит в смятение. Эти идеи легли в основу книги – «И-цзин» («Книги перемен»).
С V по III вв. до н.э. происходит формирование «ста философских школ» Китая, среди которых – конфуцианство, даосизм, моизм, легизм.
Основоположник даосизма – Лао-цзы. Основное понятие – Дао. Оно означает: путь звезд и путь добродетелей, закон вселенной и человеческого поведения. Главный труд – «Дао дэ цзин». Здесь обращается внимание на единство человека и неба. Существует единый и общий для всех путь (Дао), изменить который не может никто. Высший долг и предназначение человека – следование Дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел - покой и смирение. Человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Основной принцип даосизма – теория недеяния. Последователь Лао-цзы – Чжуан-цзы.
Другая тема китайской философии – идея нравственного совершенствования на пути соблюдения правил и ритуалов, изложенная в конфуцианстве. Основоположник этой концепции – Конфуций (551-479 гг. до н.э.).
Основные проблемы философии Конфуция:
· Система этических ном.
· Политические вопросы.
· Поведение личности.
· Общественное управление.
Идеи Конфуция оказали огромное влияние на развитие не только философской, но и этико-политической мысли Китая. Размышляя о судьбе своего общество, о несовершенстве человеческой натуры, Конфуций пришел к выводу, что ничего положительного нельзя достичь, если не руководствоваться правильными принципами. В постижении этих принципов и видел он смысл своей деятельности, самой жизни: «Если на рассвете познаешь правильный путь (Дао), то на закате Солнца можешь и умереть». В центре его учения оказался человек – венец природы, наделенный сознанием и волей, способный сделать совершенным управление государством.
Главные принципы конфуцианства:
· Принцип «жэнь», т.е. гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай другим».
· Принцип «ли», т.е. почтительность и ритуал, правило. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к окружающим».
· Принцип«чжэн - мин»,т.е. исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет вести себя в соответствии своему знанию и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».
· Принцип «цзюн-цзы», т.е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это, прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов – обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.
· Принцип «вэнь», т.е. образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим.
· Принцип «ди»,т.е. повиновение старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».
· Принцип «чжун», т.е. преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать».
Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства.
Формула Конфуция «Управлять – значит поступать правильно» вошла в повседневную жизнь китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей, взаимоотношения руководителей и подчиненных. Учение Конфуция излагалось его учениками в книге «Лунь-Юй» («Беседы и суждения»).
Отличие конфуцианства от даосизма:
· Конфуцианство – учение рационалистическое. В даосизме велико мистическое начало.
· Конфуцианство обращалось к человеку как к культурному, разумному существу, даосизм – как к существу природному: его эмоциям, инстинктам.
· Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев. Даосизм стал весьма демократичным, пробуждая естественность.
Другое учение Древнего Китая –моизм,основоположником которого был мудрец Мо Ди (479-400 гг. до н.э.).
Он стал противником идей Конфуция, считая, что предопределенной судьбы нет, призывая людей помогать друг другу, заниматься полезным трудом, выдвигать мудрых для управления страной, независимо от их положения в обществе.
Школа легистов – «законников» - была основана мудрецом Шан Яном (390-338 гг. до н.э.), который разработал теорию деспотического государства и сформулировал основную концепцию легизма об управлении обществом и государством. Выступая против конфуцианства, он утверждал, что человеколюбие – причина всех проступков, что политика несовместима с нравственностью, а вместо убеждения необходимо применить систему принуждения. Если конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, то легизм выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, страхе перед ними, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте периодизацию индийской философии и классификацию школ индийской философии, назовите основные ее источники.
2. Каковы специфические особенности школ индийской и китайской философии?
3. Сформулируйте основные этические принципы йоги и сопоставьте их с известными вам христианскими заповедями.
4. Назовите «благородные истины» буддизма.
5. Дайте определение нирване. Согласны ли вы с утверждением буддизма, что только в достижении состояния нирваны, полного отрешения от окружающего мира, заключается подлинный смысл человеческой жизни?
6. Что означает принцип недеяния у даосов?
7. В чем суть принципа естественности в даосизме?
8. Что, по мнению конфуцианцев, должно лежать в основе идеального государственного и общественного строя – соблюдение человеком принципов добродетели или же воплощение в жизнь особых социальных принципов? Какой строй поддерживает Конфуций – демократический или монархический?
Тест для самоконтроля:
1. Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:
а) карма;
б) сансара;
в) жэнь;
г) мокша.
2. Укажите ортодоксальные философские школы Древней Индии:
а) чарвака-локаята;
б) буддизм;
в) джайнизм;
г) веданта.
3. Сиддхартха Гаутама – основатель
а) буддизма;
б) конфуцианства;
в) индуизма;
г) йоги.
4. Какой из древних текстов относится к древнекитайскому:
а) «Упанишады»;
б) «Книга перемен»;
в) «Книга мертвых»;
г) «Типитака».
5. «Теория недеяния» - основной принцип:
а) даосизма;
б) буддизма;
в) конфуцианства;
г) моизма.
6. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:
а) нирвана;
б) сансара;
в) жэнь;
г) дао.
7. Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:
а) Конфцуций;
б) Лао цзы;
в) Гаутама Будда;
г) Бадараяна.
8. Какое понятие китайской философии обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее:
а) жэнь;
б) инь;
в) дао;
г) ли.
9. Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:
а) сумму совершенных человеком поступков, влияющую на характер его будущего рождения;
б) подлинное достоверное знание Абсолюта;
в) человека, достигшего нирваны, но добровольно отказывающегося от нее ради спасения других;
г) вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определенный образ жизни.
10.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:
а) Лао цзы;
б) Конфуцием;
в) Мо Ди;
г) Буддой.