Особенности религиозно-философских систем Древней Индии. Проблема человеческого существования в философии буддизма.
Древнеиндийская философия. Первые священные книги Индии – Веды, где наряду с религиозными идеями излагались и философские представления о едином мировом порядке. Различают 4 ведических сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Религиозно-философские комментарии к Ведам – Упанишады. Он7и содержат идеи о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности, о единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о бессмертии души и ее перерождении согласно закону воздаяния (карма).
Ведическая религия политеистична: ее пантеон содержит 33 высших бога, а некоторых древних книгах их количество достигает 333. В начале I тыс. до н.э. возникает брахманизм, который объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений – лишь иллюзия – майя, и его существование призрачно. Единственно реальным остается существование мирового духа.
В VI в. до н.э. в Индии распространяется джайнизм и затем буддизм. Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама. Согласно его учению, все в мире преходяще и полно страдания. Согласно карме, каждая индивидуальная жизнь после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании в зависимости от совершенных поступков. Моральные поступки ведут к очищению и прохождению через отдельные ступени. Главная идея буддизма – освобождение от страдания и попытка преодоления варно-кастового строя. Буддизм предлагает каждому верующему план личного совершенствования, цель которого – нирвана – великое освобождение. Основные заповеди буддизма – не убий, не укради, не лги, будь целомудренным, не употребляй алкоголь.
Главные идеи философии Будды:
· «Четыре благородные истины»: 1) жизнь – страдание; 2) причина страданий – наши желания; 3) избавиться от страданий можно, избавившись от желаний; 4) для подавления желаний человек должен следовать путем нравственного совершенствования, указанным Буддой.
· Теория причинности: нет поступков и деяний в жизни, которые не имели бы последствий, поскольку все в мире взаимосвязано и имеет свою причину.
· Непостоянство элементов: в мире нет ничего постоянного и все изменяется. Это значит, что ничего в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий. Человек сам является причиной этих страданий.
· «Срединный путь»: Будда призывал к умеренности и избеганию крайностей.
· «Восьмеричный путь»: Этот путь предполагает перерождение человека в состоянии нирваны, поскольку на этом пути происходит формирование правильных взглядов, правильного стремления, правильной речи, правильного поведения, правильного образа жизни, правильных помыслов, правильного созерцания и избавления от желаний. Именно этот путь ведет к цели. Нирвана – это иное измерение бытия, она является угасанием ложных желаний и страстей. Она не является небытием, напротив, нирвана – это полнота бытия, ее существование исполнено совершенства. Как сказал об этом пути индийский поэт Калидаса: «Когда ты вошел в этот мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали».
Будда призывал в своем учении к активности, причем эта активность рассматривалась как борьба с чуждым в самом себе. Одна из книг буддизма – «Дхаммапада».
В III в. до н.э. индийский царь Ашока объявил буддизм государственной религией. А в I в. н.э. он распался на 2 течения – хинаяну (малая колесница, предназначена для просвещенного меньшинства) и махаяну (большая колесница, считавшая, что нирвана доступна всем, а не только просвещенным монахам).
Индуизм сформировался в I тыс. н.э. Центральное место в пантеоне занимает триединый образ - «тримурти» - Брахма, Вишну и Шива. Они символизируют творение мира, его существование и гибель. В индуизме отсутствуют обязательная система вероучения, церковная организация и единый руководящий центр. Высоки требования к общественной, семейной и личной жизни многочисленных каст и подкаст.
Итак, в развитии индийской философии можно выделить следующие периоды:
· Ведический (ХVI-VI вв. до н.э.);
· Классический, или брахмано-буддистский (VI в. до н.э. – Х в. н.э.);
· Постклассический.
Характерные понятия индийской философии:
· Сансара – философское учение о перевоплощении души в различные тела, не имеющие конца, бесконечная цепь перерождений;
· Карма – предопределенность человеческой жизни и и судьбы и воздаяние за человеческие поступки, закон причинности;
· Мокша– высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений;
· Ахимса – единство всех форм жизни на зе6мле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему.
Особенность индийской философии в ее интеллектуальной терпимости: дальнейшие религиозно-философские учения брахманизма и индуизма не опровергают учения Вед, а дополняют, утверждая, что истина одна, но она многогранна. В эпоху средневековья появились философские школы – даршаны. Они делились на 1) ортодоксальные (признающие авторитет Вед): веданта, миманса, йога, ньяя, вайшешика; 2) неортодоксальные (не признающие авторитет Вед): чарвака – локаята, джайнизм, буддизм.