Функции философии. Философия в системе культуры
Поскольку философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, то она ориентирована на выполнение многообразных функций.
· Мировоззренческая функция. Философия создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных позиций, в отличие от других видов мировоззрения. Специальные науки имеют своим предметом определенную сторону действительности, ее фрагмент. Поэтому ни одна наука не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия. Развитие специальных наук приводит к смене научной картины мира, что, в свою очередь, ведет к возникновению новых идей и подходов в философских учениях, связанных с наукой.
· Гносеологическая функция. Вопрос о том, что такое истина – один из вопросов гносеологии. Исследуя проблему истины и ее критерия, ее внутреннюю диалектичность, философия выполняет гносеологическую функцию, вносит тем самым свой вклад в познание.
· Методологическая функция заключается в том, что философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути, способы познания мира.
· Интегративная функция. Знания, доставляемые отдельными дисциплинами, разнообразны и нуждаются в сведении в единую целостную систему, объединении. В этом интегративная функция философии.
· Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. При этом важно заметить, что положительное значение имеет только конструктивная критика, основывающаяся на диалектическом отрицании, а не абстрактный нигилизм.
· Аксиологическая функция выражается в ориентации на определенные ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических и т.д. особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда стоит проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.
· Социальная функцияфилософии охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению.
· Прогностическая функцияфилософии предполагает формулировку в ее рамках гипотез об общественных тенденциях развития человека и мира. Это своего рода обращенность к будущему. При этом степень вероятности прогноза тем выше, чем больше философия опирается на науку.
Все функции философии взаимосвязаны. Через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.
Только этими функциями содержание философии не исчерпывается. Наряду с перечисленными, в зависимости от сферы приложения философии выделяют также и теоретическую, онтологическую, культурологическую, логическую, эвристическую, герменевтическую, культурно-воспитательную и др. функции философии.
Философия, хоть и не дает однозначных ответов на вопросы, но она учит думать и размышлять. Изучение философии призвано помочь преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды у человека в обоснованное мировоззрение. Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов познания действительности, которые могут быть классифицированы по различным основаниям. Но все же, методы могут быть разделены на: частнонаучные, общенаучные, всеобщие (философские). Частононаучные методы применимы в узкой области конкретных исследований. Общенаучные методы применимы в гораздо более широкой сфере научных исследований. Философские методы берут свое начало в практической деятельности людей, являясь отражением логики и закономерностей развития действительности. Но методы философских исследований имеют свои особенности. Они основаны на более высоком уровне обобщения, чем методы частных наук. Частные науки, обобщая факты, создают понятия – суждения о существенных свойствах объектов. Философия оформляет свои выводы при помощи категорий – предельно общих понятий. Философский метод – есть система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического освоения действительности.
Если единицей познания частных наук является конкретный единичный факт, то единицей философского познания выступает философский факт – уже произведенное частными науками обобщение единичных фактов. Т.е. философия делает предметом своего анализа обобщения частных наук, она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если общенаучные методы выступают как приемы раскрытия закономерностей исследуемого объекта, то философские методы являются приемами исследования тех же объектов, но с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов.
К методам эмпирического познания относятся:
· Эксперимент – изменение или воспроизведение объекта в специально созданных условиях.
· Сравнение – выявление сходства или различия объектов.
· Описание – фиксирование результатов опытов.
К методам теоретического познания относятся:
· Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде.
· Аксиоматический метод – принятие ряда утверждений в качестве бесспорных для дальнейшего построения теории на их основе.
· Анализ – разложение целого на составляющие части.
· Синтез – сведение частей в единое целое.
· Индукция – выведение общего умозаключения из частного.
· Дедукция – выведение частного умозаключения из общего.
· Аналогия – выведение заключения об одних свойства объектов на основе соответствия, сходства в других свойствах.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем проявляется социокультурная ценность философии?
2. Каким образом происходил процесс становления философского знания?
3. Каковы цель и предназначение философии?
4. Что является предметом философского исследования?
5. В чем отличие материалистической и идеалистической философии?
6. Что входит в структуру мировоззрения?
7. Как соотносятся мифология, религия и философия?
8. Какие функции философии вы знаете? Дайте их характеристику.
9. Какие методы относятся к универсальным теоретическим методам?
10. В чем отличие философских методов познания от общенаучных методов?
Тест для самоконтроля:
1. Что является предметом философии?
а) человек и его место в мире;
б) природа и ее законы;
в) общественно-исторические процессы;
г) универсальные законы и принципы.
2. Философия – это:
а) система самых общих теоретических воззрений на мир, на место человека в нем;
б) мудрость вообще;
в) совокупность нравственных норм и учений;
г) система религиозных учений о мире и человеке;
3. Какое определении наиболее полно раскрывает сущность материи?
а) материя – это то, из чего все состоит;
б) материя – объективная реальность, существующая независимо от сознания;
в) материя – основная субстанция, первоматерия;
г) материя – комплекс моих ощущений.
4. Онтология – это философское учение:
а) о бытии;
б) о ценностях мира;
в) о происхождении Вселенной;
г) о доказательствах.
5. Гносеология – это:
а) философское учение о познании мира;
б) философское учение о непознаваемости мира;
в) учение о знании вообще;
г) 3учение раннего христианства.
6. Метафизика – это:
а) физика;
б) философия;
в) религия;
г) математика.
7. Укажите понятие, которое можно отнести к философской категории:
а) элементарная частица;
б) информация;
в) система;
г) слово.
8. Чем отличается философия от мифологии и религии?
а) учением об авторитетах;
б) рационально-теоретическим представлением о мире;
в) образностью представлений;
г) учением о сверхъестественном.
9. Укажите материалистическую точку зрения:
а) сознание есть свойство высокоорганизованной материи;
б) сознание есть свойство всей материи;
в) сознание материально;
г) сознание человека – это проявление мирового духа.
10. Какой из перечисленных методов относится к методам теоретического уровня познания?
а) наблюдение;
б) анализ;
в) измерение;
г) эксперимент.