Раздел 1. Становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития
Философия
Конспект лекций
для студентов направлений подготовки: 05.03.06 «Экология и природопользование», 15.03.02 «Технологические машины и оборудование», 19.03.03 «Продукты питания животного происхождения»,
38.03.01 «Экономика», 39.03.02 «Социальная работа»
очной и заочной форм обучения
Керчь, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………… | |
1. Как слушать и конспектировать лекции по дисциплине «Философия»………………….. | |
2. Тематика лекций………………………………………………………………………………… 3. Краткое содержание лекций…………………………………………………………………. Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре………………………… | |
Тема 2. Мировой философский процесс: древневосточная философия…………………….. | |
Тема 3. Космоцентризм античной философии………………………………………………… | |
Тема 4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения……………………………………. | |
Тема 5. Философия эпохи Нового времени. Западная постклассическая философия………….. | |
Тема 6. Особенности становления и развития русской философии………………………….. | |
Тема 7. Философская онтология: проблема бытия………………………………………………... | |
Тема 8. Сознание и познание. Ступени познания и их формы. Научное познание и его специфика………………………………………………………………………………………….. | |
Тема 9. Социальная философия. Общество как объект философии. Гражданское общество и государство…………………………………………………………………..... | |
Тема 10. Философская антропология…………………………………………………………… | |
Тема 11. Культура и цивилизация. Человек, культура и глобальные проблемы современности…………………………………………………………………………………….. | |
Тема 12. Аксиология: учение о ценностях. Социальные ценности как особый вид ценностей…………………………………………………………………………………………….. | |
Список рекомендуемой литературы……………………………………………………………. | |
Заключение…………………………………………………………………………………………. |
«Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией,
а в старости не устает заниматься философией;
ведь никто не бывает ни недозрелым,
ни перезрелым для здоровья души»
(Эпикур «Письма к Менекею»)
ВВЕДЕНИЕ
Приступая к изучению философии, необходимо помнить, что она представляет собой не просто собрание истин. Философия – это динамичный мир понятий, идей и концепций, проблем, вопросов, сомнений. Научиться ориентироваться в этом мире совсем не просто. Человек пытается разрешить не только житейские вопросы, связанные с решением повседневных задач, но и стремится найти ответы на более общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир, каково место человека в этом мире, его предназначение? Что лежит в основе всего существующего? Подчинен ли мир каким-либо законам или в нем господствует хаос? Может ли человек познать мир и что такое познание? В чем цель и смысл человеческой жизни? Какова ее ценность? Такого рода вопросы называются мировоззренческими. Размышляя над ними, человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или же на научные знания. Это зависит от того типа мировоззрения, который он выбирает. Одним из таких типов является философия.
Изучение философии нацелено на развитие у будущих специалистов аналитической способности к суждению, формированию у них гуманистического мировоззрения в системе «человек-мир». В условиях современного общества, когда происходит трансформация всех сфер общественной жизни, от мировоззренческой ориентации человека, осознания им свого места и роли в жизни общества, ответственности за свои поступки, зависит будущее цивилизации. Именно философия, обосновывая приоритетные ценности в жизни общества, играет решающую роль в формировании мировоззренческой культуры человека.
Данный конспект лекций преследует цель – оказать методическую помощь студентам при изучении дисциплины «Философия». Однако следует помнить, что использование только одного конспекта для изучения данной дисциплины недостаточно: необходимо привлекать литературу, как основную, так и дополнительную, что позволит углубить знания студентов по конкретным темам изучаемой дисциплины.
Для лучшего усвоения материала в предлагаемом конспекте лекций представлены тесты и вопросы для самопроверки, а также приводится небольшой словарь философских терминов по каждой теме. Предлагаемый конспект лекций является попыткой оказать содействие студентам в усвоении курса «Философия».
Цель курса:
· Раскрыть предмет философии, ее значение в современной культуре;
· Познакомить студентов с философскими понятиями и категориями;
· Раскрыть историю становления философского знания;
· Дать знания по основным разделам философии – онтологии, гносеологии, социальной философии, философской антропологии, аксиологии, взаимосвязи человека, культуры и глобальных проблем современности;
· Воспитать культуру философского мышления и навыки ценностной оценки явлений действительности.
После изучения курса студент должен:
· Владеть философским инструментарием и ориентироваться в социокультурном знании;
· Знать о назначении философии в современной культуре, ее структуру и исторические типы;
· Уметь ориентироваться во множестве концепций, идей, уметь раскрывать связь между явлениями действительности.
Процесс научной организации учебной и познавательной деятельности студентов имеет две стороны, диалектически между собой взаимосвязанные: организующая роль преподавателя и организация своей деятельности студентом. Необходимо помнить, что отсутствие из этих сторон дает низкие результаты в учебе.
1. КАК СЛУШАТЬ И КОНСПЕКТИРОВАТЬ ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»
Поскольку почти половину времени, отведенного на академические занятия, занимают лекции, на которых закладываются основы знаний, то от качества работы студента во время лекции зависит продуктивность других форм учебного труда. Именно поэтому важно научиться правильно слушать и конспектировать лекции.
Существует ряд требований, соблюдение которых ведет к успешному овладению философией.
Первое и главное требование – активная работа над учебным курсом. Без активной творческой деятельности нет познания, лишь в систематическом глубоко заинтересованном участии во всех предусмотренных учебным планом или рекомендованного кафедрой формах и видах работы студент сможет понять сущность философии.
Второе важное требование сводится, в конечном счете, к культивированию в себе способности творчески, логически и методически правильно мыслить, учиться со знанием дела оперировать философскими категориями, добиваться легкости в использовании категориального аппарата, свободы в выборе и применении методов и приемов при анализе проблемных ситуаций, при построении обобщений и выводов на философском уровне.
Рекомендуется после прослушивания лекции по определенной теме и в ходе самостоятельного ее изучения поразмышлять по такому плану:
· Какой круг вопросов затронут в данной теме?
· Какая проблема является центральной и почему?
· Какие выводы содержатся в этой теме?
· Какую новую информацию вы получили?
· Каковы слабые и сильные стороны в теоретическом обосновании проблемы? С чем можно согласиться, а с чем не стоит? Почему?
Важно выработать навыки конспектирования лекций по дисциплине «Философия» студентами (курсантами) младших курсов, поскольку объем информации по данной дисциплине большой и важно уметь слушать и записывать одновременно, выделяя главную мысль, на которую преподаватель обращает внимание.
Как научиться записывать во время лекции самое главное и собственными словами? Это возможно, при условии соблюдения следующих правил:
1) лекции должны записываться в отдельной тетради;
2) пишите, по возможности, более четко, чтобы не тратить времени на разбор непонятной записи;
3) научитесь писать не только четко, но и быстро;
4) пользуйтесь сокращением слов и условными знаками, что значительно сократит время на запись (сокращения и условные знаки каждый может выработать самостоятельно);
5) оставляйте в тетради широкие поля, чтобы иметь место на уточнение некоторых положений, на запись дополнительной информации по данному вопросу;
6) каждую основную мысль следует фиксировать с абзаца, выделять главы, подчеркивать определения, схемы, трудные места, важные мысли: это облегчит пользование конспектом;
7) слушая лекцию, надо улавливать основное, продумывать и только тогда, записывать, отмечая на полях соответствующими значками (+,!, -, ?) или словами свое отношение к услышанному: одобрение, неясность, несогласие, и т. п.
8) лекции необходимо записывать с самого начала, т. к. оно часто бывает ключом ко всей теме;
9) во время лекции важно сохранять умственную активность, осмысливая, перерабатывая, усваивая поступающую информацию.
Хорошо овладеть содержанием лекции – это значит:
· знать тему;
· помнить ее важность в данном курсе;
· уметь выделить в ней главное;
· представлять необходимость применения полученных знаний в науке и практике.
2. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ
Направление подготовки: 19.03.03 Продукты питания животного происхождения
№ | Наименование темы | Количество часов по формам обучения | |
очная | заочная | ||
Раздел 1. Становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития 10 | |||
Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. | |||
Тема 2. Космоцентризм античной философии. | |||
Тема 3.Философия эпохи Средневековья и Возрождения | |||
Тема 4.Философия эпохи Нового времени. Западная постклассическая философия. | |||
Тема 5.Особенности становления и развития русской философии. | |||
Раздел 2. Основные понятия и проблемы философии 8 | |||
Тема 6. Философская онтология: проблема бытия. | |||
Тема 7.Сознание и познание. Ступени познания и их формы. Истина и заблуждение. Научное познание и его специфика. | |||
Тема 8.Социальная философия. Общество как объект философии. Гражданское общество и государство. | |||
Тема 9. Культура и цивилизация. Человек, культура и глобальные проблемы современности. | |||
итого: |
Направление подготовки: 15.03.02 Технологические машины и оборудование
№ | Наименование темы | Количество часов по формам обучения | |
очная | заочная | ||
Раздел 1. Становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития 10 | |||
Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. | |||
Тема 2. Космоцентризм античной философии. | |||
Тема 3.Философия эпохи Средневековья и Возрождения | |||
Тема 4.Философия эпохи Нового времени. Западная постклассическая философия. | |||
Тема 5.Особенности становления и развития русской философии. | |||
Раздел 2. Основные понятия и проблемы философии 8 | |||
Тема 6. Философская онтология: проблема бытия. | |||
Тема 7.Сознание и познание. Ступени познания и их формы. Истина и заблуждение. Научное познание и его специфика. | |||
Тема 8.Социальная философия. Общество как объект философии. Гражданское общество и государство. | |||
Тема 9. Культура и цивилизация. Человек, культура и глобальные проблемы современности. | |||
итого: |
Направление подготовки: 05.03.06 Экология и природопользование
№ | Наименование темы | Количество часов по формам обучения | |
очная | заочная | ||
Раздел 1. Становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития 10 | |||
Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. | |||
Тема 2. Космоцентризм античной философии. | |||
Тема 3.Философия эпохи Средневековья и Возрождения | |||
Тема 4.Философия эпохи Нового времени. Западная постклассическая философия. | |||
Тема 5.Особенности становления и развития русской философии. | |||
Раздел 2. Основные понятия и проблемы философии | |||
Тема 6. Философская онтология: проблема бытия. | |||
Тема 7.Сознание и познание. Ступени познания и их формы. Истина и заблуждение. Научное познание и его специфика. | |||
Тема 8.Культура и цивилизация. Человек, культура и глобальные проблемы современности. | |||
итого: |
Направление подготовки: 38.03.01 Экономика
№ № | Наименование темы | Количество часов по формам обучения | |
очная | заочная | ||
Раздел 1. Становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития 10 | |||
Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. | - | ||
Тема 2. Космоцентризм античной философии. | - | ||
Тема 3.Философия эпохи Средневековья и Возрождения | - | ||
Тема 4.Философия эпохи Нового времени. Западная постклассическая философия. | - | ||
Тема 5.Особенности становления и развития русской философии. | |||
Раздел 2. Основные понятия и проблемы философии 6 | |||
Тема 6. Философская онтология: проблема бытия. | |||
Тема 7.Сознание и познание. Ступени познания и их формы. Истина и заблуждение. Научное познание и его специфика. | - | ||
Тема 8. Культура и цивилизация. Человек, культура и глобальные проблемы современности. | - | ||
итого: |
Направление подготовки: 39.03.02 Социальная работа
№ | Наименование темы | Количество часов по формам обучения | |
очная | заочная | ||
Раздел 1. Становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития 20 | |||
Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. | |||
Тема 2. Мировой философский процесс: древневосточная философия. | |||
Тема 3. Космоцентризм античной философии. | |||
Тема 4.Философия эпохи Средневековья и Возрождения. | |||
Тема 5.Философия эпохи Нового времени. Западная постклассическая философия. | |||
Тема 6.Особенности становления и развития русской философии. | |||
Раздел 2. Основные понятия и проблемы философии 1 6 | |||
Тема 7. Философская онтология: проблема бытия. | |||
Тема 8.Сознание и познание. Ступени познания и их формы. Истина и заблуждение. Научное познание и его специфика. | |||
Тема 9.Социальная философия. Общество как объект философии. Гражданское общество и государство. | |||
Тема 10. Философская антропология. Смысл человеческого бытия в историческом контексте. Личность и смысл жизни; свобода и необходимость. | |||
Тема 11. Культура и цивилизация. Человек, культура и глобальные проблемы современности. | |||
Тема 12. Аксиология: учение о ценностях. Социальные ценности как особый вид ценностей. | |||
Всего часов |
3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ
Электронные ресурсы
[4]; [5].
Основные понятия и термины:
Атман - понятие индийской философской мысли, означающее безначальное и непреходящее, "субстанциональное" духовное начало индивида.
Брахман – в древнеиндийской религиозно-философской литературе целостная духовная субстанция, безличное духовное начало, из которого все произошло.
Веды – древнеиндийский религиозный текст, являющийся священным для ведической религии, брахманизма, индуизма.
Даосизм – религиозно-философское учение Китая, основоположник Лао-Цзы.
Конфуцианство – религиозно-философское учение Китая, основоположник - Конфуций.
Упанишады – религиозно-философские комментарии к Ведам.
Эллинистический период.
Особенность этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни. Эта проблематика особенно ярко проявилась в деятельности ведущих школ и направлений эллинистического периода – киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков.
Школа киников (циников) – от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен – проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известными чертами кинизма были пренебрежение общественными нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.
Эпикуреизм получил название от имени своего основателя – Эпикура(341-270 гг. до н.э.). Основные положения их философии:
· Реальность поддается осмыслению человеческим разумом;
· В реальности есть место для счастья;
· Счастье – это вытеснение страдания и беспокойства;
· Для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя;
· Для этого также излишни государство, богатство и даже боги.
Они сторонники атомистической теории Демокрита и считают, что источник движения атомов в них самих. Естественной характеристикой человеческой природы, по их мнению, выступает принцип наслаждения. То, что способствует наслаждению, является добром, а то, что приносит страдание, является злом. Философия предназначена для познания путей к наслаждению и счастью. Знание освобождает человека от страха перед природой , богами и смертью. Человек должен иметь убеждения, ценить любовь и дружбу, всячески избегать отрицательных страстей и ненависти.
Стоицизм во многом отличается от эпикуреизма. Они не принимали атомистической теории эпикурейцев, по которой человек есть сцепление атомов. И они не принимали их теорию наслаждения ради наслаждения. Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека, но счастье, по их мнению, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо – то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – то, что направлено на его уничтожение. Все, что способствует сохранению двуединой сущности человека, является ценным. У стоиков возникает важное понятие – долг, под которым они понимают морально совершенное поведение, опирающееся на рациональное следование природе, знание ее законов. Стремление же к собственному самосохранению есть условие ненанесения вреда другому.
Скептицизмбыл основан Пирроном из Элиды. Их главный принцип – принцип относительности всего окружающего, наших мыслей и действий. Поэтому познание космоса невозможно. Не следует стремиться познать мир, надо жить, не высказывая никаких претендующих на истину суждений и сохранять внутреннее спокойствие.
Римский период развития древнегреческой философии характеризуется тем, что многие положения стоиков, скептиков и эпикурейцев нашли свое продолжение. Среди представителей – эпикуреизма – Тит Лукреций Кар, стоицизма – Марк Аврелий, скептицизма – Секст Эмпирик.
Тит Лукреций Кар (99-55 г. до н. э.). Если судить по сохранившейся поэме «О природе вещей», то это был высший взлет материализма античного мира. По мнению Лукреция природа собственной силой богата и от нас не зависит. Цель философии в том, чтобы обеспечить каноны формирования невозмутимого и безмятежного существования.
Неопределенность бытия снимается просвещением, осмыслением своего ничтожества и могущества природы.
Адептами стоицизма были Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий и др. Своими усилиями они приблизили идеал стоика к практической жизни[8]. Представители римского стоицизма разделяют тезис о том, что все в мире подчиняется власти строгой необходимости. Посему, вся этика стоицизма базируется на принципах согласия с природой и подчиненности Судьбе, ибо Судьба ведет того, кто идет и тащит за шиворот того, кто упирается.
Ключевой ценностью о философии стоиков является внутренний мир человека. Смысл жизни заключается в достижении душевного покоя, в преодолении страха перед смертью, в совершенствовании себя. «Чтобы хорошо жить и однажды хорошо умереть, надо жить своей жизнью». Изменить окружающий мир человек не в состоянии, а посему не следует к этому стремиться. «Не желай, чтобы все происходило, как ты хочешь,— отмечает Эпиктет,— но желай, чтобы все происходило так, как происходит, и будет тебе хорошо в жизни». Еще более отчетливо позицию согласия с природой и подчиненности Судьбе сформулировал Марк Аврелий: «Если не можешь изменить обстоятельства, то измени к ним свое отношение».
Скептицизм отрицает возможность и нужность всякого познания, ибо оно не только сомнительно, но и разрушительно. Знания приносят вред. Они нарушают душевный покой, выводят из равновесия. Нужно жить по обстоятельствам, ничего не доказывая и ничего не опровергая, достойно принимая свою Судьбу.
В содержании концепций отмеченных школ отразился кризис античного мира и беспомощность индивида каким-либо образом влиять на обстоятельства. Вероятно, этим объясняется появление на римской земле еще одного направления — эклектизма.
Основоположник эклектизма Марк Тулий Цицерон (106-45 г. до н. э.) отождествляет всю философию с этикой, как наукой о регламенте общественных отношений. Поскольку каждая из известных философских школ дает свои рекомендации воспитания добродетели, то, стало быть, надо их объединить в единую систему.
По мере углубления кризиса античного общества, место философии, как рациональной формы освоения мира занимает иррационализм Плотина. Он полагал, что основой всего существующего является сверхъестественный и сверхразумный божественный принцип «Единое», обуславливающий содержание и существование души и природы. В своей эманации Единое напоминает источник, питающий реки, но при этом ничего не теряющий. Единое рождает многообразие мира Бытия, оставаясь самим собой. Оно — потенция всех явлений и процессов мира и в этом смысле Единое есть все и ничто.
Акцент на духовном выливается в проповедь аскетизма и добровольного отказа от разрешения противоречий бытия, как мнимой реальности мира. Подлинной реальностью является Бог, познание которого возможно только в рамках чистого мышления (экстазы).
Даже неполный анализ отмеченных школ свидетельствует, что они подготовили средневековую философию, сблизили восточное недеяние и активность античного философствования, заострили внимание на духовном начале, подвели теоретическое основание под христианство.
Вопросы для самоконтроля:
1. Объясните, почему проблема первоначала носит философский характер?
2. Опишите философские взгляды на основу мира Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Анаксагора, Демокрита, Пифагора и Парменида.
3. В чем главная особенность классической философии?
4. Почему «узники пещеры» принимают за истину тени проносимых мимо предметов? Что, по-вашему, хотел сказать этим Платон?
5. Что подразумевает Аристотель под сущностью? Какие два начала заключены в сущностях? Какое из начал является активным, а какое пассивным?
6. Назовите 4 вида причин по Аристотелю.
7. Назовите основные идеи этического рационализма Сократа.
8. Назовите основные философские школы периода эллинизма?
9. Чем характеризуется римский период в древнегреческой философии?
Тест для самоконтроля:
1. Высказывание «В одну и ту же реку дважды не войдешь» принадлежит античному философу:
а) Пифагору;
б) Гераклиту;
в) Платону;
г) Фалесу.
2. Кто из философов утверждал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно:
а) Эпикур;
б) Сократ;
в) Зенон;
г) Аристотель.
3. Кто из философов впервые ставит в центр философии проблему человека как морального существа?
а) Протагор;
б) Платон;
в) Сократ;
г) Зенон.
4. Платон по своему мировоззрению был:
а) объективным идеалистом;
б) субъективным идеалистом;
в) скептиком;
г) материалистом.
5. Кто из философов создал науку логику?
а) Протагор;
б) Платон;
в) Аристотель;
г) Зенон.
6. Свобода и управление своими чувствами – главные принципы философской школы античности:
а) софистов;
б) стоиков;
эпикурейцев;
г) киников.
7. По мнению этого философа, знание – высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности (умеренности), мужества и справедливости. Кто этот философ?
а) Пиррон
б) Сократ
в) Хрисипп
г) Диоген
8. Скептик говорит по поводу познания вещи:
а) «Я думаю, что она такая-то и такая-то, но я не уверен»
б) «Я не узнаю о ней ничего, и никто никогда не сможет узнать»
в) «Я не знаю, какова она, но я надеюсь это узнать»
г) «Я, возможно, и смогу узнать о ней что-то, но мне это не нужно»
9. Сократ говорил: «Язнаю, что ничего не знаю, но...»
а) знать все и невозможно
б) знания увеличивает скорбь
в) знать что-то вовсе и не нужно
г) другие не знают и этого.
10. По Аристотелю, человек - это:
а) двуногое существо без перьев
б) нравственное существо
в) душа в темнице тела
г) политическое животное
Апологетика и патристика.
Аоплогетика – это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей тогда языческой идеологии. Апологеты обосновали возможность существования философии на основе христианского вероучения. Христианство на первых этапах своего становления подвергалось гонениям и нуждалось в теоретической защите, осуществленной апологетикой. Наиболее известным апологетом был Юстин Мученик.
Вслед за апологетикой появляется патристика – философское учение отцов-церкви. Они изложили в своих сочинениях положения христианской философии, богословия, учения о церкви. Различают восточную и западную патристику. Наиболее яркой фигурой на Западе считают Августина Блаженного, на Востоке – Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Отличительная особенность восточной (византийской) философии в том, что она использует греческий язык и тем самым более органично связана с античной культурой, чем латинский Запад.
Августин Блаженный пришел к христианству через манихейство – религиозно-философское учение, появившееся на Ближнем Востоке в III в., считавшее добро и зло равновеликими началами. Также он находился под воздействием неоплатонизма, которым увлекался в молодости. Бог, по Августину, - причина всего. Он сотворил мир и продолжает его творить. Августин на основе неоплатонизма разработал философскую проблему теодицеи- проблему существования зла в мире, творимом Богом. Добро – это порявление Бога на Земле, а зол – это недостаток доьбра. Зло на Земле возникает из-за отдаленности материального существования от своего идеального образа. Воплощая в себе божественный образ предеметолв, явлений, людей, материя в силу своей косности искажает идеал, превращая его в несовершенное подобие.
Августин провозгласил формулу: «Верю, чтобы понимать». Она утверждает безусловный примат веры над разумом. Спасение человека, по Августину, - в принадлежности к христианской церкви, которая является представителем «града Божьего на земле». Есть два вида человеческой деятельности – «град земной», т.е. государственность, которая основана на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения к Богу, и «град Божий» - духовную общность, которая основана на любви к Богу, доведенной до презрения к себе.
Бог, по Августину, есть наивысшее благо, а душа человеческая близка к Богу и бессмертна, она совершеннее, чем тело. Поэтому человек должен заботиться о душе, нежели о теле, подавляя чувственные наслаждения.
Августин выдвинул проблему свободы личности, поскольку он считает, что субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Заслуга Августина в том, что он впервые показал, что жизнь души есть нечто невероятно сложное и вряд ли до конца определимое. Августин – родоначальник философии неоплатонизма в христианской философии. Основные его работы: «О граде Божьем», «Исповедь», «О Троице», «Об истинной религии».
Схоластика.
Схоластика – т.е. «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с логическими рассуждениями. Основной задачей схоластики было обоснование, защита и систематизация религиозных догматов логическим путем. Догма – это положение, безусловно принимаемое на веру, не подлежащее сомнению и критике. Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения догматов веры. Схоластическими знаниями, называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы. Схоластика отличалась от мистики тем, что не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его к логическому познанию бога. А мистика – учение о возможности познания Бога исключительно путем сверхъестественного созерцания – путем откровений, озарений и других иррациональных средств.
Представитель схоластики – Фома Аквинский, или Томас Аквинат. По его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизм. Современная доктрина Ватикана называется неотомизм. В учении Аквината четко проводится грань между верой и знанием, религией и наукой. Религия обретает знания в откровениях. Наука способна логическим путем доказать истинность откровений. В этом и заключается цель существования науки. Схоластика допускала существование только теоретических наук. Опытное, чувственное (естественнонаучное) знание она считала греховным.
По Аквинскому, только теология есть знание об общих причинах. Знание о Боге – есть знание двух порядков: 1) доступное каждому; 2) недоступное простому человеческому разуму. Поэтому основной принцип теологии – принцип предпочтительности веры над разумом. Главный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Фома Аквинский обосновал несостоятельность двойственной истины. Истина одна – это Бог. Аквинский выводит пять положений космологического доказательства бытия Бога. Он выводит доказательства не из понятия о Боге, а из того, что каждое явление имеет свою причину. Следуя от одной причины к другой, Фома приходит к мысли о необходимости существования Бога как верховной причины всех реальных явлений и процессов.
Пять доказательств существования Бога:
1. В мире все находится в состоянии движения. Движение одной вещи является причиной движения другой и так далее. Чтобы движение стало реальностью, нужен первотолчок Бога.
2. Первотолчок является одновременно и первопричиной. И таковой является Бог.
3. Все в мире случайно, кроме Бога, обеспечивающего необходимость этих случайностей.
4. Мир состоит из вещей, степень совершенства которых задается абсолютным совершенством и таковым является Бог.
5. Все в мире целесообразно и эту целесообразность задает Бог.
Ф. Аквинский много сделал для обоснования теоретически католического вероучения, за что был удостоен титула – «ангельский доктор».
В ХI в. разворачивается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом как ученая дискуссия. Эта борьба вошла в историю философии как спор об универсалиях. Универсалиями называют общие понятия в отличие от единичных, конкретных предметов. В основе дискуссии лежал следующий вопрос: «Объективно ли существуют общие понятия, или же объективно, реально существуют только единичные предметы?».
Реализм признавал, что общие понятия существуют объективно, реально, независимо от познающего их ума. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий – универсалий («человек вообще», «дерево вообще») – как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей, порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей».
Номинализм – признавал, что реально, объективно существуют только единичные предметы, а общие понятия – имена создает познающий их субъект, путем абстрагирования признаков, что универсалии существуют после, а не до вещей. Реальны лишь единичные вещи, например, люди, деревья, а вот «человек вообще» или «древо вообще» - это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы. Разновидностью номинализма является концептуализм, или умеренный номинализм, который иногда определяют как промежуточное направление между номинализмом и реализмом. Концептуализм признает реальность существования общих понятий, но только в уме позн7ающего субъекта.
Позитивизм и неопозитивизм
Субъективно-идеалистическое направление философии в ХIХ в. было продолжено позитивизмом. Позитивизм – философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т.е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического (метафизического) познания. Позитивисты предлагали исследовать только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность.
Основоположник позитивизма – Огюст Конт (1798-1857) – французский мыслитель. В работе «курс позитивной философии» он ввел термин «позитивная философия» и прот