Скуки, ибо в этом случае он может, страдая, создать тот идеальный образ, который будет целительным для него.
Малейшая разделенность и совместная жизнь порождают экзистенциальную боль и психологическую болезненность, выводящие в предельное бытие. Однако именно они освобождают мужчину от страсти к женщине скуки. Личностное тяготение разрывается, и мужчину покидает личностная тяжесть.
Но если женщина скуки отвечает мужчине тоски достаточно глубокой взаимностью, возможен переход их личностного тяготения в действительную любовь, возвышающую женщину скуки до того уровня бытия, где находится мужчина тоски.
Сражение прекращается; оно заменяется не гибелью, а единством. Но такое единство становится возможным лишь тогда, когда мужчину тоски и женщину скуки соединяла не просто страсть, а действительная любовь-страсть — то отношение, которое проникает в глубину личности бесконечно глубже.
Однако любовь-страсть в силу ее глубинного характера может привести к инфернальному страданию и инфернальной борьбе мужчины тоски и женщины скуки и завершиться смертью одного из них или обоих...
Именно любовь-страсть может действительно погубить мужчину тоски и женщину скуки. Но именно она способна перейти в любовь-целостность^, очищающую и от тоски, и от скуки...
Все зависит от силы и просветленности личности.
Подробнее см.: Хамитов Н. Пределы мужского и женского.— К., 1997.
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА
4. Сражение второе: женщина тоски и мужчина скуки
Любовь-страсть мужчины тоски и женщины скуки глубинно трагична, но она уступает трагизму любви-страсти женщины тоски и мужчины скуки.
Женщина тоски всегда более несчастна и одинока в родовой и сексуальной жизни, чем мужчина. Ее страсть к мужчине скуки порождает страдание, которое становится на плечи ее обычного и повседневного страдания в роде. Такое умножение страдания безмерно увеличивает долю мировой тяжести, которую носит женщина тоски. /
Женщине тоски достаточно тяжело освободиться от любви-страсти к мужчине скуки, ибо женщина в целом гораздо тяжелей переносит одиночество, чем мужчина. Женщина гораздо в большей степени несет на себе миссию просветления мира в его одеждах из плоти, крови и инстинктов, чем мужчина, которому проще уйти в духовно-идеальные сферы.
Именно поэтому любовный союз женщины тоски и мужчины скуки, который не может выйти за пределы страсти, вызывает более удручающее впечатление, чем подобный союз мужчины тоски и женщины скуки. В нем есть что-то более безобразное и невозможное — то, что выносит приговор нынешнему бытию «гомо сапиенс».
Классический пример любви-страсти женщины тоски и мужчины скуки — это пример Анны Карениной и Вронского. Анна Каренина слишком многое ставит на эту любовь и когда выясняется невозможность перехода любви-страсти в любовь-целостность, она губит себя...
Любовь-страсть женщины тоски и мужчины скуки достаточно редка в человеческом бытии. Во всяком случае, она встречается реже любви-страсти мужчины тоски и женщины скуки. Это происходит потому, что женщина в целом гораздо
Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ
менее склонна идеализировать мужчину. В еще большей мере это касается женщины тоски.
Женщина тоски — как Гетера, так и Муза — видит все недостатки мужчины скуки весьма выпукло и реально. Необходима очень сильная страсть, чтобы она впала в идеализацию такого мужчины. Сила страсти приводит к тому, что это, скорее, не идеализация, а ослепление.
Сражение женщины тоски и мужчины скуки происходит в ослеплении женщины и трезвой ясности мужчины. Женщина в таком сражении борется за единение, мужчина — за власть. Женщине хочется возвышения к совместным ценностям, мужчине — порабощения женщины через погружение ее в стихию секса, родов и ухода за детьми. Таким образом ему хочется сгладить ее маленькие странности до поверхности «нормального бытия».
Ослепление женщины тоски мужчиной скуки длится до тех пор, пока длится ее страсть. Когда же страсть проходит, с ее глаз будто спадает пелена. Чужой и маленький человек находится рядом с ней. И если тоска достаточно сильна в ней, она отталкивает этого человека, разрывая свою судьбу и судьбы своих детей.
Но лишь в таком разрыве она получает возможность уважать и любить себя и своих детей. Если жалость побеждает самоуважение и любовь к себе, женщина тоски сделает свой род гораздо более несчастным...
Более того, жалость может убить женщину тоски и разрушить род.
Подобная ситуация разворачивается в романе Джека Лондона «Маленькая хозяйка большого дома». Паола как женщина тоски испытывает привязанность и благодарность к своему мужу Дику Форресту — мужчине скуки, который подарил ей материальную и душевно-игровую насыщенность бытия. Однако когда на горизонте появляется мужчина тоски, она постигает различие привязанности и любви.
Это трагическое знание разрушает ее. В ее привязанности
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА_____________________
к мужу, словно острый риф, обнажается жалость и эта жалость, вступив в противоречие с любовью, приводит Паолу к самоубийству.
5. Война мужчин и война женщин
Мужчины тоски живут под постоянным давлением мужчин скуки. Таланты, а тем более Гении, Герои и Святые прокладывают свой путь, преодолевая бессознательное и осознанное сопротивление Обывателей, Хозяев, Властелинов.
Мужчины тоски и мужчины скуки испытывают друг к другу инстинктивную вражду; учитывая тот факт, что мужчин тоски меньшинство, остается лишь удивляться, как они выживают в мире людей. Одним из объяснений этого является то, что Властелин всегда нуждается в Таланте, Герое, Гении и Святом. Властелин нуждается в их просветленности, в их мифологиях, религиозных и философских учениях, которые он стремится превратить в идеологии, укрепляющие его властвование. Свою волю Властелин навязывает Обывателю и Хозяину, заставляя подавить и вытеснить клокочущую внутри ненависть.
2 Однако Властелин сам достаточно часто испытывает неприязнь к Гению, Герою и Святому, ибо в сущности лишь терпит их. Ему бы хотелось содержать внутри себя все их потенции, но он сознает невозможность этого. Такое осознание время от времени угасает и Властелин стремится указывать Гению, Герою и Святому пути их бытия. Это происходит в сферах религии и философии, науки и искусства — везде, где культура соприкасается с цивилизацией и обе они — с метакультурой.
В своем просветленном бытии Властелин естественней всего становится Героем. Поэтому героическое понятней и ближе ему, чем остальные проявления мужчины тоски. И все же между Властелином и Героем существует пропасть, кото-
Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ
___---:---* оДИТ к напряженности. Архетипический
пая постоянно при» Агамемнона и Ахиллеса, пример этому-ооР ^
Властелина отстоит Святой. До конца за-
дальше всего от Р ения Властелина и Святого - это
„Рпшенныи сгюсо6 со стороны Властелина и моральная -
Р\. физическая -- с Гсторон- Святого.
„ношении к Властелину располагается ме-ГеНий в своем отн 0днако мифОТворческая способность жяу Героем и Свят* -^^ будоражит Властелина. Гении Гения в наибольшей ^ ^^ может притягивать Зем-поитягивает ВластеЛИ остро чувствует зависимость от
лю Властелин мучи ^ завиСИмость. Выходя наружу, Гения и ненавидит на Гения Властелин ненавидит Гения ненависть обращает' сво6оду) ВЫВОдящую в Вечность,
" его творческую с* т& в странстве и времени вла-
тау свободу,-торой не
сТи. мится скрыть ненависть к Гению, пряча ее в
Властелин стреми ^ ^ снисХ0ЖДение пигмея к Герку-„оЖНЫ снисхождени • Наполеона к Гете, наполненное
"° V Таково снисХО»2 обожанием и желанием тайного ^осхишением и зави и Наполеона переводит это уни-
!нижения. Глубина ^ное самоунижение, но на поверхности
жение в еще более• е.покровительство...
S-ается лишь снисхо ^^ ^^ нйиболее глубоко и
° 0Менно воъЬгиСГП ^^ Такое преображение есть мощно преобразись ^ ^^ соединяющему героизм и шаг к сверхчелове
Ш»1 - __
гениальность.
ГС!»»-" |)
,рет к Гению. Но и Гений может тяготеть к
Властелин тягот* ^^ когда в облике Властелина
Властелину. Это пр° Гении видит в таком Властелине
проступают черты ^ющего жизНЬ людей без отчуждения
Автора Истории, уротВорчество.
Гвоей личности в КУ 'я r Властелину, отмеченному печа-
устремленность нно падение и возвышение Ге-
ть10 героизма, есть денияХ Это устремленность Гения
^.ВсвоихвысЩИ
За*-
N"925
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА_____________________
к сверхчеловеческому, которое то проглядывает в бытии героического Властелина, то исчезает вновь...
Здесь уместно вспомнить отношение Аристотеля к Александру Македонскому, а Гегеля — к Наполеону.
Трагическое притяжение Властелинов и Гениев в истории реализуется в целом ряде тайных орденов и сообществ. В XX веке это ряд элитарных клубов, выходящих за рамки одного государства и нации, например Богемский клуб.
Но скрытая неприязнь и взаимное презрение сопровождают Властелина и Гения. Они исчезают лишь тогда, когда Властелин действительно трансформируется в Героя, а Гений устремляется за пределы кабинетного творчества в творение
жизни. /
I
Женщина тоски и женщина скуки вступают в еще более непримиримую войну, чем мужчины. Эта война, пожалуй, не так заметна извне, но ее внутренняя напряженность не может не поражать.
Проститутка с презрительным недоумением смотрит на Гетеру, Самка — на Музу. Они отвечают им тем же, добавляя грусть.
Женщина скуки спешит назвать женщину тоски сумасшедшей. Ее жизнь действительно выходит за пределы того, что женщине скуки представляется нормальным. Самке и Проститутке кажется ненормальной способность Гетеры и особенно Музы к одиночеству и выбору достойного — достойного за пределами сиюминутной выгоды для себя и рода. Самке и Проститутке кажется ненормальным ослабление у женщины тоски инстинктов Самки и Проститутки и желание жертвовать чем-либо во имя любимого мужчины.
Однако в бытии женщин скуки кружится тайная зависть к женщинам тоски. Ибо хотя женщины тоски соединяются с мужчинами более трагично, они соединяются с ними более глубоко и неразрывно.
Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ
6. Гомосексуальная война
Столкновение людей тоски и людей скуки может усугубляться сексуальным отношением в рамках одного пола. Гомосексуальное взаимодействие очень часто возникает именно между людьми тоски и людьми скуки. Мужчина тоски, разуверившись в способности женщин к пониманию и единстве с ними ищет такого понимания и единства в пространстве своего пола. Такой мужчина, как правило, будет играть активную роль в гомосексуальном соединении. Его партнером становится мужчина скуки, имеющий биогенетическую склонность к женской роли.
Телесное сходство гомосексуального партнера дает мужчине тоски иллюзию личностного сходства. Ему кажется, что он обрел единство с близким человеческим существом. Но эта близость на самом деле оборачивается бесконечной личностной войной.
Женщины в стихии лесбийской любви и похожи на мужчин-гомосексуалистов, и разительно отличаются от них. В лесбийском отношении активную роль играет женщина скуки, имеющая физиологическую, генетическую и гормональную расположенность к тому, чтобы быть мужчиной. Женщина тоски выступает пассивной и женственной. Однако именно она является действительным инициатором лесбийского акта.
Пассивная женщина-лесбиянка — это женщина тоски, которая не может найти себе достойного мужчину и отвернувшись от мужского начала, ищет соития с женским.
Мужчина и женщина тоски в гомосексуальных контактах любят самих себя. Они замкнуты в себе и их партнер выступает лишь зеркалом, в которое они смотрятся. Если их партнером становится человек тоски, иллюзия живого зеркала разрушается. Ибо любой человек тоски слишком личностно проявлен, чтобы просто отражать другого.
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА
Лесбийский акт в целом воспринимается западным обществом более эстетичным явлением, чем гомосексуальный акт мужчин. Этому можно найти ряд культурологических причин. Но есть и всеобще-антропологические причины.
Во-первых, женская сексуальность и женский оргазм более метафизичны, чем сексуальность и оргазм мужчины. Поэтому соединяясь вместе, удваиваясь в сексуальном действе, женщины являются более просветленными.
Мужской сексуальный акт завершается выбросом семени; именно это становится физиологическим условием оргазма мужчины. Соединившись вместе, два мужских оргазма в замкнутом пространстве двух мужчин приводят к переизбытку семени, обесценивающему смысл семени как психоэнергетической субстанции. Это и задает антиэстетические очертания гомосексуального акта мужчин.
Во-вторых, лесбийская сексуальность укоренена в материнском ласкании, тогда как аналогия гомосексуального акта мужчин с лаской отца вряд ли уместна. Действительная ласка отца преимущественно духовна, а не душевно-телесна, как у матери. В своих душевных формах она направляется на дочь, а не на сына. Это также лишает гомосексуальный акт мужчин эстетической привлекательности и некоторой моральной обоснованности гомосексуального акта женщин.
Однако гомосексуальность и мужчин, и женщин порождается не любовью, а тоской и скукой. Гомосексуальность — это сексуальность от тоски и от скуки. А потому она лишь усиливает и тоску, и скуку. В ней война людей тоски и людей скуки достигает своего тупика, но в этом тупике не происходит метаморфозы.
Для того, чтобы выйти из пространства войны людей тоски и людей скуки, необходимо усилие, выводящее из обыденного и предельного бытия человека в нечто запредельное.
Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ
7. Движение из пространства войны людей тоски
и людей скуки: сверхчеловеческое и
метачеловеческое
Выход из пространства войны людей тоски и людей скуки требует сверхчеловеческого усилия. Более того, он требует сверхчеловеческого бытия.
Это означает прежде всего перемещение этой войны внутрь себя, ибо внешняя война почти всегда деструктивна. Углубление войны человека тоски и человека скуки внутри себя рано или поздно означает победу человека тоски и более того — стремление выйти за пределы не только скуки, но и тоски. Именно такой исход войны человека тоски и человека скуки ведет к сверхчеловеческому бытию и означает триумф воли к власти над собой.
Той воли к власти, которая стремится к вдохновению.
2
Фундаментальной ошибкой Ницше и его последователей было то, что они связали Сверхчеловека не с Героем и Гением, а с Властелином...
Такой Сверхчеловек является бесплодным.
Действительное сверхчеловеческое есть глубинное слияние героизма и гениальности, такое слияние, в котором они, взаимно усиливая друг друга, выходят за пределы ограниченности как героизма, так и гениальности.
Выше такого сверхчеловеческого находится лишь богоче-ловеческое, в котором к героизму и гениальности добавляется святость.
Но к богочеловеческому может вести и иной путь. Он в гораздо меньшей мере допускает агрессию и волевое давление на себя и реальность. Это путь, соединяющий гениальность и святость. Он может быть назван путем Метачеловека. Выход к богочеловеческому бытию происходит через присоединение героического начала.
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА
Путь Сверхчеловека означает усиление войны человека тоски и человека скуки — особенно внутри одной личности. Именно усиление войны приводит к последующему умиротворению и любви. \
Путь Метачеловека изначально предполагает отказ от войны человека тоски и человека скуки. Это попытка изначального прощения. Это попытка увидеть в любом человеке и явлении позитивное, концентрация на позитивном, а не на борьбе с негативным.
Нельзя говорить об однозначной предпочтительности одного из этих путей. Путь Сверхчеловека может приводить к неоправданному возрастанию агрессии, особенно агрессии духовного к душевному, уводящей в тупики демонического властвования. Путь Метачеловека может означать сон духовного начала и замену любви жалостью.
Поэтому пути Сверхчеловека и Метачеловека должны дополнять друг друга — как в разных людях, так и в одной личности.
Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ
Проникновение 6 ПОПЫТКИ БЕГСТВА
Избегай удовольствия, рождающего страдание.
Солон
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА
Суета
Тоска и скука могут скрываться за суетой. Но они никуда не исчезают. Они уходят в глубину бессознательного, ожидая своего часа.
Уход в суету обыденной жизни — это иллВДзорное освобождение от тоски и скуки, освобождение, которое может стать еще большей закабаленностью.
Суета есть состояние абсолютной включенности в воспроизводство материальной жизни. Суета ассоциируется в нашем восприятии со множеством бессмысленных движений и лихорадочно-пустыми глазами. И это действительно так: суета есть деятельность, лишенная глубинного смысла.
Суета абсолютно разлита во времени и никак не соприкасается с Вечностью. Это деятельность, которая постоянно поворачивает колесо Вечного Возвращения одного и того же. Это деятельность, результаты которой утекают сквозь пальцы. Суета есть деятельность, в которой засыпает личность.
Суета способна отогнать скуку, но она не может победить тоску. Контуры тоски всегда проступают в суете. Мощным пульсом она сотрясает суетящееся существование.
Включение человека в суету настолько поверхностно, насколько он человек.
Алкоголь
Человечество издавна культивирует те вещества, которые помогают бежать от тоски и скуки. Одним из наиболее распространенных является алкоголь.
Действие алкоголя связано с выходом бессознательного на арену сознания и проявлением вытесненных желаний. Экстатическое действие алкоголя способно временно вытеснять
Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ
тоску и скуку. Но такое вытеснение носит не бытийственный, а психофизиологический характер, поэтому является лишь временным и затем приводит лишь к обострению и тоски, и скуки.
И все же открытие алкоголя имело колоссальное значение для человеческой культуры. Алкоголь не может развеять ни тоску, ни скуку, но в должной обстановке и дозах способен ослаблять отчуждение людей тоски и людей скуки, создавая перемирие в их извечной войне.
3. Наркотики
Если алкоголь приводит человека в экстаз, то наркотические вещества погружают его в транс. Как правило, люди, которые осознанно пришли к наркотикам, а не «сели на иглу» — это люди глубокой тоски, люди, нуждающиеся в трансценди-ровании — выходе за пределы обыденного бытия в запредельный мир.
Однако наркотики дают лишь иллюзию трансцендирова-ния. Сни выводят человека в запредельное бытие лишь на период нарко-сеанса, все остальное время оставляя его в предельном психическом и физиологическом напряжении, которое разрушает целостность бытия, оставляя в отчаянии.
Наркотики всегда переводят тоску и скуку в отчаяние.
Это отчаяние является результатом несоответствия желаемого и действительного или, точнее, поверхностного и глубинного, обыденного и запредельного. Наркотический транс захватывает человеческое бытие не во всей его полноте, а в подсознательной наполненности этого бытия.
Вместо прорыва в запредельные миры, наркомана ожидают тупики его подсознания, которые с каждой новой дозой становятся все меньше. И наконец подсознание превращается в тесный подвал, где бьется отчаяние...
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА
Отчаяние может вырваться из этого подвала в бездну. Однако это будет инфернальная бездна, в которой все человеческое становится не сверх-, а под-человеческим. Пребывание в этой бездне ведет к чудовищной деформации личностного начала, ибо выход за пределы обыденности происходит не в духовно-творческом акте — акте свободы, а в акте психофизиологической зависимости.
Простейшим наркотическим средством является табак; курение сигареты создает иллюзию освобождения и овладения реальностью; биохимическое воздействие дополняется комплексом психологических переживаний, из которых важнейшим выступает созерцание дыма и огня, пробуждающее древнейшие архетипы бытия вида «гомо сапиенс».
Курение сигареты, сигары, трубки родственно сосанию материнской груди, и неудивительно, что оно связывается с переживанием покоя и довольства. Одновременно оно выступает как акт сексуально-возбуждающий — ритмическое продвижение огня по сигарете аналогично половому акту и приносит иллюзию разрядки.
Несколько сигарет в день еще могут пробуждать подобные чувства, но выкуриваемые одна за другой, они просто убивают время психической жизни и огрубляют остроту восприятия. Психо-медитативное воздействие сигареты угасает, на первый план выступают физиологические факторы и зависимость от них.
Наркотики могут восприниматься как самоцель и как средство.
В первом случае их действие всецело разрушительно; они инфантилизируют психику, отвращая человека от действительной жизни.
Во втором случае наркотики чаще всего играют активизирующую роль в творческой деятельности. Но и здесь они очень опасны, ибо могут вытеснить наслаждение от творческого акта и заменить его психофизиологическим наслаждением. Более того, принимаемые в достаточно больших дозах,
Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ
они могут подавить и разрушить процесс включения в творческий акт — процесс вдохновения.
Наркотики могут восприниматься и как средство познания потаенных глубин психики. Разрушая стену между сознанием и подсознанием, они способствуют расширению знаний о географии психической жизни. Это достаточно хорошо показали опыты Станислава Грофа с ЛСД.
Однако наркотическое воздействие не может дать знание обо всей психической жизни. Открывая области подсознания, оно бессильно перед надсознанием, подняться в которое можно только творческим усилием личности.
4. Путешествия
Человек часто пытается уйти от тоски и скуки перемещаясь в пространстве, желая найти обновление не в себе самом, а в смене декораций жизни. Человеку хочется избавиться от тоски и скуки через обращение к иным ландшафтам природы и культуры.
Однако на деле это превращается в бегство из ландшафта собственного бытия. Бегущий от тоски и скуки в путешествия человек бежит от собственной личности. Он берет в диковинные страны не все свое Я, а лишь бледную тень Я.
И удовольствие от путешествия настолько же иллюзорно, насколько иллюзорно это Я.
2 Тоска и скука после путешествия гораздо более ужасны, ибо исчезает надежда освободиться от них благодаря путешествию...
Для человека тоски это становится очевидным почти сразу. Он постигает, что внешние путешествия могут быть лишь дополнением к внутреннему путешествию— творческому личностному развитию. Путешествия в жизни человека тоски возвышаются до странствий, в которых личность может
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА_____________________
пережить странность и необычность мира, созвучные странности и необычности его души и духа.
Человек скуки действительно может получить разрядку во внешних путешествиях. Но такая разрядка вновь и вновь пробуждает безжалостную скуку.
Рано или поздно человек скуки понимает, Что избавиться от скуки можно только через выход в тоску и далее — в глубинно-личностное странствие, открывающее горизонты любви.
Это понимание может быть почти незаметным и беззвучным. Но оно делает свою глубинную работу.
5. Обновление и извращение секса
Секс выступает одним из мощнейших средств бегства от тоски и скуки. В его грозовых раскатах тоска и скука размываются, словно скрытые за пеленой дождя. Мужчина и женщина окунаются в энергии секса с мыслью об абсолютном избавлении от тоски и скуки и подсознательным переживанием невозможности такого избавления.
Стремление избавиться от тоски и скуки приводит к жажде новизны. Первоначально она утоляется через смену партнеров. Углубляясь, она становится жаждой обновления — стремлением не просто к новым партнерам, но и к новым ситуациям.
Секс разнообразится позами и игровыми сюжетами — тем, что мы могли бы назвать относительными извращениями. Относительными они являются потому, что выступают извращениями лишь для некоторых регионов или поколений.
Однако если жажда обновления не подкрепляется любовью, она рано или поздно приведет к действительным, абсолютным извращениям. Это означает такие извращения, которые основаны не только на причинении партнеру физической
Киша 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ
боли, но и на манипулировании его личностью. Это означает овеществление партнера в сексе, которое рано или поздно приводит к взаимному овеществлению.
Истинным критерием абсолютного сексуального извращения является не унижение и даже не боль, ибо они могут быть достаточно субъективны, а для людей с садо-мазохистической ориентацией выступать условием секса как такового.
Может таким критерием выступает вред для здоровья тех или иных сексуальных действий? На первый взгляд кажется, что это так. Однако при более глубоком размышлении и этот критерий обнаруживает свою ограниченность и дистрофич-ность, ибо человеческая жизнь как таковая в силу ее мета-животного характера может выступать вредной для животной жизненности нашего тела.
Глубинным критерием абсолютного сексуального извращения является деградация личности — сужение ее духовного и душевного потенциала. Эта деградация приводит к деградации тоски и скуки человека. Но они не становятся от этого слабее.
Более того, они усиливаются, объединяются и вспыхивают. Мучимая языками их пламени, деградирующая личность корчится в пространстве сексуального акта и вне его.
Абсолютное сексуальное извращение является не обновлением, а тупиком, в котором Эрос оскаливается и медленно, но неуклонно превращается в Танатоса...
Мы скучаем в маске, тоскуем с открытым лицом.
Абсолютное сексуальное извращение срывает с лица скучающего маску.
С лица тоскующего оно срывает кожу. Нечеловек смотрит на нас с истекающим болью взглядом. Над ним смыкаются сумерки маниакального бытия.
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА
6. Лабиринты самоубийства
Последнее средство от тоски и скуки — самоубийство. Естественно предположить, что человек стремится покончить с собой прежде всего от предельной тоски — от той тоски, которая тесно срослась с отчаянием.
По сути дела, предельная тоска — это затаившееся отчаяние, а отчаяние — обострение предельной тоски.
Но к смерти человек может стремиться и от предельной скуки, которая так и не становится тоской, а потому переходит в отчаяние-от-скуки. Таким скучающим отчаянием наполнен Фаталист из одноименной главы лермонтовского «Героя нашего времени». Отчаяние-от-скуки переполняет Печорина и самого Лермонтова, странным образом смешиваясь с отчаянием-от-тоски. Это окружает личности Печорина и Лермонтова инфернальной аурой.
Отчаяние-от-скуки толкает к смерти Постороннего Аль-бера Камю. Сам же Камю подобен Лермонтову и завершает свое бытие, расправив отчаяние-от-тоски и отчаяние-от-скуки словно крылья в демоническом полете сквозь слои Мирового Абсурда.
Самоубийство есть не возвышение тоски и скуки к преображающему свету, а попытка скрыться от них в сумерках небытия.
Для человека, отождествляющего биологическую и социальную жизнь с жизнью личности, самоубийство может быть воспринято как прекращение тоски и скуки, спасение от их тягучего присутствия, но он вынужден признать моральную мелочность такого спасения.
Для человека, принимающего бессмертие личностного начала, самоубийство является не выходом, а переводом тоски и скуки в иной пласт бытия, где они могут стать еще более ненасытными.
Книга! ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ
Ожог выстрела, горечь яда, холодная безжалостная вода, рвущаяся в легкие... Тело бьется, молит, протестует. И наконец жизненная сила рывком покидает его.
Створки раковины распахиваются и разлетаются вдребезги.
Жизненная сила врывается в замерший беспредельный Космос, унося в толще своих энергий жемчужину личности.
Но тоска и скука уносятся вместе с ней. Ибо они порождены не телесностью и не могут быть уничтожены разрушением телесности...
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА
Проникновение