Глава 4 одиночество странной матери

Иногда сам факт рождения ребенка может означать для женщины травму существования. Это не только результат нежелательной беременности, но и непредвиденных последствий рождения. Женщина вдруг понимает, что ребенок и семья отнимают огромное время, которое она отдавала раньше, например, искусству или спорту. Возникает противоречие между желанием вернуться к прежней жизни и необходимостью отказаться от нее во имя рожденного ребенка. Такое противоречие испытывает, вероятно, весьма незначительное количество женщин — аналогичное количеству мужчин, которые, начав сексуальный акт, начнут тяготиться им, думая о проблемах работы. Большинству женщин дано инстинктивное сладострастие от пребывания рядом с новорож-

Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА_____________________

денным, близкое к сладострастию полового слияния с мужчиной.

Но женщины, у которых это сладострастие обрывается иной страстью, все же есть. Воспринимая ребенка как материальную часть и продолжение себя, они пребывают в одиночестве наедине с ребенком. Для рода и для себя каждая из них становится странной матерью.

Странной матери предельно важно связать образ ребенка с тем увлечением, которому посвящена ее душа. Если этого не происходит, такая мать очень страдает: результатом этого страдания может стать равнодушие к ребенку. Ей недостаточно иметь телесный и душевный контакт с ребенком, она жаждет духовного единства.

Странной матери нужен странный ребенок.

Поэтому она должна создать миф о ребенке, включенный в миф ее жизни.

Странная мать почти всегда незаурядная женщина. Как правило, это женщины творческих профессий — писательницы, актрисы, художницы. С другой стороны, странная мать может быть Музой творческого мужчины.

Ее незаурядность, порой столь тягостная для ребенка в первые годы жизни, впоследствии может стать условием, тесного общения и понимания в то время, когда мать и повзрослевших детей разделяет стена отчуждения. Только странная мать будет интересна повзрослевшему...

Взрослея, мы всегда хотим найти странность в наших родителях, ибо нам мучительно тяжело видеть, как они теряют исключительность, наполнявшую наше детство, и превращаются в таких как все. Взрослея, мы хотим видеть родителей странными, ибо хотим продолжать уважать их.

Нам нужна странность, которую не заменяет даже успех.

Нам нужна странность родителей, чтобы мы и они не остались в одиночестве.

Поэтому странная мать не есть плохая мать. Часто она рассеянная и неумелая мать, но это почти всегда компенсируется глубиной ее личности...

ПО

Книга 1. ОДИНОЧЕСТВО ЖЕНСКОЕ И МУЖСКОЕ

Род осуждает странную мать, променявшую семью и воспитание детей на творчество за пределами семьи. Он осуждает ее за то, что она выбирает одиночество-отстранение от ребенка и семьи во имя свободы творчества.

Род смиряется лишь в случае однозначного социального успеха ее творчества.

В этом случае род относится к странной матери снисходительно-иронично.

Странная мать несет в себе тайну, которую ребенок должен разгадать, став взрослым...

Глава 5 ОДИНОКИЙ ОТЕЦ

Можно предположить, что все те мужчины, которые после развода пытаются оставить детей у себя, обладают выраженными чертами психики женщины. Далее, можно предположить, что все те женщины, которые соглашаются на это, обладают достаточным числом мужских черт психики. Сам факт передачи ребенка мужчине говорит: между такой женщиной и таким мужчиной есть определенная гармония и понимание. Это делает непонятной причину их развода. Остается предположить, что именно ребенок нарушает прежнее единство женственного мужчины и мужественной женщины.

Однако добровольная передача женщиной ребенка его отцу при разводе не обязательно означает ее психологическую подобность мужчине. Ситуация может быть прямо противоположной — женщина желает найти мужчину более мужественного, чем ее муж. Подобное желание делает несущественным все остальное. Таков пример жизни Бриджит Нильсен.

Итак, отец, оставивший себе ребенка, почти всегда женственен, мать же не обязательно мужественна. Она может быть мужественной, но она может быть и тоскующей женственно-

Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА_____________________

стью, и тем, что выше мы назвали странной матерью — женщиной, в которой сочетаются мужские и женские черты.

Забота одинокого отца о детях никогда не заменит женское влияние на детей. Отсутствие андрогинного единства отца с женщиной деформирует психику детей гораздо сильнее, чем в случае с одинокой матерью. Любовь одинокого отца к ребенку может быть еще более слепой и жестокой. Отошедший от глубинных интересов Духа и внесемейной жизни, он теряет мужской пол, а вместе с ним — грядущее уважение детей...

Безусловно, возможна экстремальная ситуация вдовца, когда принятие женских обязанностей есть моральный долг. Однако, если это принятие становится самодовлеющим (вплоть до изменения психологии пола), оно не принесет детям счастья.

Но феномен одинокого отца часто возникает и в нормальной семье. Отец, в отличие от матери, всегда болезненней переносит отчуждение от подросших детей. Мать удовлетворяет то, что она становится бабушкой и получает внуков.

Когда же отец становится одиноким в присутствии своих детей, его не спасают внуки. В большинстве это касается мужчин, увлеченных делом и желающих найти в детях его искренних продолжателей. То же самое мы можем сказать и о странной матери.

Равнодушие детей к делу отца приводит к обессмысливанию для него семейной жизни...

Глава 6 ПОКИНУТЫЕ РОДИТЕЛИ

Вырастая, дети покидают родителей. Это непреложный закон жизни. Родители выполняют свою функцию продолжения жизни и отступают в сумерки. Они не в силах угнаться за повзрослевшими детьми. Именно с этим связано то явление, которое получило название «второй молодости». Вторая мо-

___________________________Книга 1. ОДИНОЧЕСТВО ЖЕНСКОЕ И МУЖСКОЕ

лодость — это бытие родителей, которых круг судьбы вернул в беззаботные времена, когда у них не было детей.

Иные родители испытывают облегчение и освобождение, но большинство страдает. Избавлением от этого страдания могут быть внуки. Но внуки никогда до конца не заменят детей; к тому же, вырастая, они тоже стремятся покинуть дедушку и бабушку. И тогда остаются только узы жалости — родители материально поддерживают повзрослевших детей или дети помогают родителям. Однако материальное благополучие (или крайняя бедность) могут на годы развести их...

Поэтому истинным избавлением от покинутости может стать только яркость личности, притягивающая к себе вне и независимо от родовых уз. Творческая выявленность личности родителя позволяет ему пронести общение с ребенком через десятилетия.

Практически все дети духовно покидают родителей в подростковом возрасте. Некоторые потом возвращаются, а большинство — никогда. Они теряют идеальный образ родителей, которые пронесли через все детство, а новый — так и не возникает — родители слишком обычны. Странность и неповторимость непроявлены в них.

И последующее разделение отцов и детей как взрослых лишь углубляет образовавшуюся в отрочестве трещину.

Но родители могут пережить покинутость так и не родив ребенка. Особенно это касается людей, которые соединились с единственной целью — иметь семью и детей и пережили бесплодие. Они родили ребенка в своем воображении, и это потенциальное обладание, угасая, делает их сиротами. Они ждут год за годом, и надежда удерживает их рядом. Но образ неродившегося сына или дочери ускользает. И неумолимый голос рода призывает их разойтись.

Если выясняется, что бесплодна женщина, этот голос может искусить даже неординарного мужчину. Так случилось с Наполеоном и его Жозефиной. Их любовь не устояла перед желанием Наполеона иметь наследника, которое словно тень легло на его сердце...

Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА

Бездна покинутости распахивается перед родителями после смерти ребенка. Это горе может соединить их, обнажив все самое главное в их отношениях, но может и навсегда разлучить. В этом испытании с окончательной ясностью проступает характер единства мужчины и женщины.

Образ умершего ребенка не должен бесконечно витать над родителями, вызывая тоску и жалость к существующему вне пределов их бытия. Смерть ребенка должна очистить их к новой жизни. Если этого не происходит, они надламываются, погружаясь в тоскливое пребывание в мире, наполненном чувством вины. И рано или поздно одному из них захочется вырваться из этого мира, найдя нового спутника...

И все же родители, покинутые живыми детьми, гораздо более частое явление в нашем мире. Возможен ли универсальный рецепт от их одиночества?..

Вряд ли он существует. Каждая семья уникальна как произведение искусства. Можно сказать лишь одно. Для того чтобы дети не покидали своих родителей, они должны перестать быть лишь родителями и стать для своих детей друзьями. Они должны возвысить кровно-родственные узы до единства личностей. Глубинная дружба между родителями и детьми возносит жалостливую душевность по отношению друг к другу на те высоты, где она превращается в духовный полет. И высший смысл семьи — в поиске этого духовного полета.

Того духовного полета, который избавляет от одиночества как сумрачной бездны, ждущей у порога старости...

Книга 1. ОДИНОЧЕСТВО ЖЕНСКОЕ И МУЖСКОЕ

Часть V ЗАКАТ ОДИНОЧЕСТВА

Старость полна наслаждениями, нужно только уметь ими пользоваться.

Луций Анней Сенека

Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА

Наши рекомендации