Характер межличностных отношений
Межличностные отношения детей в малой социальной группе, каковой является отряд, — это одна из ведущих форм реализации социальной сущности индивида, эмоционально-психологический климат, который складывается на базе этих отношений — среда и фактор развития личности. Вот почему очень важно своевременно обследовать характер межличностных отношений, которые уже к концу первой десятидневки становятся более или менее стабильными, оформившимися. Если вожатый не будет держать руку на пульсе взаимоотношений, то есть высокая вероятность, что стихийно складывающиеся отношения (например, в результате «социального передела», скрытого от глаз взрослых) приобретут нежелательный антигуманный характер, став групповой нормой. Кроме того, неинформированность о сущности внутригрупповых отношений приведет к тому, что будут упущены судьбы проблемных, дезадаптированных детей.
Для исследования в «полевых условиях» межличностных отношений в отряде можно использовать модифицированный вариант методики Р. Жиля.
Инструкция. Членам отряда раздаются карточки с изображением стола (см. рис.). Предлагается «пригласить» на свой день рождения ребят из отряда, ставших близкими за дни, проведенные в лагере, и посадить на стульчики поодаль ребят, присутствие которых пока нежелательно за праздничным столом. Ребятам гарантируется
полная «тайна» информации. Дается обещание, что будит сообщены обобщенные данные по отряду (но без указания фамилий).
Обработка результатов. Полученные выборы оформляются в виде социометрического документа — социоматрицы. Положительные выборы отмечаются крестиком, отрицательные — минусом. Взаимные выборы, положительные и отрицательные обводятся кружочком. Подсчитывается сумма произведенных выборов (табл. 4)
Предложенная методика дает возможность определить следующие социально-психологические характеристики: социовалентность членов отряда (степень включенности во взаимоотношения);
статус каждого ребенка; сплоченность группы; уровень гуманизации (агрессивности взаимоотношений детей — источников агрессии и детей — жертв групповой агрессии).
Начать анализ социометрических данных целесообразно с параметра «социовалентность», который свидетельствует о степени и характере включенности ребенка в систему взаимоотношений в отряде. По социовалентности можно судить о потребности ребенка в общении и о его установке удовлетворить эту потребность именно в отряде, что в свою очередь позволяет судить о привлекательности отряда для личности. Определяется валентность по количеству и характеру сделанных выборов. Социовалентность будет положительной, если преобладают положительные выборы; отрицательной, если преобладают минусы. Дети с выраженными негативными установками характеризуются двумя типами отклонений в эмоционально-волевой сфере: во-первых, это дети аффективные, расторможенные. Психологический смыслих отрицательных выборов в том, что агрессия, конфликт — наиболее доступный для них способ взаимодействия со средой, что является признаком слабых адаптационных возможностей. Во-вторых, это дети замкнутые, необщительные, погруженные в себя. Психологический смысл отрицания в этом случае носит защитный характер, отражает коммуникативную тревожность.
Социально-психологический статус члена отряда отражает его положение в коллективе, в системе межличностных отношений. Статус определяется числом выборов, полученных в группе и свидетельствует о степени признания личности в ней. В небольшом отряде статусы распределяются следующим образом. Высокие статусы: дети-звезды, получившие 4 и более положительных выбора; дети-предпочитаемые, получившие 2-3 положительный выбора. Низкие статусы: принятые дети, получившие один положительный выбор; изолированные дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов; отвергаемые дети, получившие преимущественно отрицательные выборы.
Детей, получивших равное количество положительных и отрицательных выборов, принято называть членами коллектива с неопределившимся статусом. Оценка статусной структуры отряда идет по логике: чем больше в коллективе высокостатусных детей, тем он благополучнее. В основе такого подхода лежит учет психологического потенциала статуса.
Высокий статус является благоприятным фактором развития личности, поскольку он предоставляет ребенку признание сверстников, положительную оценку окружающих (формирующую, в свою очередь, высокую самооценку), интенсивность и разнообразие
контактов, эмоционально и содержательно обогащающих социальную жизнь ребенка.
Низкий статус, наоборот, делает противоречивым и неблагоприятным развитие личности. Дефицит общения у низкостатусного ребенка обедняет его эмоциональную жизнь; он лишен возможности иметь богатый личный опыт общения, наращивать социальную компетентность. У ребенка, лишенного признания группы, складывается заниженная самооценка, особенно в условиях невыгодного для него сравнения с популярными детьми.
Особенно опасно положение отверженного. Как правило, отверженные дети — объекты групповой агрессии. Пучина отрицательных коммуникативных потоков создает для личности хроническую стрессовую ситуацию, вступают в силу защитные механизмы личности; созревает состояние внутреннего взрыва, ведущего к самоизоляции личности, данный коллектив становится для ребенка незначимым, он начинает игнорировать жизнь группы и ее мнение.
Сплоченность — показатель, характеризующий меру интенсивности личных контактов, психологическую взаимность членов группы: чем больше дружеских пар, микрогрупп успели образоваться в отряде, тем он сплоченней на момент обследования. Уровень сплоченности определяется как отношение числа взаимных положительных выборов к их теоретически возможному числу:
где Ус — уровень сплоченности, N — сумма взаимных выборов, n — число членов группы. Принято считать уровень сплоченности высоким, если он более 0,4 пункта; средним, если равен 0,21—0,3;
низким, если менее 0,2 пункта.
Уровень гуманизации/агрессивности отношений, сложившихся
в отряде, выводится из удельного веса положительных/отрицательных выборов по формуле:
где Уг — уровень гуманизации; п — сумма положительных выборов;
N — сумма положительных и отрицательных выборов.
Принято считать, что выраженность агрессивного фона отношений начинается с 15-20% отрицательных выборов, сделанных в группе.
Особо пристальное внимание педагог должен обратить на случаи отрицательной взаимности, т.е. взаимоконфликтные пары. Такие пары — один из сильнейших источников агрессивного фона детского сообщества. Кроме того, условия аффектно-застойного контакта крайне неблагоприятны для развития самой личности ребенка — участника такой пары. Наличие выраженной агрессивности в отряде — знак отрицательного качества социально-педагогической среды, ответственность за которую несет прежде всего вожатый.