Предлог с местоимением. ( орфограмма – пробел)
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Между ними поставь вопрос или слово. Запиши ещё 3 примера на эту орфограмму. Например: у(кого?) нас, ко(кому?) мне, с(кем?) тобой.
Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Поставь вопрос. Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 3 глагола с этой орфограммой.
Например: ты (что делаешь?) пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)
Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Выдели суффикс. Запиши ещё 3 слова с этой орфограммой.
Например: пытаться (н.ф., что делать?), беречь (что делать?)
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Поставь ударение. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа. Выпиши глагол правильно.
Делай так: писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют) – пишешь,
ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят) - ставит
Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую. Составь ещё 1 предложение к данной схеме.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.
Памятка к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах.
Фонетический разбор слова.
1. Сколько в слове слогов, поставь ударение?
2. Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
3. Согласные звуки: глухие и звонкие, твёрдые и мягкие, парные и непарные. Какими буквами обозначены?
4. Количество звуков и букв в слове?
Пример:
Мор-ковь - 2 слога.
м [м ] - согл., зв., тв.,
о [ а ] - гласн., безударн.
р [ р ]- согл. зв., тв. ,
к [к ] - согл. глух., тв.,
о [о ] - гласн., ударн.
в [ф] - согл. глух., мягк.,
ь -_______
7 б.,6 зв.
Морфологический разбор имени существительного.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
3. Постоянные признаки:
- одушевлённое или неодушевлённое;
- собственное или нарицательное;
- род;
- склонение.
4. Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
5. Синтаксическая роль в предложении.
Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.
Лёгкий (что?) морозец – сущ., морозец, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., И.п., ед.ч., подлежащим.
Покрывает (что?) лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., В.п., ед.ч., дополнением.
Морфологический разбор имени прилагательного.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
3. Непостоянные признаки:
- число;
- род (только в ед.ч.);
- падеж.
4. Синтаксическая роль в предложении.
Пример: Я вышел из душной комнаты.
(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, в ед.ч., ж.р., в Р..п., определением.
Морфологический разбор глагола.
1. Часть речи.
2. Начальная форма.
3. Постоянные признаки:
- спряжение;
4. Изменяемые признаки:
- число;
- время;
- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);
- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5. Синтаксическая роль в предложении.
Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.
Мы (что делаем?) уходим – глаг., н.ф. - уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемым.
Морфологический разбор местоимения.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (им.п.).
3. Лицо.
4. Число.
5. Род (только в 3 лице ед.ч.).
6. Падеж.
7. Синтаксическая роль в предложении.
Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.
Бежит за (кем?) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., Т.п., дополнением.
Порядок разбора слова по составу.
1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
2. Выдели основу слова.
3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
4. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.
Разбор предложения
1. Какое предложение по цели высказывания?
2. Какое предложение по интонации?
3. Распространенное оно или нераспространенное?
4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.
пр. прил. сущ. пр. сущ. гл. прил. сущ.
П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли ранние грибы.( Простое, повеств.,невоскл., распростр., полное, двусост.)
Что? Грибы - это подлежащее.
Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.
От подлежащего задаём вопрос.
Грибы (какие?) ранние.
Задаем вопрос от сказуемого.
Пошли (где?) в лесу – это обстоятельство
Пошли (когда?) после дождей – это обстоятельство
После дождей (каких?) теплых – это определение