Бессознательное как философская проблема.
Одной из важнейших проблем философии сознания является проблема бессознательного. Идея существования неосознаваемой сферы ментального с древнейших времен присутствовала в различных философских традициях. Учение о бессознательной части сознания можно найти в индийской веданте, у древнегреческого философа Плотина, христианских мистиков, в натурфилософии Ф. Шеллинга, учении о мировой воле А. Шопенгауера. Особая роль в развитии представлений о бессознательном принадлежит идее Готфрида Вильгельма Лейбница (1646 – 1716) о «малой перцепции». Лейбниц в отличие от Декарта и Локка предлагает различать между двумя видами восприятий: просто восприятием (перцепцией) и осознаваемым восприятием (апперцепцией). Деятельностью малых перцепций, которые не в состоянии преодолеть порог сознания, т.е. стать апперцепциями, он объясняет природу бессознательных состояний человека, например, обморока или глубокого сна, во время которых ментальная жизнь с одной стороны, не угасает полностью, а с другой не осознается. Это спекулятивное учение Лейбница стало основой для теорий бессознательного, разработанных в рамках динамической психиатрии, направления, изучавшего феномен психических отклонений, неимеющих явных органических причин. В исследованиях 19 века бессознательному приписывались 4 главных функции: 1. консервирующая; 2. отделяющая; 3. творческая; 4. мифопоэтическая. Консервирующая функция выражается в сохранении большого числа воспоминаний и восприятий, которые не осознаются актуально. Под отделяющими функциями понимались, с одной стороны, различные автоматизмы, проявляющиеся в привычках; а с другой, – такие паранормальные явления, как раздвоение личности. Творческая функция соотносила бессознательное с источником вдохновения. Мифопоэтическая функция объясняла вклад бессознательного в возникновении различных фантазий, галлюцинаций и т.п. Среди теорий динамической психиатрии наибольшее распространение получила психоаналитическая концепция бессознательного.
Психоаналитическая концепция бессознательного подробно разработана в трудах Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) и Карла Густава Юнга (1875 – 1961) и др. Основная идея психоаналитической теории сознания состоит в том, что многие (патологические) феномены человеческого сознания можно объяснить конфликтом между его сознательной и бессознательной частью. Австрийский врач-психиатор и философ З. Фрейд полагал, что человеческое сознание делится на три основные сферы: Я, Сверх-Я и Оно. Эти сферы находятся между собой в динамическом отношении. Взаимодействие сфер сознания может регулироваться несколькими парами принципов, например, либидо, энергия инстинкта, и контроль за ней со стороны Я; Эрос (стремление к жизни) и Танатос (стремление к смерти); принцип удовольствия и принцип реальности. Именно динамика взаимодействия элементов определяет состояние индивидуального сознания. В особенности это касается причин генезиса психических заболеваний, например, неврозов, причинами которых не являются явные органические повреждения. В течение жизни Фрейд неоднократно менял свой взгляд на структуру сознания и принципы, регулирующие его деятельность.
Если З. Фрейд говоря о бессознательном, всегда подразумевал при этом сферу сознания отдельного человеческого индивида, то швейцарский психоаналитик и философ К.Г. Юнг выдвинул гипотезу о существовании коллективного бессознательного. Важную роль в учении Юнга играет понятие психической реальности. Еще З. Фрейд, изучая неврозы, постепенно осознал невозможность в психическом опыте пациентов отделить воспоминания о действительно произошедших событиях от фантазий. Юнг также отстаивал тезис о существовании независимой психической реальности, которую составляют сны, фантазии, галлюцинации, спиритический опыт и т.п. С его точки зрения, психическая реальность должна изучаться с помощью научных методов. Исследуя «психическую реальность» своих пациентов, Юнг заметил, что в ней часто встречаются образы, сходные с образами мифов или литературных произведений, неизвестных пациентам. Этот факт натолкнул его на мысль, что эти образы существуют объективно, составляя коллективное бессознательное, психические же образы в сознании отдельного человека – это проявления коллективного бессознательного. Юнг считал необходимым различать между универсальными и объективными сущностями, архетипами, являющимися источниками психической энергии, и порождаемыми ими в сознании человека архетипическими образами. Универсальность и объективность коллективного бессознательного ученики Юнга объясняли либо как следствие структуры головного мозга, либо как проявление мировой души. Сам Юнг утверждал, что хотя онтологическая природа архетипов неизвестна, их существование следует признать эмпирическим фактом.