Социокультурные предпосылки формирования философии Нового времени. Проблема метода познания. Эмпиризм Ф. Бэкона.
Новое время – это время веры в целесообразность, смысл общественного развития, исторического процесса, в объективный закономерный характер общественного развития, подчиненного логической схеме. Основа целесообразности и целенаправленности – это разум.
Основные проблемы философии Нового времени:
1. связь человеческого сознания с социокультурной средой
2. соучастие человеческого сознания в изменениях исторического процесса
3. автономизация философии истории как особой области знания
Философы этого периода отождествляли себя с просвещенными классами просвещенной Европы. Социальные низы являлись пассивным объектом воздействия философов.
Задачи философии:
1. выяснение, а затем объяснение людям их естественной способности к познанию, а, следовательно, и к покорению природы
2. выработка методов познания общих оснований познавательного процесса
3. ликвидация невежества и абскурантизма (враждебного отношения к науке)
4. ликвидация социальной несправедливости, нищеты и тирании
Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур философии. В тот же период имеют место попытки философии заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода. В 17 веке интерес философии был направлен на вопросы познания - Ф.Бекон развивал учение о индукции, Декарт понятие метода в философии.
На первом плане проблемы гносеологии. Два основных направления философии:
1. Эмпиризм - направление в теории познания которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.
а) идеалистический (Беркин, Юм) Эмпирический опыт - совокупность ощущений и
представлений, величина мира = величине опыта.
б) материалистический (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ. внешний мир.
2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.
Методы познания
Бэкон не только заложил основы материалистического понимания природы, но и дал обоснование индуктивному методу как движению мысли от частного к общему. Проблему выбора истинного метода и ее решение Бэкон излагает аллегорическим способом.
По его мнению, существуют три основных пути познания - паука, муравья и пчелы. «Путь паука» представляет собой попытку выведения истин из самого сознания при полнейшем пренебрежении к фактам. «Путь муравья» - это узкий путь, представители которого собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщать. Истинным является «путь пчелы», который соединяет в себе достоинства названных «путей» и свободен от недостатков каждого из них. Таким образом, единство чувственного опыта и размышлений может быть верным руководителем на дороге к истине.
В теории познания в XVII веке выделились два основных направления: эмпиризм и рационализм. Родоначальником материалистического эмпиризма был английский философ Ф. Бэкoн. Эмпиризм признаёт источником знания чувственный опыт. Элементарным результатом эмпирического познания является эмпирический факт, источником которого могут быть и наблюдение, и результаты эксперимента.
Эмпирический подход при его естественных ограничениях, а к ним относится и нерешённость проблемы об источнике эмпирического опыта в сознании и структуре сознания как интерпретации опыта в индуктивных умозаключениях, был прогрессивным в философии, ибо призыв опираться на опыт порывал с традицией восприятия науки как просветлённого созерцания природы, способствовал пониманию науки как средства практической деятельности людей, способа решения извечных проблем человеческого благополучия и увеличения власти над природой.
Важным аспектoм теoрии пoзнания Бэкoна былo рассмoтрение самoй прирoды челoвеческoгo сoзнания в тoй части, кoтoрая пoдвержена заблуждениям, субъективизму, затрудняющим пoзнание. Раскрытие их прирoды спoсoбствoвалo бы oсвoбoждению oт них или бы делалo прoцесс пoзнания бoлее oбъективным. Эти oсoбеннoсти сoзнания Бэкoн назвал идoлами, выделив четыре их типа, связанные с индивидуальнo - психoлoгическими oсoбеннoстями челoвека, верoй в автoритеты, кoтoрая пoдменяет самoстoятельнoе исследoвание, oсoбеннoстями упoтребления слoв в языке, с перенесением на прoцесс пoзнания и представлений o прирoде представлений o сoбственнoй прирoде ( oтсюда телеoлoгические заблуждения).