Желания говорить, запросы ума, вспышки гнева
ПОБУЖДЕНИЯ ЯЗЫКА, ПОБУЖДЕНИЯ ЖЕЛУДКА, ПОБУЖДЕНИЯ ГЕНИТАЛИЙ,
ОБЛАДАЕТ ВСЕМ НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИНИМАТЬ УЧЕНИКОВ ПОВСЮДУ.
Учителем является не тот, кто передаёт нам информацию, а тот, кто указывает нам на наше невежество. Настоящим учеником является не тот кто пытается изображать достойного ученика, а тот, кто полностью раскрывается перед своим учителем и отдаётся ему в подлинном виде для того, чтобы с помощью учителя,
как с помощью зеркала, рассмотреть свои ошибки и недостатки, чтобы обрести таким образом Знание.
«Скромность; смирение; отказ от насилия; терпимость; простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота; стойкость; самодисциплина; отказ от объектов чувственного удовлетворения; отсутствие ложного эго; осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло; отсутствие привязанностей; независимость от порабощенности женой, домом, детьми, домашним хозяйством и работой; спокойствие
перед лицом как приятных, так и неприятных событий; постоянная и чистая преданность Прародителю; просветлённый ум, уводящий от праздного общения и скопища людей к уединению; самодостаточность; признание важности достижения совершенства; непрерывность глубинного познания Духа, Света и истинного «Я», любомудрый поиск Совершенной Истины – всё это Всевышний провозглашает Знанием, а всё, что бы
ни существовало помимо этого, есть невежество». Истинный учитель должен обладать всеми этими качествами.
СКРОМНОСТЬ, СМИРЕНИЕ означают, что человек не должен стремиться к тому, чтобы его почитали;
и даже в том случае, если он достиг высокого уровня духовности, а точнее, именно в силу этого достижения,
его самооценка всегда должна быть объективно сдержанной. Для многих людей тщеславие явилось неодолимым препятствием на пути духовного роста, приводя подчас к краху самых лучших их устремлений.
ОТКАЗ ОТ НАСИЛИЯ означает, что любой человек ни при каких обстоятельствах не должен быть причиной страдания других существ. Сюда же можно отнести недопустимость утаивания знаний, ведущих к освобождению от страданий.
ТЕРПИМОСТЬ означает, что человек должен противостоять требованиям своих чувств, стойко переносить
все внешние безпокойства и испытания, причиняемые неблагоприятными природными явлениями
и враждебно настроенными существами.
ПРОСТОТА означает, что, осознав закон причинно-следственной связи – закон Кармы, человек становится настолько безхитростным, что не скрывает правды, какой бы она ни была, даже от своих недоброжелателей.
ПРИНЯТИЕ ИСТИННОГО ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ. Веды постоянно говорят о неоценимой пользе духовного наставничества. Утверждается, что тысяча жизней, прожитых без общения со светым человеком, не стоят
и минуты, проведённой с таким духовидцем. Прародитель есть Любовь, и только тот, кто познал Прародителя как Любовь, может учить других о Всевышнем и о Его законах. «Стань совершенным сам, а потом учи других», – говорит духовидец Чайтанья в Ади-лила. При этом основной, глубинной задачей учителя является не простое поощрение или возбуждение существующих в ученике умственных или каких-либо иных способностей,
а передача ученику духовной силы: чтобы оживить дух, побуждение должно исходить от другой души
и ниоткуда больше. Этот одухотворяющий толчок невозможно извлечь из книг, изучение которых может
сделать человека умным, научить разумно и последовательно излагать мысли, в том числе и о духовности.
Но когда дело доходит до повседневной жизни, начитанность и информированность мало помогают, и человек оказывается полностью несостоятельным в своих поступках и проявлениях. Истинного учителя отличает знание самого духа Свещенных писаний, а не исследование их с помощью грамматики, этимологии и философии; учитель, позволяющий своему уму увлечься подобными исследованиями, утрачивает дух Учения. Душа,
из которой исходит высокое духовное побуждение – человек, непосредственно передающий другому животворящую силу Любви, и есть Истинный Учитель – Гуру. Его долг состоит в определении способов,
с помощью которых ученик сможет сосредоточить свой ум на Всевышнем. Рупа Госвами, мыслитель ХVI века, последователь Вед и ученик Кришны Чайтаньи, перечисляет в Упадешамрите шесть признаков учителя:
«Любой здравомыслящий человек, которого не выводят из равновесия запросы ума, желание говорить,
вспышки гнева, не уступающий требованиям языка, желудка и гениталий – достоин учить людей по всему свету». Несмотря на кажущуюся простоту соблюдения указанных условий, обретение этих качеств –
не с помощью волевого усилия, а путем глубинного одухотворения всего естества – очень трудная задача. Человек, осуществивший эти условия, уже не может прельститься преходящими мирскими радостями:
он познал высшее, духовное состояние, произошла замена худшего на лучшее. Человек, чьи душевные силы
и отправления тела целиком находятся под пятой неуёмных страстей, уподобляется куче «сырых дров», противящихся «огню духовному» и упорно не желающих гореть. Посему требуется принести со стороны «сухих дровишек» и зажечь их: горя, они постепенно просушат сырые дрова, которые рано или поздно воспламенятся вместе с ними. «Сухих дровишек» на растопку можно взять лишь у того, у кого они есть, то есть у Учителя. Житие и подвиги светых являют нам яркий пример того, как один подвижник зажигал сердца многих сотен
и тысяч людей, приводя заблудшие души к Всевышнему. В наше сумеречное, сложное время появилось множество людей, претендующих не только на роль Учителя, но и называющих себя мессиями.
Подобных самозванцев уже не раз представляли широкой публике средства массовой информации.
Такие лжеучителя в лучшем случае способны выдать информацию на уровне ума, в худшем - ввести
нас в погибельное заблуждение. Ещё Гаутама Будда предупреждал нас о появлении подобных лжепророков: