Относится ли имя Аль- Фадиль (Превосходный) к прекрасным именам Аллаха?
Фетва № 3862 от 12 ша‘бана 1401 г. х.
Хвала Аллаху! Мир и благословение Его Посланнику, его
роду и сподвижникам!
Постоянная комиссия по научным исследованиям и изданию фетв рассмотрела вопрос, адресованный его превосходительством министром просвещения Королевства Саудовская Аравия господину председателю (письмо № 818 от 3 джумада-ль-уля 1401 г. х.).
В нём сказано:
Прошу Вас ответить на письмо Управления по экзаменам при Министерстве № 2121 от 7 раби‘-ас-сани 1401 г. х., содержащее вопросы, касающиеся таблицы с прекрасными именами Аллаха. Относится ли имя Аль- Фадиль (Превосходный) к прекрасным именам Аллаха?
Что делать тому, кто носит имя ‘Абд-аль-Фадиль: поменять его или оставить?
Вопрос: Относится ли имя ал-Фадил (Превосходный) к прекрасным именам Аллаха? Что делать тому, кто носит имя ‘Абд ал-Фадил: поменять его или оставить? Перед какими именами разрешается ставить слово «‘Абд», тем более что во многих книгах отмечается, что прекрасные имена Аллаха не ограничиваются девяноста девятью именами. Помимо того, существуют разногласия между преданиями, в которых перечисляются эти имена. А некоторые ученые даже говорят, что имен Аллаха еще больше, ссылаясь на хадис «О Аллах, я прошу Тебя всеми именами, присущими Тебе, которыми Ты назвал Себя…»
Ответ: Во-первых, Всевышний Аллах сказал: «У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые уклоняются от истины в отношении Его имен. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали» (ал-А‘раф, 180).
Пречистый Аллах сообщил, что Ему одному присущи самые прекрасные имена, подразумевающие совершенство божественных качеств, указывающие на Его величие и славу. Он приказал Своим рабам взывать к Нему посредством имен, которыми Он нарек Себя, взывать смиренно и скрытно, в радости и беде. Он запретил уклоняться от истины в этом вопросе, отвергая эти имена или отрицая их значения, нарекая Его выдуманными именами и приписывая Его имена другим. А тем, кто противится этому, Он пригрозил страшными мучениями. Имена Аллаха встречаются в ясных аятах Писания и в достоверной сунне Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и среди них нет имени ал-Фадил (Превосходный). Никто не имеет права называть Его таким именем, потому что имена Аллаха познаются только через откровение. Пречистому Аллаху лучше знать, что подобает Его величию, и никому другому не понять этого. Кто нарекает Аллаха именами, которыми Он не назвал Себя и которыми Его не назвал Посланник, мир ему и благословение Аллаха, тот уклоняется от истины и сбивается с пути. Никто не имеет права называться рабом кого-либо, кроме Него, и поэтому нельзя звать человека ‘Абд ал-Фадил, ‘Абд ан-Наби, ‘Абд ар-Расул, ‘Абд ‘Али, ‘Абд ал-Хусайн, ‘Абд аз-Захра, Гулам Ахмад, Гулам Мустафа и другими именами, означающими рабство перед творением. Подобное является формой чрезмерного почитания праведников и именитых людей, а также посягательством на исключительное право Аллаха. Помимо того, это есть путь, ведущий к многобожию и беззаконию, и, как сообщил Ибн Хазм, ученые единодушно (иджма‘) запрещали именоваться рабами кого-либо, кроме Аллаха. Следовательно, имена, упомянутые в вопросе, и им подобные полагается обязательно сменить.
Во-вторых, как сообщается в хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У Аллаха — девяносто девять имен, сто без одного, и всякий, кто сосчитает их, войдет в Рай». Его передали ал-Бухари и Муслим. Версии, переданные ат-Тирмизи, Ибн Маджой, Ибн Хиббаном, ал-Хакимом, ал-Байхаки и др., содержат упоминание девяноста девяти имен, однако между этими списками есть разногласия. Здесь ученые обращали внимание на несколько вопросов.
1. Под исчислением имен Аллаха подразумевается знание их, понимание их значений, вера в них и вытекающие из них выводы, а также покорное выполнение их требований. Чтобы сосчитать имена Аллаха, недостаточно запомнить их и перечислять одно за другим.
2. Ученые считают, что перечисление девяноста девяти имен в некоторых версиях хадиса является интерполяцией. Богословы выбрали эти имена из Корана или из Корана и достоверных хадисов, а потом поместили их после текста хадиса вместо комментария. Они перечислили имена, о которых кратко упоминается в хадисе, руководствуясь призывом Пророка, мир ему и благословение Аллаха, к исчислению этих имен, в надежде на то, что это приведет их в Рай.
3. Из хадиса не следует, что у Аллаха всего девяноста девять имен, потому что использованная в нем форма не ограничивает их число. Смысл его заключается в том, что у Всевышнего Аллаха есть девяноста девять имен, исчислив которые, человек заслуживает великую награду. Это подтверждается хадисом, переданным в «Муснаде» Ахмада со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда. В нем сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если какого-либо раба постигли печаль и тревога, и он сказал: “О Аллах! Я — Твой раб, сын Твоего раба, сын Твоей рабы. Мой чуб — в Твоих руках. Твое решение относительно меня неотвратимо, и справедливо ко мне Твое предопределение. Я прошу Тебя всеми именами, присущими Тебе, которыми Ты назвал Себя, которые Ты ниспослал в Твоем Писании, которым Ты научил кого-либо из Твоих творений или которыми Ты обладаешь в знании сокровенного. Сделай Великий Коран садом моей души и светом моего сердца. Удали посредством него мою печаль и развей мою тревогу”, — то Аллах непременно избавит его от скорби и тревоги, заменив их радостью». Его спросили: «Посланник Аллаха, не выучить ли нам эти слова?» Он ответил: «Конечно, всякому, кто услышит их, следует выучить их».
Таким образом, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил, что знанием о некоторых именах Аллаха обладает только Он, и никто из творений не знает их. Никому не дозволено строить догадки и предположения по поводу этой сокровенной истины, потому что имена Всевышнего познаются только через откровение, как об этом еще будет сказано, если на то будет воля Аллаха.
4. Имена Аллаха познаются только через откровение, и называть Его можно только так, как Он назвал Себя и как Его назвал Посланник, мир ему и благословение Аллаха. Его нельзя нарекать именами, опираясь на суждение по аналогии, или именами, производными от глаголов, и т.п., вопреки тому, что полагают мутазилиты или каррамиты. Его нельзя нарекать Строителем, Хитрым, Насмехающимся, опираясь на аяты «Мы воздвигли небо благодаря могуществу» (аз-Зарийат, 47);
«Они (неверующие) хитрили, и Аллах хитрил» (Ал ‘Имран, 54);
«Аллах издевается над ними» (ал-Бакара, 15). Его нельзя называть Сеятелем, Расстилающим, Раскрывающим, Взращивающим, Принимающим, Суровым и т.п., опираясь на аяты«Вы ли взращиваете это или Мы взращиваем?» (ал-Ваки‘а, 64);
«…Как же прекрасно Мы расстилаем!» (аз-Зарийат, 48);
«Вы ли взращиваете деревья для него или Мы взращиваем?» (ал-Ваки‘а, 72);
«Аллах раскрывает зерно и косточку» (ал-Ан‘ам, 95);
«…Принимающего покаяния, Сурового в наказании» (Гафир, 3). Все эти атрибуты использованы в изафетах, контекст этих аятов повествовательный и не указывает на то, что они являются именами. Поэтому характеризовать Аллаха ими можно только в той форме, в которой они использованы в священных текстах.
Если мы нарекаем кого-либо именем, в начале которого стоит слово «‘абд», то обязаны выбрать одно из имен, которыми Аллах ясно назвал Себя в Коране или которыми Его нарек Посланник, мир ему и благословение Аллаха, в достоверных хадисах. Это могут быть имена, перечисленные в конце суры «ал-Хашр» или начале суры «ал-Хадид», а также встречающие в других коранических сурах. И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его род и сподвижников!
Подписавшиеся:член Комиссии:‘Абдаллах ибн Ка‘уд
член Комиссии: ‘Абдаллах ибн Гадьян
заместитель председателя Комиссии: ‘Абд-ар-Раззак ‘Афифи
председатель Комиссии: ‘Абд-аль-‘Азиз ибн ‘Абдаллах ибн Баз
Библиография.
Коран -Аль-Кур’ан аль-Кярим
Абу Давуд -Абу Давуд Сулейман ибн аль-Аш‘ас аль-Азди ас-Сиджистани. Сунан
Аджвиба -‘Абд-аль-‘Азиз ибн Мухаммад ас-Сальман. Мухтасар аль-аджвиба Аль-усулийя ‘аля-ль-‘акида аль-васитыйя
Асма ва-с-сыфат - Абу Бакр Ахмад ибн аль-Хусейн аль- Байхаки. Асма’ ва-с-сыфат
Ахмад -Абу‘Абдаллах Ахмад ибн Мухаммад Ибн Ханбаль аш-Шейбани. Муснад
`Аун аль-ма‘буд -Мухаммад Шамс аль-Хакк аль-‘Азымабади. ‘Аун аль-ма‘буд шарх Сунан Абу Давуд
Бадаи `аль-фаваид -Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн Абу Бакр Айюб аз-Зар‘и (известный как Ибн аль-Каййим аль-Джаузи). Бадаи‘ аль-фаваид. Мактаба ар-рияд аль-хадиса
Бахджа кулюб аль-абрар -‘Абд-ар-Рахман ибн Насыр ас-Са‘ди. Бахджа кулюб аль-аб-рар ва курра ‘уюн аль-ахъяр фи шарх джавами‘ аль-ахбар
Бухари -Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн Исма‘ил аль-Джу‘фи аль-Бухари. Джами‘ ас-сахих
Джами ас-сагир -Мухаммад Насыр-ад-дин аль-Альбани. Сахих аль-джами‘ ас-сагир
Ибн аль-Асир 1 -Аль-Мубарак ибн Мухаммад Ибн аль-Асир. Нихая фи гариб аль-хадис ва-ль-асар
Ибн аль-Асир 2 - Аль-Мубарак ибн Мухаммад Ибн аль-Асир. Джами‘ аль-усуль мин ахадис ар-расуль
Ибн Маджа -Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн Язид аль-Казвини (известный как Ибн Маджа). Сунан
Кава`ид аль-мусля -Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин. Кава‘ид аль-мусля фи сыфат Аллах ва асмаих аль-хусна
Камус аль-мухит -Мухаммад ибн Я‘куб аль-Фирузабади. Камус аль-мухит
Кафия аш-шафия -`Абд-ар-Рахман ибн Насыр ас-Са‘ди. Таудих аль-кяфия аш-шафия
Лисан аль-‘араб -Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб.
Мадаридж ас-саликин -Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн Абу Бакр Айюб аз-Зар’и (известный как Ибн аль-Каййим аль-Джаузи). Мадаридж ас-саликин бейн маназиль ийякя на‘буду ва ийякя наста‘ин
Маджму‘аль-фатава -Ахмад ибн ‘Абд-аль-Халим Ибн Таймийя. Маджму‘ аль-фатава
МАС -Словарь русского языка. В 4 т. / РАН ; под. ред. А. П. Евгеньевой = Малый академический словарь. 4-е изд., стереотип. М. : Русский язык, 1999.
Мисбах аль-мунир -Ахмад ибн Мухаммад аль-Файюми. Мисбах аль-мунир фи гариб аш-шарх аль-кябир
Му‘джам аль-васит -Ибрахим Мустафа, и др. Му‘джам аль-васит
Муслим -Муслим ибн аль-Хаджжадж аль-Кушейри ан-Нейсабури. Джами‘ ас-сахих
Муфрадат -Хусейн ибн Мухаммад ар-Рагиб аль-Ас-фахани. Муфрадат фи гариб аль-Кур‘ан
Мухтасар ас-сыхах -Мухаммад ибн Абу Бакр ар-Рази. Мухтар ас-сыхах
Навави -Абу Закария ибн Шараф ад-Димашки аш-Шафи‘и ан-Навави. Шарх Сахих Муслим.
Насаи -Абу ‘Абд-ар-Рахман Ахмад ибн ‘Али ибн Шу‘айб ан-Насаи. Сунан аль-кубра
Рисаля ат-тадмурийя -Ахмад ибн ‘Абд-аль-Халим Ибн Таймийя. Рисаля ат-тадмурийя
Сава`ик -Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн Абу Бакр Айюб аз-Зар’и (известный как Ибн аль-Каййим аль-Джаузи). Мухтасар ас-сава‘ик аль-мурсаля ‘аля-ль-джахмийя ва-ль-му‘аттыля
Салят ан-наби -Мухаммад Насыр-ад-дин аль-Альбани. Сыфат ас-салят ан-на-би салла-Ллаху ‘алейхи ва саллям мин ат-такбир иля-т-таслим кяаннакя тараха
Сахих Насаи -Мухаммад Насыр-ад-дин аль-Альбани. Сахих Сунан ан-Насаи
Сахих Тирмизи -Мухаммад Насыр-ад-дин аль-Альбани. Сахих Сунан ан-Тирмизи
Сахих -Мухаммад Насыр-ад-дин аль-Альбани. Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха
Таухид аль-макасид -Ахмад Ибрахим ‘Иса. Таудих аль- макасыд ва тасхих аль-кава‘ид фи шарх касыда Ибн аль-Каййим аль-маусума би-ль-кяфия аш-ша-фия фи-ль-интисар ли-ль-фирка ан-наджия
Таухид ва-ль-байан -`Абд-ар-Рахман ибн Насыр ас-Са‘ди. Таудих ва-ль-байан ли-шаджара аль-иман.
Тафсир Багави -Абу Мухаммад аль-Хусейн ибн Мас‘уд аль-Фара’ аль-Багави. Ма`алим ат-танзиль аль-ма‘руф би. Тафсир аль-Багави
Тафсир Джазаири -Абу Бакр Джабир аль-Джазаири. Айсар ат-тафасир ли-калям аль-‘Али аль-Кябир
Тафсир Ибн Кясир - Абуаль-Фида’ Исма‘ил ибн ‘Умар Ибн Кясир аль-Кураши аль-Бусрави. Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азым
Тафсир Ибн аль-Каййим -Мухаммад Увейс ан-Надави (сост.). Тафсир аль-каййим
Тафсир Са‘ди -Абд-ар-Рахман ибн Насыр ас-Са‘ди. Тайсир Аль-Кярим Ар-Рахман фи Тафсир кялям Аль-Маннан
Тирмизи -Абу‘Иса Мухаммад ибн ‘Иса ат-Тирмизи. Сунан
Фатх Аль-Бари -Абу аль-Фадль Ахмад ибн ‘Али Ибн Хаджар аль-Кинани аль-‘Аскаляни. Фатх Аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари
Фатх Аль-Кадир -Мухаммад ибн ‘Али ибн Мухаммад аш-Шаукани. Фатх Аль-Кадир аль-джами‘ бейн фанней ар-ривая ва-д-дирая мин ‘ильм ат-тафсир
Фатх Аль-Маджид -Абд-ар-Рахман ибн Хасан ан-Наджди. Фатх Аль-Маджид шарх китаб ат-таухид
Хади аль-арвах - Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн Абу Бакр Айюб аз-Зар’и (известный как Ибн аль-Каййим аль-Джаузи). Хади аль-арвах иля биляд аль-афрах
Хакк аль-вадых аль-мубин - Абд-ар-Рахман ибн Насыр ас-Са‘ди. Хакк аль-вадых аль-мубин фи шарх таухид аль-анбия ва-ль-мурсалин
Шарх ан-нунийя -Мухаммад Халиль Харрас. Шарх аль-касыда ан-нунийя