Царь, Властелин, Обладающий властью.
Царь ................................................................. الملك
Властелин ........................................................ المليك
Обладающий властью ...................................................... ملك الملك
Всевышний сказал: «Превыше всего Аллах, Истинный Царь! Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона» (ал-Му’минун, 116);
«…на седалище истины возле Всемогущего Властелина» (ал-Камар, 55);
«Скажи: “О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо — в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь”» (Ал ‘Имран, 26).
Обладание властью проявляется в величии, гордости, могуществе и правлении. Он единолично творит и повелевает, вознаграждает и наказывает. Ему принадлежат высший и низший миры, и все творения являются Его рабами и нуждаются в Нем. Он сотворил творения благодаря Его господству, подчинил их благодаря Его власти и обратил в рабов благодаря тому, что достоин поклонения. Задумайся же над той славой и тем величием, которые самым удивительным и прекрасным образом заключены в этих трех именах. Господь людей, Царь людей, Бог людей — эти три выражения включают в себя все принципы веры и значения Его прекрасных имен.
Царь — Повелевающий и Запрещающий, Дарующий могущество и Унижающий. Он управляет делами Его рабов, как Ему угодно, и ворочает ими, как пожелает. Значения этого качества указывают на такие прекрасные имена, как Выправляющий, Гордый, Справедливый Судья, Судия, Понижающий и Повышающий, Дарующий могущество и унижающий, Великий, Величественный, Большой, Требующий отчета, Славный, Покровитель, Превознесшийся, Обладающий властью, Справедливый, Собирающий и др.
Таким образом, имена Господь, Аллах и Царь включают в себя значения всех прекрасных имен Всевышнего, и тот, кто ищет защиты посредством этих трех имен, действительно заслуживает того, чтобы его защитили и уберегли от наущений шайтана, исчезающего при поминании Господа. И если Аллах является нашим Единственным Господом, Царем и Богом, то в трудные минуты нам не следует устремляться ни к кому, кроме Него, и никто не сможет защитить нас от Него. И нет у нас другого Бога, достойного поклонения, кроме Него. Посему никто другой не заслуживает того, чтобы к нему взывали и на него надеялись, чтобы его боялись и любили. Никто другой не заслуживает унижения, смирения и упования. Надежды и страха, мольбы и упования заслуживает только тот, кто заботится о тебе, устраивает твои дела и покровительствует тебе, либо тот, кому ты приходишься истинным рабом, либо тот, кто является твоим богом, без кого тебе не прожить даже мгновения ока, в ком ты нуждаешься больше, чем в жизни и душе. Аллах — Единственный Господь, и нет на свете другого господа. Он — Истинный Царь людей, и все они приходятся Ему рабами. Он — Истинный Бог, Бог людей, и никто иной не заслуживает их поклонения. И если Он является их Господом, Царем и Богом, то им не подобает искать защиты и помощи у кого-либо иного. Им не должно прибегать к покровительству кого-либо, кроме их Покровителя, ведь им достаточно Его помощи и поддержки. Он устраивает все их дела благодаря Его господству, власти и божественности. Как может раб во время несчастий и при приближении врага не искать защиты у своего Господа, Царя и Бога?!
Литература, использованная при разъяснение этих имен Аллаха:
[Бадаи‘ аль-фаваид, т. 2, с. 249]
[Бадаи‘ аль-фаваид, т. 2, с. 248]
39 Единственныйالواحد, Единыйالأحد
Всевышний сказал: «Скажи: “Он — Аллах Единый”» (ал-Ихлас, 1);
«Скажи: “Аллах — Творец всякой вещи. Он — Единственный, Всемогущий”» (ар-Ра‘д, 16).
Это — Тот, Кто обладает всеми качествами совершенства и не разделяет их с другими. Рабы обязаны признавать Его единство в душе, на словах и на деле. Для этого они должны верить в Его абсолютное совершенство и посвящать обряды поклонения только Ему одному.
Единый — Тот, Кто единичен в обладании всяким совершенством, славой и величием, красотой и похвальностью, мудростью и милосердием, а также другими качествами совершенства. Он не имеет равных и подобных Себе в этом, и нет никого, кто соответствовал бы Ему в этом в той или иной форме. Он один в своем существовании и господстве. Его знание и могущество, величие и слава, красота и похвальность, мудрость, милосердие и остальные качества уникальны, и в каждом из них Он отличается высшей степенью совершенства.
Проявлением Его единственности является то, что Он самодостаточен. Это значит, что Он — Совершенный Господь, Великий Господин, обладающий всеми атрибутами совершенства. И каждый из них присущ Ему в самой совершенной форме, и даже часть этих атрибутов творения не способны ни постичь своими сердцами, ни выразить словами.
Литература, использованная при разъяснение этих имен Аллаха:
[Тафсир Са‘ди, т. 5, с. 620]
[Бахджа кулюб аль-абрар, с. 291]
40 Гордыйالمتكبر
Всевышний сказал: «Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Царя, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи» (ал-Хашр, 23).
Это — Тот, Кто по причине Своего величия и Своей гордости превозносится над злом, недостатками и пороками.