Милостивый, Милующий, Великодушный, Самый великодушный, Сострадательный.
Милостивый .................................................. الرحمٰن
Милосердный ................................................. الرحيم
Великодушный ................................................ الكريم
Самый великодушный ...................................... الأكرم
Сострадательный .......................................... الرؤوف
Всевышний сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милующему» (ал-Фатиха, 2-3);
«Кто благодарен, тот благодарен во благо себе. А если кто непризнателен, то ведь мой Господь — Богатый, Великодушный» (ан-Намл, 40);
«Аллах предостерегает вас от Самого Себя. Аллах сострадателен к рабам» (Ал ‘Имран, 30).
Шейх ‘Абд ар-Рахман ибн Насир ас-Са‘ди в книге «Тайсир ал-Карим ар-Рахман» (5/621) пишет: «Милостивый, Милующий, Добродетельный, Великодушный, Щедрый, Сострадательный, Дарующий — эти имена обладают схожим смыслом, и каждое из них свидетельствует о том, что Господь обладает милостью, добротой, щедростью и великодушием. Его милосердие безгранично, Его дары щедры, а Его милость объемлет все сущее в соответствии с божественной мудростью. Но значительная и самая славная часть ее предназначена только для правоверных, поскольку Он сказал: «Моя милость объемлет все сущее. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны» (ал-А‘раф, 156). Все блага и щедроты — результат Его милости, щедрости и великодушия, все прелести мирской и будущей жизней — тоже результат Его милости».
Комментируя слова Всевышнего «Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости — научил человека тому, чего тот не знал» (ал-‘Алак, 3-5), Ибн Таймиййа пишет: «Аллах сообщил, что великодушие является одним из Его качеств, и назвал Себя Самым великодушным после того, как сообщил о сотворении [мира и человека — Прим. переводчика]. Тем самым Господь дал понять, что оказывает милость творениям и позволяет им достичь славных целей.
Всевышний сказал: «…Который сотворил [все сущее] и всему придал соразмерность, Который предопределил судьбу [творений] и указал путь» (ал-А‘ла, 2-3);
«Господь наш — Тот, Кто придал облик всякой вещи, а затем указал всему путь» (Та ха, 50);
«…Который сотворил меня и ведет прямым путем» (аш-Шу‘ара, 78).
Сотворение подразумевает начало, а щедрость — конец. В суре «ал-Фатиха» вначале называется имя Господь миров, а потом — имена Милостивый, Милующий. Слово «великодушие» объединяет в себе достоинства и добродетели. Оно не просто указывает на щедрость — щедрость лишь дополняет его смысл. И как доброе отношение к другим есть совершенство добродетели, так и великодушие есть изобилие щедрости. <…> Пречистый Аллах сообщил, что Он — Наищедрейший. Это слово употреблено в форме имени прилагательного в превосходной степени и с определенным артиклем, что указывает на то, что только Аллах заслуживает такой атрибут. Если бы перед ним не было определенного артикля, как если бы аят звучал ‘ва раббука акрам’, то это не подчеркивало бы ограничение его смысла. Употребление определенного артикля указывает на то, что это имя относится только к Аллаху. Причем Аллах не сказал, что Он великодушнее кого-либо или чего-либо. Он употребил атрибут в самом широком смысле, ничем не ограничив его смысл. Это значит, что Его великодушие проявляется в наивысшей степени: оно не имеет предела и лишено всяких недостатков». (Ибн Таймиййа. Маджму‘ ал-фатава. Т. 16. С. 293-296.)
Литература, использованная при разъяснение этих имен Аллаха:
[Тафсир Са‘ди, т. 5, с. 621]
[Маджму‘ аль-фатава, т. 16, с. 293–296]
32 Судия, Раскрывающий, Дарующий победу الفتاح
Всевышний сказал: «Скажи: “Наш Господь соберет всех нас, а потом рассудит между нами по справедливости, ибо Он — Раскрывающий (или Судия), Знающий”» (Саба, 26).
Слово «фатих» означает «судья». Слово «фаттах» имеет схожий, но усиленный смысл. Это — Добродетельный и Щедрый Судья, и это качество проявляется, с одной стороны, в законах религии и справедливого возмездия, а с другой — в законах предопределения.
Установив законы религии, Аллах устами посланников узаконил все, в чем нуждаются люди, — в том числе для того, чтобы следовать прямым путем. Верша законы возмездия, Аллах разрешает споры между Его пророками и их противниками, между Его возлюбленными и их врагами. Он спасает пророков и их последователей, оказывая им милость, и подвергает наказанию их врагов, унижая их. А в День воскресения Он вынесет приговор в отношении творений, воздав всем творениям за их деяния.
Установив законы предопределения, Аллах предопределил все доброе и злое, хорошее и дурное, что произойдет с Его рабами, — все, что они получат и чего лишатся. Всевышний сказал: «Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него. Он — Могущественный, Мудрый» (Фатир, 2). Всевышний Господь — Знающий Судия, раскрывающий перед покорными рабами сокровищницы Его щедрости и великодушия, а перед Его врагами — то, что противно этому. И всё потому, что Он руководствуется либо милостью, либо справедливостью.
Литература, использованная при разъяснение этого имени Аллаха:
[Хакк аль-вадых аль-мубин, с. 83]
[Шарх ан-нунийя, т. 2, с. 107]
33 Кормилец الرازق АрРазик, Наделяющий уделом الرزاق Ар-Раззак
Слово «раззак» является формой с усиленным смыслом от слова «разик», что указывает на щедрость и изобилие. Ар-Раззак (Наделяющий уделом) — одно из имен Пречистого Аллаха. Коран гласит: «Воистину, Аллах — Наделяющий уделом» (аз-Зарийат, 58);
«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (Худ, 6).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, же сказал: «Поистине, Аллах — Устанавливающий цены, Удерживающий, Простирающий, Наделяющий уделом» (Абу Давуд). Ниспосылаемый рабам удел бывает всеобщим и особым.
1. Всеобщий удел получают все творения. Это — то, в чем они нуждаются для существования и продолжения жизни. Аллах облегчил им поиски пропитания и позволил их организмам усваивать его. Он доставляет все необходимые вещества к каждому из органов, независимо от его величины. Все это относится к праведникам и грешникам, мусульманам и неверующим. Более того, это относится ко всем людям, джиннам, ангелам и животным. С другой стороны, в отношении творений, несущих ответственность за свои деяния, общий удел может быть дозволенным, за который рабы не несут ответственности, и запрещенным. Этот последний тоже именуется уделом и даром. Иными словами, мы называем заработок уделом от Аллаха, независимо от того, каким способом он был добыт: дозволенным или запрещенным. Абсолютно все считается уделом от Него.
2. Особым уделом называются те блага, которые приносят пользу не только в этом мире, но и в Последней жизни. Люди получают такой удел через Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и его можно разделить на два вида.
К первому относится удел для сердец: истинные знания и вера. Человеческие сердца испытывают безграничную нужду в познании истины, поклонении Аллаху и обожествлении Его. Благодаря этим качествам души обогащаются и перестают быть ущербными. Ко второму виду относится удел для плоти — дозволенные блага, за которые люди не несут ответственности. Удел, которым Аллах отмечает верующих, о котором они молят Его, касается как материальных, так и духовных благ. Поэтому, когда раб просит своего Господа об уделе, ему следует иметь в виду оба вида благ. Прося об уделе, мы просим все то, что способно привести в порядок сердце, т.е. знания, верное руководство и веру, подразумевающую праведные поступки и высокие нравственные качества. Вместе с тем мы просим то, что может привести в порядок наши тела, т.е. здоровую и дозволенную (халал) пищу, которая не обременит нас и не повлечет за собой неприятных последствий.
Литература, использованная при разъяснение этих имен Аллаха:
[Хакк аль-вадых аль-мубин, с. 85–86]
[Шарх ан-нунийя, т. 2, с. 108]
[Таудих аль-макасид, т. 2, с. 234]
34 Живойالحي, Вседержительالقيوم
Пречистый Аллах сказал: «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя» (ал-Бакара, 255);
«Алиф. Лам. Мим. Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя» (Ал ‘Имран, 1-2);
«Лица смирятся перед Живым, Вседержителем, и разочарование постигнет тех, кто понесет бремя несправедливости» (Та ха, 111).
Эти два прекрасных имени идеально подходят друг другу, и поэтому Аллах упомянул их вместе сразу в нескольких аятах Корана. Объясняется это тем, что они указывают на все качества совершенства. Живой — Тот, Чья жизнь совершенна, и это указывает на все качества, связанные с божественной сущностью, такие как знания и могущество, сила и воля, величие и возвышенность. Вседержитель — Тот, Чье господство (каййумиййа) совершенно. Это качество имеет два значения:
а) самодостаточность, величие и отсутствие всякой нужды в творениях;
б) поддержание земли, небес и всех обитающих на них творений. Аллах сотворил их, наделив всем необходимым для благополучного существования. Он нисколько не нуждается в них, но они всесторонне нуждаются в Нем. Живой Вседержитель — Тот, Кто обладает всеми качествами совершенства и творит, что пожелает.
Литература, использованная при разъяснение этих имен Аллаха:
[Хакк аль-вадых аль-мубин, с. 87–88]
[Шарх ан-нунийя, т. 2, с. 109]
[Таудих аль-макасид, т. 2, с. 236]
35 Свет небес и земли نور السموات والأرض
Всевышний сказал: «Аллах — Свет небес и земли. Его свет [в душе верующего] подобен нише, в которой находится светильник. Светильник заключен в стекло, а стекло подобно жемчужной звезде. Он возжигается от благословенного оливкового дерева, которое не [освещается солнцем] только с востока или только с запада. Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнем. Один свет поверх другого! Аллах направляет к Своему свету, кого пожелает» (ан-Нур, 35).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, же говорил: «О Аллах, хвала Тебе одному. Ты — свет небес, земли и тех, кто [обитает] в них…» (ал-Бухари и Муслим).
В другом хадисе говорится: «Поистине, Могучий и Великий Аллах не спит, и не подобает Ему спать. Он поднимает и опускает весы (т. е. т. е. чаши весов, на которых взвешиваются восходящие деяния рабов и ниспосылаемый им удел — Прим. переводчика). Совершенные ночью деяния возносят к Нему прежде, чем деяния, совершенные днем, а деяния, совершенные днем, возносят к Нему прежде, чем деяния, совершенные ночью. Его покрывало из света, и если Он приподнимет его, то сияние Его Лика сожжет все творения, на которые попадет Его взор» (Муслим).
Шейх ‘Абд ар-Рахман ибн Насир ас-Са‘ди пишет: «Одним из великих имен и качеств Аллаха является свет. Аллах, обладающий величием и щедростью, также обладает светом и сиянием. Если приподнять покрывало с Его Лика, то сияние его сожжет все творения, на которые попадет Его взор. Он освещает все миры. Свет Его Лика уничтожает мрак. Благодаря нему освещены Трон, Престол, семь небес и вся Вселенная.
Божественный свет бывает материальным и духовным. Благодаря первому освещены все миры. Духовный свет освещает сердца и души посредством Корана и сунны, которые принес Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Изучение их и совершение праведных деяний в соответствии с ними освещает сердца, слух и взоры. Этот свет не покидает раба ни в этом мире, ни в Последней жизни. Аллах направляет к Своему свету, кого пожелает. Он назвал Себя Светом небес и земли, а также нарек светом Свое Писание, Своего Посланника и Свое откровение. <…> Ибн ал-Каййим предостерегал от обольщения, в которое впали представители суфизма, не различающие между светом [божественных] качеств с одной стороны и светом веры и знания с другой стороны. Они стали поклоняться, не различая между истиной и ложью, не имея истинных познаний, и свет поклонения замерцал в их сердцах, ведь поклонение всегда освещает сердца. Они приняли его за свет божественной сущности, стали терять сознание и говорить ужасные слова. Все это было следствием невежества, обольщения и заблуждения.
Но обладающие знанием и верой, различающие между ложью и заблуждением, знают разницу между светом божественной сущности и качеств и между сотворенным светом — как материальным, так и духовным. Они признают, что свет качеств Создателя не отделяется от Его сущности и не передается творениям. Аллах бесконечно далек от всего, что говорят о нем несправедливые люди!
В то же время сотворенный свет характеризует творения в зависимости от породивших его причин и вложенного в него смысла. Так, Аллах освещает сердце верующего, когда его вера достигает совершенства, и тот начинает постигать сущность вещей, отличая истину ото лжи. Этот свет становится основным компонентом жизни раба, придавая ему силы для постижения знаний и совершения праведных деяний. Помимо того, он избавляется от сомнений, вредящих его знаниям и убежденности, и страстей, порождаемых небрежностью и темнотой. Его сердце, слова и поступки наполняются светом, который окружает его со всех сторон. В то же время неверующие, лицемеры, те, которые возражают [против истины] или беспечно отворачиваются от нее, ступают ощупью во мраке, и чем больше причин, обрекающих их на такое положение, тем гуще окружающий их мрак. И только Аллах способен наставить на прямой путь!» (Са‘ди. Ал-Хакк ал-вадих ал-мубин. С. 93-95.)
Литература, использованная при разъяснение этого имени Аллаха:
[Маджму‘ аль-фатава, т. 6, с. 382–396]
[Хакк аль-вадых аль-мубин, с. 93–95]
[Шарх ан-нунийя, т. 2, с. 114]
[Таудих аль-макасид, т. 2, с. 237]
36 Господь الرب
Всевышний сказал: «Скажи: “Неужели я стану искать другого господа помимо Аллаха, в то время как Он — Господь всякой вещи?”» (ал-Ан‘ам, 164).
Это — Тот, Кто заботится обо всех рабах, управляя их судьбами и одаряя их всевозможными благами. Особую заботу Аллах проявляет о Его избранниках, приводя в порядок их сердца, души и нравственный облик. Поэтому в своих молитвах они часто называют Его этим славным именем, надеясь на Его особую заботу.
Господь — Всемогущий, Творец, Создатель, Дарующий облик, Живой, Вседержитель, Знающий, Слышащий, Видящий, Добродетельный, Наделяющий благами, Щедрый, Одаряющий и Лишающий, Вредящий и Приносящий пользу, Выдвигающий вперед и Отбрасывающий назад. Он вводит в заблуждение и наставляет на прямой путь, кого пожелает, наделяет счастьем и делает несчастным, кого пожелает, одаряет могуществом и унижает, кого пожелает. Господство Аллаха имеет и другие значения, указывающие на соответствующие им прекрасные имена, которых Он достоин.
37 Аллахالله
Это — Тот, Кто заслуживает обожествления и поклонения. Все творения обязаны обожествлять Его и поклоняться Ему, потому что Он обладает божественными качествами, т.е. качествами совершенства.
Он — Тот, Кто обладает всеми совершенными качествами и славными атрибутами. Это имя объединяет все остальные прекрасные имена, и поэтому утверждение о том, что имя «Аллах» произошло от слова илях (бог), вполне справедливо. Этого мнения придерживался Сибавайх и большинство его учеников, и достоверно, что имя «Аллах» объединяет в себе все значения прекрасных имен и возвышенных качеств.