Перечень вопросов к кандидатскому экзамену
Перечень вопросов к кандидатскому экзамену
(естественные науки, 2017 г.)
1.Естествознание в системе науки. Уровни естественнонаучного познания. (УК – 1, УК -2)
2.Классификация методов естественнонаучного познания. (УК – 1, УК -2)
3.Внутренняя логика и динамика развития естествознания. (УК – 1, УК -2)
4.Естественные и технические науки. (УК – 1, УК -2)
5. Естественно-научная картина мира. (УК – 1, УК -2)
6. Естественнонаучная, наддисциплинарная и натурфилософская сторона синергетики. (УК – 1, УК -2)
7.Сущность живого и проблема его происхождения. (УК – 1, УК -2)
8.От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму. (УК – 1, УК -2)
9. Проблема системной организации в биологии. (УК – 1, УК -2)
10.Биология в контексте философии и методологии науки ХХ - начала XXI вв. (УК – 1, УК -2)
11.Развитие теоретических концепций сельского хозяйства в ХХ - начале XXI вв. (УК – 1, УК -2)
12. Техника и наука как составляющие цивилизационного процесса. (УК – 1, УК -2)
13. Эволюция технических наук во второй половине ХХ - начале XXI вв. (УК – 1, УК -2, УК - 5)
14.Исследование и проектирование сложных «человеко-машинных» систем (УК – 1, УК -2)
15.Философия техники в новой парадигматике культуры. (УК – 1, УК -2)
16. Человек и природа в социокультурном измерении. (УК – 1, УК -2)
17. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентаций культуры. (УК – 1, УК -2)
18. Предмет экофилософии. (УК – 1, УК -2)
19.Экологические основы хозяйственной деятельности. (УК – 1, УК -2)
20.Экологические императивы современной культуры. (УК – 1, УК -2)
ПРОГРАММА
Естествознание в системе науки. Уровни естественнонаучного познания. (УК – 1, УК -2)
Естествознание как раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления. Предмет естествознания. Отличие естествознания от технических наук и математики. Вклад классической механики И. Ньютона, А. Лавуазье, Г.Лейбницем в развитии количественных измерений в науке. А. Пуанкаре о конвенциональности законов природы. Эмпирический и теоретический уровни естественнонаучного познания. Структура научного познания.
Научный факт, обобщение, гипотеза, теория. Особенности естественнонаучного знания: истинность, систематизированность, верифицируемость, проверяемость, и т.д. Элементы научного знания: факты, закономерности, теории, научные картины мира. Способы обоснования полученного эмпирического знания. Научный стиль рациональности, систематичность и обоснованность научной деятельности.
Классификация методов естественнонаучного познания. (УК – 1, УК -2)
Специфика методологии естественнонаучного познания. Определение метода. Основные исторические вехи развития методологии науки: Р.Декарт, Ф. Бэкон, Г. Гегель, А. Пуанкаре. Методологическое основание различия естественных и социально-гуманитарных наук. (В. Дильтей).
Эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод) методы научного познания. Различия всеобщих (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, классификация, общенаучных (наблюдение, научный эксперимент) и конкретно-научных методов в естественных науках. О соотношении эмпирического и теоретического уровней исследования в естествознании.
Внутренняя логика и динамика развития естествознания. (УК – 1, УК -2)
Внешние и внутренние факторы развитие науки. Особенность внутренней динамики развития науки на каждом из уровней исследования. Кумулятивный характер эмпирического уровня научного познания. Скачкообразный характер развития теоретического знания. Проблема смены научных концепций (Т.Кун). Отличие научной и научно-технической революций. Концепция «исследовательских программ» И.Лакатоса. Переход от концептуального подхода к унивесалистскому при формировании естественнонаучной картины мира.
Исследование и проектирование сложных «человеко-машинных» систем (УК – 1, УК -2)
Системный анализ и системотехника, эргономика и инженерная психология, техническая эстетика и дизайн. Образование комплексных научно-технических дисциплин. Экологизация техники и технических наук. Проблема оценки воздействия техники на окружающую среду. Инженерная экология.
СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ
(Тезис-конспект)
Перечень вопросов к кандидатскому экзамену
(естественные науки, 2017 г.)
1.Естествознание в системе науки. Уровни естественнонаучного познания. (УК – 1, УК -2)
2.Классификация методов естественнонаучного познания. (УК – 1, УК -2)
3.Внутренняя логика и динамика развития естествознания. (УК – 1, УК -2)
4.Естественные и технические науки. (УК – 1, УК -2)
5. Естественно-научная картина мира. (УК – 1, УК -2)
6. Естественнонаучная, наддисциплинарная и натурфилософская сторона синергетики. (УК – 1, УК -2)
7.Сущность живого и проблема его происхождения. (УК – 1, УК -2)
8.От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму. (УК – 1, УК -2)
9. Проблема системной организации в биологии. (УК – 1, УК -2)
10.Биология в контексте философии и методологии науки ХХ - начала XXI вв. (УК – 1, УК -2)
11.Развитие теоретических концепций сельского хозяйства в ХХ - начале XXI вв. (УК – 1, УК -2)
12. Техника и наука как составляющие цивилизационного процесса. (УК – 1, УК -2)
13. Эволюция технических наук во второй половине ХХ - начале XXI вв. (УК – 1, УК -2, УК - 5)
14.Исследование и проектирование сложных «человеко-машинных» систем (УК – 1, УК -2)
15.Философия техники в новой парадигматике культуры. (УК – 1, УК -2)
16. Человек и природа в социокультурном измерении. (УК – 1, УК -2)
17. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентаций культуры. (УК – 1, УК -2)
18. Предмет экофилософии. (УК – 1, УК -2)
19.Экологические основы хозяйственной деятельности. (УК – 1, УК -2)
20.Экологические императивы современной культуры. (УК – 1, УК -2)
ПРОГРАММА