Основные законы и категории диалектики, их мировоззренческая и методологическая роль.
Диалектика – мир изменяется, находится в движении.
Метафизика – мир статичен, неизменен. Гегель ввел понятие метафизики как противоположность диалектики.
Формы диалектики:
1) Античная (наивная) – Гераклит.
2) Классическая немецкая – Гегель.
3) Материалистическая диалектика Маркса (маркситсткая).
4) Современная диалектика. Опирается не только на марксистскую, но и на естествознание.
Диалектика – учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанных на этом учении методов мышления.
Законы диалектики.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. Противоречие – это взаимодействие противоположностей. В материалистической диалектике противоречие представляет собой динамический процесс, который в своем развитии проходит три этапа: возникновение, собственно развитие и разрешение.
1. Возникновение противоречий. Процесс возникновения противоречия описывается с помощью категорий:
Тождество – это совпадение, равенство (разные предметы) или его тождественность самому себе (один предмет). Тождество всегда относительно. Это означает, что между предметами всегда существует разность.
Различие – категория, отражающая разность предметов. Ей характеризуется не столько несовпадение предметов, сколько тенденция нарастания их разности в процессе развития, что в результате приводит к их противоположности.
Противоположность – это различия между предметами, выросшие до предельных размеров в том смысле, что они оформились в определенный субстрат (элемент системы), который принуждает своей активностью (своим существованием) предметы, находящиеся в единстве (то есть в системе), развиваться в противоположных направлениях. С появлением противоположностей оформляется структура противоречия и завершается этап его возникновения.
2. Развития противоречий. Для характеристики этого этапа обычно используют два ряда понятий:
Единство и борьба противоположностей. Данные понятия используются для раскрытия механизма развития противоречия. Единство и борьба – это две стороны процесса взаимодействия противоположностей. Единство противоположностей может быть понято трояко: а) две противоположности находятся в единой системе; б) взаимодополнение и взаимопроникновение в функционировании системы; в) результат снятия их борьбы. Борьба противоположностей – это их постоянное противодействие.
Гармония, дисгармония, конфликт. Понятия, обозначающие, в какой форме происходит развитие противоречия, а так же состояние этого развития. Развитие противоречия может осуществляться как в одном из данных состояний, так и с их последовательным чередованием. Гармония – определенный порядок взаимодействия противоположностей, основанный на их связи и позволяющий системе развиваться. Дисгармония – существуют деформаций в развитии противоречия, которые приводят к некоторым нарушениям в функционировании системы. Конфликт – столкновение противоположностей достигает предела, за которым происходит разрушение существенных связей и крушение системы.
3. Разрешение противоречий. Он происходит путем отрицания: а) состояния, в котором оно находилось прежде; б) одной из противоположностей; в) обеих противоположностей.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона раскрывается с помощью следующих категорий:
Качество – это внутренняя определенность предмета (специфика), а так же совокупность существенных свойств предмета, отражающих его коренное отличие от других предметов.
Свойство – отражает проявление отдельных сторон качества предмета во внешней среде.
Количество – это степень развития свойств и пространственно-временных границ предмета, а та же его внешняя характеристика качества.
Мера – характеристика предмета в его качественной и количественной форме, она определяет те количественные границы, в которых качество предмета сохраняется.
Количественные изменения предмета, то есть прибавление к нему или убавление от него вещества, энергии, информации, непрерывны до тех пор, пока они не перейдут меру предмета.
Качественные изменения представляют собой коренное преобразование существенных свойств предмета.
Скачок – это разрыв непрерывности количественных изменений, дающий начало новому качеству.
Закон отрицания отрицания.
Закон отрицания отрицания объясняет направление развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Основная категория закона – отрицание. Под отрицанием понимается переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса: что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-то создается новое.
Устанавливаемое на основе данного закона направление развития оказывается зависимым от цикличности как способа закономерной связи в цепи отрицаний. Каждый цикл отрицаний состоит из трех стадий: а) исходное состояние объекта; б) его превращение в свою противоположность; в) превращение этой противоположности в свою противоположность.
Условием действия этого закона является рассмотрение прогрессивного развития в аспекте отрицания, а признаком его действия является завершение цикла отрицания, когда обнаруживается преемственность между исходным состоянием объекта и его существованием после второго отрицания.
Категории.
Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.
В современной диалектике к базовым категориям относят:
Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.
Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.
Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.
Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.
Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.
Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.
Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.
Возможность - это предпосылка возникновения того или иного явления, его потенциальное существование.
Действительность - это реализованная возможность.
41). Понятие причинности в философии. Детерминизм и индетерминизм.
О категориях «причина» и «следствие» уже говорилось, однако, в дополнение надо отметить, что они есть суть детерминизма.
Детерминизм – учение об объективной, закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
Детерминизм – это и научный метод, и способ объяснения явлений в окружающем нас мире, их причино-следственный характер.
Само понятие «причинно-следственная связь» усложнилось в XX в. Ранее в науке господствовал механистический детерминизм, для которого было характерно очень жесткое понимание причинных связей, исключавшее случайность. Все процессы определялись предыдущим состоянием явления, отсюда делался вывод о возможности точного предсказания развития явления.
Жизнь показала, что принцип статической детерминации с большей степенью вероятности отражает объективно сложный, многовариантный характер общественного развития.
Современное понимание детерминизма, базирующееся на новейших достижениях науки (в частности, изучении особенностей микромира) исходит из того, что причина и следствие не обязательно должны быть связаны жесткими и однозначными связями.
Все явления и процессы в мире связаны между собой, философский принцип детерминизма выражает эту взаимосвязь. Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности явлений и событий. Слово "детерминизм" происходит от латинского determinare – "определять", "отделять". Первые представления о связи между явлениями и событиями основывались на повседневной жизни людей, они нашли выражение в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.
Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает, что случайность объективно существует. Следствием механистического детерминизма стал фатализм – учение о всеобщей предопределенности явлений и событий.
Детерминизм индетерминизм в философии кратко определяются как противоположные понятия относительно обусловленности свободы человека, его выбора и вопроса ответственности. Индетерминизм рассматривает волю человека как независимую силу.
ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare — определять) — противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Детерминизмом называется учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Последовательный детерминизм утверждает объективный характер причинности. Для индетерминизма характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме — отрицание причинности вообще).
42). Проблема сознания в философии. Сущность структура, происхождение сознания и его социально-историческая природа.
Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день.
В идеализме сознание идеальное и истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая.
Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности.
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:
1. сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
2. сознание присуще всем живым организмам;
3. сознание - свойство исключительно человеческое.
1) Согласно космической (божественной) точке зрения, сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.
2) Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
• многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.), сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
• животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.
3) Согласно «человеческой» точке зрения, сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.
Согласно материалистической философии и психологии, сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Здесь сознание связано с понятием "отражение". Основываясь на предпосылках человеческого сознания в природе, В.И. Ленин выдвинул идею об отражении как всеобщем свойстве материи. В ходе развития диалектико-материалистической философии и науки идея об отражении как всеобщем свойстве материи получила свое обоснование и конкретизацию. Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня:
- отражение в неживой природе,
- на биологическом уровне и
- социальное.
В неживой природе отражение проявляется виде физикохимических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции).
В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы - ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия - безусловные и условные (инстинкты - половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условнорефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую - слова-понятия (это уже возникновение сознания).
Высшая форма отражения - социальная (сознание).
Итак, отражение - это способность материальных объектов воспринимать определенные воздействия окружающей среды, изменяться под влиянием этих воздействий, сохранять в своей Структуре особенности воздействующих объектов и проявлять свое внутреннее содержание в ответной реакции.
Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза.
Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин - теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.
Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.
Согласно теистической концепции происхождения человека в акте божественного творения.
Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная. Здесь тоже есть расхождения и деления:
1) трудовая теория (Ч. Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;
2) человек - результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;
3) человек возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного - home sapiens.
Согласно трудовой теории, изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.
Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующаяся орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:
1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;
2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.
Итак, сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все четыре аспекта отношения сознания к материи - исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный.
43). Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Структура познания.
Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.
Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии.
Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.
Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.
В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.
Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.
Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.
Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет — часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является человек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии — на его происхождение, культурологии — на культуру, этнографии — на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д.
От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».
Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний.
Призраки познания.
Идолы познания – это помехи, которые стоят на пути познания: Идолы рода (это помехи познания, свойственные всему человеческому роду; ограниченность органов чувств человека, ограниченность разума), Идолы театра (это помехи познания, связанные влиянием авторитетов; влиятельное мнение может исказить истину), Идолы пещеры (каждый человек воспринимает не весь мир, а только часть его, как будто видит его из своей пещеры; его видение мира обусловлено эпохой и культурой того общества, в котором он живет, уровнем его образования социального положения и т.д.), Идолы рыночной площади (Идолы рыночной площадки. Помехи познания, вызванные неправильным употреблением слов).
В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание.
На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности.
Рациональное познание, которое наиболее полно воплощается в мышлении человека, представляет собой активный творческий процесс познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий.
44). Многообразие форм познания. Рационально и иррациональное в познании. Вера и знание.
Структура иррационального: вера, интуиция, здравый смысл, воображение, бессознательное.
Антитеза рационального – одностороннее понимание самой рациональности.
Открытая рациональность – способность рациональности к самокритике, принятию новых идей.
Виды рациональности: логическая, эмпирическая, оперативная, нормативная.
Процесс познания осуществляется в единстве чувственного, рационального и иррационального. Главным образом познание осуществляется чувственно и рационально. Но когда встречается ситуация, когда не возможно осмыслить рационально, то реализуется иррациональное познание.
Чувственное – способность субъекта получать информацию об объекте с помощью органов чувств в формах чувствительного образа. Основными формами чувствительного познания являются ощущение, восприятие, представление.
- ощущения – формы чувственности в которой воспроизводятся отдельные свойства, признаки присущие объекту. В ощущении не представлен целый образ, объект как таковой . следовательно ощущение вырабатывается автоматически дополняется и мы видим целый объект – восприятие. Ощущение чаще всего дано с помощью знаков, символов.
- Восприятие – наглядный образ объекта. Обладает изомороризмом. Присутствует некоторое сходство с объектом. Восприятие вырабатывается как сознанием, так и психологической деятельностью. Восприятие присуще и животным. Восприятие как общественно, так и индивидуально.
- Представление – воспроизводимое с помощью памяти в отсутствии объекта – изображение объекта, его образ.
Признаки: 1)отсутствие непосредственной связи с объектом; 2) образ типизируется (обобщается); 3) включается в работу память – возможна комбинация образов, построение новых образов и как следствие творчества и способность воображать.
Рациональное – 3 формы: понятие, суждение и умозаключение. Рациональное предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции. Именно рациональное познание обеспечивает существование науки и философии.
- понятие – исходная абстракция – форма мысли, мыслительной деятельности, в которой выделяется по общему принципу определенные классы предметов и в то же время фиксируются отличия свойств этого класса предметов по отношению к другим.
- Суждение
- Умозаключение.
Иррациональное – особый механизм познания на уровне бессознательных структур психики (интуиция) – акт подсознательного поиска. Идет открытие кардинально новых истин и знаний, к которым нельзя прийти логически.
Знание претендует на адекватное отражение действительности. Оно воспроизводит объективные закономерные связи реального мира, стремится к отбрасыванию ложной информации, к опоре на факты.
Вера— это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательства принятии тех или иных положений, норм, истин. Как психологический акт, вера проявляется в состоянии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения. Как внутреннее духовное состояние — требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит, например: в справедливость, в нравственную чистоту, в мировой порядок, в добро.
Соотношение знания (разума) и веры не может быть решено в пользу одной или другой компоненты. Как знание не может заменить веру, так и вера не может заменить знание. Нельзя верой решить проблемы физики, химии, экономики. Однако вера как доинтеллектуальный акт, досознательная связь субъекта с миром предшествовала появлению знания. Она была связана не с понятиями, логикой и разумом, а с чувственно-образным фантастическим восприятием мира. Религия — это вера в сверхъестественное.
Если вера отрывалась от религиозной принадлежности, то в составе познавательного процесса она обозначала убежденность в правоте научных выводов, уверенность в высказанных гипотезах, являлась могучим стимулом научного творчества. Мы верим в существование внешнего мира, в трехмерность пространства, необратимость времени, верим в науку. Вера есть бездоказательное признание истинным того или иного явления.
45).