Становление научной картины мира ( Н.Кузанский, Н.Коперник, Дж. Бруно, Г.Галилей ).
1). Натуралистическое толкование философско-мировоззренческих проблем нашло отражение в творчестве таких мыслителей позднего Возрождения, как Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Николай Коперник (1473-1543), создавший гелиоцентрическую систему мира, фактически начинает освобождение естествознания от теологии. Его учение о мире укрепило и усилило убеждение в способности человеческого разума постичь истину.
Новая теория Коперника исходит из следующих требований:
- Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер.
- Центр Земли является не центром мира, а лишь центром тяготения и лунной орбиты.
- Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира.
- Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди (то есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.
- Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе с окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и расположенное на ней небо, остаются неподвижными.
- То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением.
- Кажущиеся прямые и попятные движения планет, обусловлены не их движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.
В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрической системы, сущность которой заключается в том, что Земля одновременно движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца.
2). Мыслителем, философски обосновавшим учение Коперника, является Джордано Бруно (1548-1600). Признавая первичность материи, он развивает мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, едина и многообразна, вечна и неисчерпаема в своих проявлениях. Существуют, говорил Д. Бруно, бесчисленные солнца и бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц подобно нашей планете. Ни один из этих бесчисленных миров бесконечной, но в то же время единой Вселенной не создан Богом. Вселенная вечна. Доказывая вечность Вселенной, Бруно подчеркивал необходимость исторического рассмотрения её составных частей. Эта замечательная идея свидетельствует о наличии в его философии элементов диалектики.
Осмысление мира как бесконечного приводит Бруно к мысли о безграничности познания. Источником познания бесконечного он считает разум. Чувства, по его мнению, не способны воспринимать бесконечность. В теории познания он стоит ближе к рационализму.
Джордано Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника. Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее “подобной бесконечности” , одновременно показывая, что размеры Земли но сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы. Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос.
3). В развитии натурфилософии эпохи Возрождения существенный вклад внесли ученые-естествоиспытатели, которые на основе экспериментов выдвигали глубокие идеи, способствовавшие разработке методологии научного познания. Так, Г. Галилей (1564-1642), открывший целый ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль эксперимента в научном познании. Он нашел точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связывать абстрактное научное мышление с конкретными восприятиями явлений и процессов природы.
4). Одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский.Центральной проблемой философии Николая Кузанского является проблема соотношения бога и мира. Но его теоцентризм представляет собой явление новое и совершенно чуждое всей традиции средневекового католического богословия. Самоуверенному схоластическому "знанию" о боге и мире Николай Кузанский противопоставляет концепцию "ученого незнания". Философ должен исходить в постановке и решении проблемы мира и бога именно из своего "незнания", из несоизмеримости объекта познания и прилагаемых к нему понятий и определений. Само понимание бога в философии Николая Кузанского свидетельствует не столько о религиозном, сколько философском подходе к проблеме бога и мира. Бог трактуется им как бесконечное единое начало и вместе с тем как скрытая сущность всего. Бог, рассматриваемый Николаем Кузанским в полном отвлечении от мира конечных вещей как несоизмеримое с ними величайшее начало бытия, получает у него наименование абсолютного максимума, или абсолюта. Бог есть единое и единственное начало: "Абсолютный максимум единственен, потому что он - все, в нем - все, потому что он - высший предел". Он - максимум, так как он то, более чего не может быть, но так как он не может быть и менее того, что он есть, то может быть поименован также и минимумом, и в нем абсолютный максимум и минимум совпадают.
Он - максимум, так как он то, более чего не может быть, но так как он не может быть и менее того, что он есть, то может быть поименован также и минимумом, и в нем абсолютный максимум и минимум совпадают.
19). Социально-политические идеи эпохи Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла, Н.Макиавелли).
Возрождение – эпоха становления раннего буржуазного общества (в основном, в Италии) XIV–XVII вв. Возникновение культуры гуманизма, достижения в области естествознания. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла). Натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс). Методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, научные законы природы (Галилей в механике). Антропоцентризм: человек – центр вселенной и цель всех событий. Гуманизм – отражаемый антропоцентризм: исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека (рассуждения человека о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении и т.д.). Итальянский гуманизм – литературный.
Томас Мор (1478–1535). Попытался воплотить представления об идеальном государстве в своей книге «Утопия». В первой ее части нашел отражение трагичный процесс обезземеливания английских крестьян (огораживание). Во второй части дана модель идеального общества, где нет частной и личной собственности, где все трудятся (не более 6 часов ежедневно), нет власти денег и денег вообще. Мор требовал отчуждения собственности индивидов в пользу государства. Частная собственность – главная причина социальных бедствии. Требовал религиозной веротерпимости, меньшего количества догматов веры и воспитание юношества духовенством. Критический взгляд на это искусственно устроенное государство не позволяет назвать государство Утопию хоть сколько-нибудь справедливым; в нем порваны родственные связи, отсутствуют деньги, навязано новая мораль, и совершенно не ясно, что же будет побуждать людей к труду на благо общества (только страх?).
Никколо Макиавелли (1469–1527). Книга «Государь»: правила политического поведения людей, «реальная политика». Наиболее жизнеспособные государства в истории – республики, граждане которых были максимально свободны. Ввел понятие государственный интерес: право государства не обращать внимания на законы в случае, если этого требуют «высшие государственные интересы». Цель действий правителя – успех, а не добродетельность или порочность. «Государь» – это технологическое руководство по захвату, удержанию и использованию государственной власти. Человеческий эгоизм и потребность в его в насильственном обуздании породили государство. В своем труде автор предлагает типизацию государств, анализируя слабые сильные стороны тех ли иных государств; пишет об использовании подкупа, хитрости, крепостей, наемников и пр. для завоевания удержания власти.
Томаззо Кампанелла (1568–1639). Сторонник идеи папско-католической единой монархии, которой должны подчиняться все национальные государства. Книга «Город солнца». Тезис «двойного откровения» – природы и Священного писания. Не принял учение Галилея о бесконечности Вселенной, допускал существование множества миров. Главные первоначала бытия – Мудрость, Мощь и Любовь. Воля людей полностью направлена на власть. Власть достигается благодаря знанию. «Город солнца» – христианско-коммунистическая утопия, модель некого «совершенного» государство, в котором господствуют философы-священники во главе с Метафизиком, воплощающим собой идеал лидера. Отсутствуют частная собственность и семья, детей воспитывает государство, всеобщий обязательный 4-часовой труд гарантирует изобилие. Начальствующих специалистов в городе 40 человек (главные – Мощь, Мудрость и Любовь – соответственно курирующие вопросы: военные, научные, питания, деторождения и воспитания). Все вопросы жизни индивидуума жестко регламентированы властью, человек сам не решает даже очень простых, бытовых вопросов. Можно сказать, что это «идеальное» государство больше похоже на тиранию, нежели на свободное и счастливое политическое образование.