Общая характеристика философии древней Индии.
История индийской философской мысли начинается с вед (II тыс. до н.э.). Само слово «веда» означает «знание», «ведение». Древнеиндийская философия развивалась в рамках определенных систем или школ. Эти системы или школы можно разделить на две большие группы:
1) ортодоксальные, т.е. признающие авторитет вед;
2) неортодоксальные, не признающие авторитет вед;
Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Таковы школы веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Однако в некоторых школах проявились материалистические тенденции. К неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм и школа чарваков-локаятников.
Согласно Веданте, связанная со своим телом душа не свободна. Она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты. Будучи системой объективного идеализма, веданта приводит к мистике, к созерцательности, к отказу от борьбы и к подчинению философских учений религии.
Миманса. Отличительная черта миманса заключается в том, что она уделила больше внимания вопросам теории познания и логики. Чувственное восприятие рассматривается ею как особый источник знаний. Предметы восприятия характеризуются как реальные и обладающие различными объективными признаками. Кроме восприятия, источниками познания считаются: логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельствование священных книг и признание некоторых невоспринимаемых истин постулатами.
Санкхья. Это очень древняя форма философии в Индии. Основатель санкхья-Капила (ок.VII в. до н.э.). Учение санкхья предполагает два начала: вещественное и духовное. Для объяснения мира исходным санкхья считает понятие о материальной первопричине всех вещей и явлений, в том числе явлений и психических. Первопричина, будучи вещественной, должна вместе с тем быть настолько всепроникающей, чтобы были возможны даже самые тонкие порождения, такие например как ум.
Система йогов. Во многом близкой к системе санкхья была система йога. Слово йога обозначает «сосредоточение». В системе вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие успешной практической деятельности, направленной к освобождению от страданий. Среди путей, которые йога рекомендует для освобождения, часть относится к практике аскетизма, часть к принципам этики, основанной на сочувствии всем формам и видам жизни. В числе правил йоги содержится ряд рациональных, в известной мере проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т.п.
Материалистическая система ньяя. Философия ньяя-это учение о познании, в частности о логическом выводе. Оно развито на основе материалистической системе бытия. Эта теория призвана служить практической задаче: освобождению человека от всех страданий. Она рассматривает источники и методы познания, классифицирует предметы познания и саму реальность.
Система вайшешика. Цель мудрости вайшека видит в освобождении человеческого «я» от страданий и зависимости. При этом, последняя причина страданий - незнание. Путь к освобождению лежит через знание, т.е. через истинное постижение реальности.
Ярким представителем неортодоксальных школ является учение чарваков-локаятников, локаята (лок- мир, люди)и чарвака (чарвак - доходчивое слово).Основные идеи и положение чарваков:
1. Мир материален. Все состоит из четырех элементов - огня, воздуха, воды, земли. Жизнь произошла из материи.
2. Сознание-свойство, присущее телу. Со смертью тела исчезает и сознание. Учение о переселение душ бессмысленно.
3. В элементах, взятых порознь, сознания нет: оно возникает в результате сочетания четырех стихий - огня, воздуха, воды и земли - в человеческом теле. Нет души отделенной от тела.
8). Общая характеристика античной философии. Основные направления и школы античной философии.
Основной характеристикой античной философии, независимо от этапа ее развития, является космо- и логоцентризм. Логос - центральное понятие древней философии. Греки мыслят космос упорядоченным и гармоничным, таким же упорядоченным и гармоничным предстает античный человек. Проблема зла и неполноты человеческой природы интерпретируется как проблема недостатка подлинного знания, который можно восполнить с помощью философии.
Милетская школа философии (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксимен). Впервые выдвинули идею Первоначала – нечто единое с природой. Сама природа, а не что-то неприродное рассматривается ими как причина всего сущего. Первоначало у: Фалес-вода, Анаксимен-воздух, Гераклит-огонь, Анаксимандр-некоторое беспредельное и вечное начало, анейрон. Соединив в Первоначале субстанцианальную основу (то, что является причиной возникновения всего) и материальный субстрат (то, из чего сделаны вещи), первые греческие философы положили конец теогонистической трактовке мира, т.к. миф был заменен логосом, разумным словом, философским понятием.
Школа Пифагора (пифагорейцы – 532 г. до н.э.). Первоначало – число. Они считали, что числовые отношения составляют самую сущность природы, и именно в этом смысле пифагорейцы говорили, что «все есть число». Поэтому познание природы для них было возможно только через познание числа и числовых отношений.
Элейская школа (элеаты, основатель-Ксенофан, последователи-Парменид, Зенон). Ознаменовали переход от протофилософского к философскому знанию. Особое внимание элеаты уделяли проблеме множественности, которое вопреки чувственным впечатлениям нельзя помыслить. Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма никак не даст нечто конечное, конечную вещь. Также невозможно и движение. Зенон в своих апориях «Дихотомия», «Стрела» и др. логически рассуждал, что мыслить движение нельзя, т.к. мысль о возможности движения приводит к противоречиям. А то, что нельзя мыслить, не существует.
Атомисты (Левкипп, Демокрит). В атомистическом учении Демокрита (460-370 до н.э.) была выдвинута идея множественного Первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что не только бытие, но и небытие существуют. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие – как пустоту. Атомы различаются формой, расположением, весом. Они движутся в различных направлениях. Земля, вода, воздух, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетание атомов образуют целые миры: в бесконечом пространстве существует бесконечное множество миров. Разумеется, и человек есть собрание атомов. Душа человека составлена из особых атомов. Все происходит согласно необходимости, случайность отсутствует.
Школа софистов (Протагор, Георгий, Гиппия, Продика и др.). В их лице философская мысль античности перешла от объективного изучения природы к рассмотрению субъективной стороны познавательного процесса – к самому человеку и его сознанию. При этом софитов интересовало не просто сознание, а в первую очередь способы воздействия на него: как навязать свою точку зрения оппоненту, как сразить его полемическим выпадом, как доказать все, что угодно и т.д.
Афинская школа (Сократ, Платон, Аристотель). Сократ: излагал свое учение только устно, в беседе или споре. Главным предметом его речей и бесед были вопросы этики – вопросы о том, как следует жить. Нравственными ценностями для Сократа выступали бескорыстие, следование своему долгу, служение добру. Платон: мир по природе двойствинен: мир изменчивых предметов (они появляются и исчезают) и мир идей (которые остаются неизменными). Аристотель: ученик Платона, однако подверг критике теорию идей Платона – Платон совершил ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Аристотель первым стал отличать философское знание от конкретно-научного. Выделил 2 философии. Предмет первой философии («метафизики») – то, что существует сверх природы – сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. В центре первой философии стояли проблемы бытия. Предметом второй философии является природа.
Школа кинизма (Антисфен, Диоген). Относится к философии раннего эллинизма. Киники переосмыслили предназначение философии, которая, по их мнению, должна заниматься не отвлеченным умозрением, а показывать человеку путь к добродетельной жизни. Они проповедовали нищету и полный отказ от удовольствий, поскольку сама природа определила тот минимум, в котором нуждается человек. Этика киников носила индивидуалистический и субъективный характер, основываясь на силе духа, на незаурядной способности к независимому существованию.
Эпикуреизм (Эпикур). Эпикур развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий. Одна из самых существенных задач философии – практическая помощь человеку в преодолении страха перед смертью. Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение. Знание, по Эпикуру, начинается с чувственного опыта, который должен быть осмыслен и обработан в виде тех или иных терминологически зафиксированных смысловых структур. Основной принцип этики – удовольствие (принцип гедоизма).
Школа стоиков(стоицизм. с III в до н.э. до III в н.э.). Основатель – Зенон Китийский. Последователи – Клеанф, Хрисипп, позднее Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Высшая цель человека (как и эпикурейцы) – достижение счастливой жизни, но путь к счастью лежит через апатию, т.е. через искоренение страстных чувств, аффектов. Было ими впервые введено понятие фотума, или рока – от необходимого хода вещей, а нне от свободной воли человека зависят обстоятельства его жизни: богатство или бедность, здоровье или болезнь, удовольствия или страдания. Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так и невзгоды жизни – болезни, страдания, бедность, унижения. Особое внимание уделяли феномену воли; учение было построено на волевом принципе, на самообладании, терпении и т.п. Свой нравственный идеал они находили в твердом и неуклонном осуществлении добродетели.
Скептицизм (Основатель – Пиррон (360-270 до н.э.)). Скептицизм – «быть в неришительности». Учение скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания. Философ-скептик ничему не должен был придавать безусловно-истинного значения.
Неоплатонизм(основатель – Плотин (ок. 205 – 270 гг.). Характерен для позднего эллинизма (III-IV вв.). Систематизировал основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Субстанция по Плотину – божественное Первоединое или Единое, лишенное всяких чувств. Первое, что происходит из Единого – Ум (Нус), затем душа. Она имеет двойственную природу: одна ее часть стремиться внутрь, к Уму, а другая – обращена вовне. Неоплатоники оставались на стадии орфико-пифагорейского учения о переселении и перевоплощении душ. Они много внимания уделяли разработке логических проблем – определениям понятий и классификациям, а также филологическим исследованиям.
9). Развитие материализма в философии античности. (Милетская школа, учение Гераклита, атомистическая школа.)
Милетская школа философии (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксимен). Впервые выдвинули идею Первоначала – нечто единое с природой. Сама природа, а не что-то неприродное рассматривается ими как причина всего сущего. Первоначало у: Фалес-вода, Анаксимен-воздух, Гераклит-огонь, Анаксимандр-некоторое беспредельное и вечное начало, анейрон. Соединив в Первоначале субстанцианальную основу (то, что является причиной возникновения всего) и материальный субстрат (то, из чего сделаны вещи), первые греческие философы положили конец теогонистической трактовке мира, т.к. миф был заменен логосом, разумным словом, философским понятием.
Гераклит Эфесский (ок. 520–460 гг. до н. э.). «Все существующее, – учил он, – постоянно переходит из одного состояния в другое: все течет, все изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды; в мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, они обусловливают и переходят друг в друга». Согласно его воззрениям переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным «всеобщим логосом», т. е. единым, общим для всего существования законом. Гераклит учил, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Гераклита можно считать основоположником учения о познании (гносеологии). Он первым стал различать чувственное и рациональное познание.
Атомисты (Левкипп, Демокрит). В атомистическом учении Демокрита (460-370 до н.э.) была выдвинута идея множественного Первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что не только бытие, но и небытие существуют. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие – как пустоту. Атомы различаются формой, расположением, весом. Они движутся в различных направлениях. Земля, вода, воздух, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетание атомов образуют целые миры: в бесконечом пространстве существует бесконечное множество миров. Разумеется, и человек есть собрание атомов. Душа человека составлена из особых атомов. Все происходит согласно необходимости, случайность отсутствует.
10). Идеализм в античной философии (Парменид, Пифагор, Зенон и др.). Философское учение Сократа.
Философия по Сократу - учение о том как следует жить Главная задача познания - познание самого себя. Диалог – основной метод нахождения истины. Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе. Познание самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это поиск знания и добродетели. Невежество большинства людей проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различные субстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека, и человек нередко поступает не так, как того требует знание, а в соответствии со своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в более узком смысле — знание, которая демонстрирует свою неспособность влиять на человека, особенно в моменты воздействия чувственных импульсов, не может считаться наукой. В свете сказанного становится ясным, что этическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании.
11). Философское учение Платона.
Согласно Платону, философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью. Настоящего мудреца влечёт к философии не сухая, рациональная тяга к мёртвому, абстрактному знанию, а любовное влечение (Эрос) к высочайшему умственному благу. Помимо восприятия чувственных, материальных вещей, мы имеем представление об общих, отвлечённых понятиях – идеях. Согласно философии Платона, идея – это то одинаковое, что встречается хотя бы в двух разных вещах. Но никто не может познавать несуществующего – следовательно, идеи реально существуют, хотя мы и не ощущаем их, как чувственные предметы. Более того – лишь мир умопостигаемых идей истинно существует, а чувственный мир вещей является только его бледным призраком. Устройство вселенной: Бог – зодчий вселенной – при её создании соединил в ней идеи с вещественной материей. Сущность универсума подобна человеческой: он имеет разумную душу и является личностью. «Зодчий мира» распределил материю на пять стихий и дал Вселенной форму той геометрической фигуры, в которую можно заключить (вписать) все остальные – шара. Это шар внутри состоит из концентрических сфер, по которым движутся планеты и небесные светила. Закономерный, а не произвольный характер движения этих светил служит, по мысли Платона, лучшим доказательством того, что космос управляется разумной волей.
По мнению Платона, душа человека бессмертна. Все души созданы Творцом в момент создания вселенной. Их число равняется числу небесных светил, так что на каждую душу приходится по одной звезде, которая охраняет душу в земной жизни, после соединения с телом. До начала земного существования души посещают мир чистых идей, расположенный выше звёздного неба. В зависимости от воспоминаний, сохраняемых от этого душой, она потом избирает себе тело и образ земной жизни.
Платон полагает, что человеческая душа состоит из трех частей. Одна из них, разумная, помещается в голове. Две другие части души неразумны. Одна из них благородна – это воля, живущая в груди и находящаяся в союзе с разумом. Другая неблагородна – это расположенные в желудке чувственные страсти и низшие инстинкты.
Находясь в теле под владычеством чувственности, душа не имела бы пути к возвращению в мир идей, если бы мир явлений не имел в себе свойства, оживляющего в душе воспоминания об идеальном мире. Это – красота, возбуждающая в душе любовь.
На вышеизложенных представлениях о трёх частях души основана государственная философия Платона. Каждой из этих трёх частей следует стремиться к собственной добродетели. Добродетель разума – мудрость, добродетель воли – мужество, добродетель чувства – воздержность. Из гармонии этих трёх качеств возникает наивысшая форма блага – справедливость. Подобно частям человеческой души и соответственно им, идеальное государство должно состоять из трёх, обособленных друг от друга по типу замкнутых каст, сословий: правителей-мудрецов, подчинённых им воинов и низшего, трудящегося класса. Каждое из них имеет свою особую общественную цель.
12). Философское учение Аристотеля.
1. Аристотель создал учение о категориях. Оно основывалось на платоновской теории идей и мысли о разнокачественных идеях. Аристотель различал, прежде всего, две категории: сущности и качества. Так, по Аристотелю, идея добра и само добро соотносятся как сущность и качество. Сущность существует сама по себе, а не в чем-то другом. Качество (и количество) всегда соответствует какой-либо сущности, а не существует само по себе. Сущность — это подлежащее, а качество сказуемое.
Категории Аристотеля «сущность» и «качество» (или «принадлежность») при переводе на латинский язык обозначились терминами «субстанция» и «акциденция».
2. Учение о материи и форме Аристотеля означало учение о двух началах каждой вещи. Аристотель первый из философов ввел понятие материи, для чего использовал обыденный язык и понятие «материал». Форма у Аристотеля — это не облик предмета, а деятельное начало, заставляющее материю сделаться определенной вещью. Таким образом, основной, деятельной, категорией для Аристотеля была форма, а не материя. Форма — первична, материя — вторична.
3. Важнейшее учение Аристотеля — о душе человека. На нем основана аристотелевская этика. Главное преимущество человека — его разум, которого нет у животного. Разум есть способность мыслить общее (т. е. способность познать общие начала и на основе этого знания объяснять частное, единичное). На этом основано наличие речи у человека (именно в речи проявляется мысль об общем) и отсутствие ее у животного. Далее, у человека есть наука (т. е. знание общих начал), и ее нет у животного. Разум обусловливает действие человека, формирует его волю. Воля складывается из стремлений и предполагает готовность человека к нравственному выбору (который в свою очередь основан на знании общего).