Понятие метода в философии: диалектика и метафизика, их разновидности.
Метод — это оптимальный, проверенный опытом, наиболее эффективный путь познания
Первый — метафизический метод познания – вырывает рассматриваемые предметы и явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с позиций плоского эволюционизма как накопление или уменьшение каких-либо признаков, качеств или свойств.
Высший уровень философской методологии — диалектика. Диалектика помогает человеку смотреть на мир (в том числе и на мир духовный) как на вечное развитие и становление, а корень развития искать во внутренних противоречиях предмета. Диалектическая логика есть логика динамичных, текучих понятий, переходящих друг в друга: количество переходит в качество, случайность — в необходимость и т.д.
Разновидности метафизики:
• догматизм (отрицает принцип развития и зависимость истины от условий, места и времени);
• релятивизм (от лат. relativus – относительный, абсолютизирует момент изменчивости);
• эклектика (формальное сочетание различных признаков предмета без выяснения их подлинной взаимосвязи и выделения среди этих признаков главного, определяющего, это соединение различных противоположных взглядов, идей, принципов и теорий);
• софистика (от греч. – умение хитроумно вести словесные состязания, сознательное использование для доказательства тех или иных положений доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными; основным приемом софистики является использование софизмов).
5). Становление философии. Основные этапы развития философии: общая характеристика.
Первые философы появились в VII – VI веках до нашей эры – значит, история философии насчитывает более 2500 лет.
Первый исторически крупный этап в развитии философии — античная философия (VI в. до н.э. — VI в. н.э.). Ее творцы - древние греки и древние римляне. Величайшим достижением этих философов была сама постановка вечных проблем: о начале всех вещей, о бытии и небытии мира, о свободе и необходимости, жизни и смерти, месте и роли человека на земле и в космосе. У древних мыслителей было одно «орудие» познания — созерцание, наблюдение. Античная философия возникла как стихийно-диалектическая натурфилософия.
Второй этап в развитии европейской философии — философия средневековья (V—XIII вв. н.э.). По духу и содержанию своему это религиозная философия. Философы и богословы, разрабатывавшие основные догматы христианской религии, в глазах своих продолжателей получили высшую меру признания — их стали почитать как «отцов» Церкви, а их творчество стали называть «патристикой». Одним из самых выдающихся «отцов церкви» был Августин Блаженный. Бог, по его мнению, — творец мира, и он же — творец, двигатель истории. сложившаяся система христианской средневековой философии наиболее полно выражена в трудах Фомы Аквинского. Его философия — вершина схоластики. Фома предпринял грандиозную попытку соединить, органически связать между собой античную мудрость с догматикой и вероучением христианства. С этих позиций разум (наука) и вера не противоречат друг другу, если только это – «Правильная» вера, т. е. вера христианская.
Третьим этапом является философия эпохи Возрождения. Различают Раннее Возрождение (XIII—XIV вв.) и Позднее Возрождение (XV— XVI вв.). Великие представители этой эпохи были людьми всесторонне развитыми (Данте, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Монтень, Сервантес, Шекспир). Гениальные художники и мыслители выдвигали в своем творчестве уже не теологическую, а гуманистическую систему ценностей, Социальные мыслители этого времени — Макиавелли, Мор, Кампанелла — создавали проекты идеального государства, выражавшие, прежде всего интересы нового общественного класса — буржуазии.
Философия Нового времени — четвертый исторический этап в развитии европейской философии — не только опиралась на данные естественных наук, но и сама выступала их опорой. Философским обоснованием экспериментального знания был эмпирико-индуктивный метод Ф. Бэкона (1561—1626), тогда как математическая наука нашла свою философскую методологию в трудах Р. Декарта (1596—1650).
В новое время получают развитие такие направления философской мысли как: эмпиризм, рационализм, сенсуализм, каждое из которых отстаивает правоту собственного взгляда по вопросу об истинном источнике знаний - опыте, разуме, чувствах.