Плиний Старший («Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, 1902 г.)
Номер Аркана: 10.
Буква еврейского алфавита: Йод (Иод). Простая буква, соответствующая знаку Зодиака Дева. Порядок.
В переводе «Сефер Иецира» Н. А. Переферковича с еврейского подлинника сказано: «… Он назначил букву йод царствовать над действием и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими знак Девы в мире, Эллул (Август) в году и левую руку в теле мужском и женском».
Буква Йод соответствует десятому имени Бога – Иах, то есть Бог. Атрибут его Малкут – царство, владычество и храм Бога; он оказывает влияние через героев, полубогов. При их посредстве люди получают разумение, промышленность и познание вещей божественных. Этим именем заканчивается мир ангельский.
Также букве Йод соответствует имя Бога Иель, что означает «Бог начала».
В «Сефер Иецира также сказано, что с Йод образовались половая сила и бессилие.
А. Уэйт писал, что в своем буквенном названии Йод означает руку. Он также связывал фаллические символы с каббалистическими атрибутами Йод и указывал, что форма Йода символизирует сперму, а также семя.
Следует также отметить, что буква Йод является первой буквой Тетраграмматона.
Э. Леви приписывал Йод следующие привилегии и силы: «Знать законы вечного движения и быть в состоянии доказать квадратуру круга».
Папюс писал, что Йод символизирует такие понятия, как фаллос, мужская плодовитость, отеческий скипетр, указательный палец, принцип, мужская честь, а также свастика, концы которой направлены против часовой стрелки.
В манускрипте «Религиозный каббалистический ключ Таро», датированном XVI веком, в стихотворной форме каждая строчка выражает определенную букву еврейского алфавита. Йод: «Он регулирует каждую фазу небес в нашей жизни».
В английском языке буква Йод может считаться как Y, I или J.
Числовое значение: 10. Каббалистическое значение числа 10 – действительность.
Число 10 означает “все”, это число “всего”. Это символ Вселенной и всего творения – дела Бога, которое и является доказательством существования Высшего Разума.
Вначале существовал Бог и ничто. Число десять несет в себе творческие эманации единицы и целительные вибрации ноля, поскольку цифра 10 образована единицей – символом бытия и нулем – символом небытия, абсолютной пустоты, беспредельного пространства, готового к порождению вселенной. Единица идет после нуля, она выше по номиналу.
О. Диксон писал: «Декада в оккультизме не соответствует математической величине 10 и, по большей части предстает как сумма цифр одного периода, впитывая в себя все разнообразие Вселенной. Декада – это слитые воедино цифры 0 и 9. Единицу, в таком случае, можно обозначить выражением «Бог есть», а ноль – «Бог нет». Оба эти утверждения одинаково точно характеризуют Силы, создавшие мир, потому что они не определяемы и не ограничены никакими понятиями. Айн Соф – это величина, недостижимая для материальных представлений, так как Она была одна и не было никого, чтобы взглянуть на нее, тем более с двух сторон. Безусловно, древние Посвященные знали об этих положениях, которые приобрели в нашем столетии вид квантовой механики, вычеркивая иероглифы в Книге Мертвых, повествующие о том, что фараон находился в барке и, одновременно, тянул ее за собой через царство Дат. Декада – это пифагорейская Веста, из огня которой выходят девять второстепенных муз. Она есть единое неделимое Целое, которое иначе называется Монадой, потому что десять, переходя в состояние единицы, становится первой величиной второго периода».
Десять Сефиротов – это десять эманаций Бога. Сефироты – это десять основных понятий, обозначающих числа и начала или «категории». Господь схож с зеркалом, из которого исходит свет. Он послал в ничто свет – собственную эманацию, и от нее последовала целая цепочка эманаций (свет отразился во втором зеркале, которое, в свою очередь, отразилось в третьем, а третье – в четвертом и т.д.). Всего их было десять, и каждая следующая эманация несла в себе меньшее количество божеской субстанции.
«Сефер ха-Зохар» - Книга Славы Книга сообщает: «Древние Древних и Незнаемые Незнаемых обладали формой и в то же время не имели ее. Они обладали формой, насколько это касалось Вселенной, и не имели ее, поскольку ее нельзя было воспринять. И когда Он впервые принял форму (первой эманации), Он заставил девять великолепных огней эманировать из нее. Сияя сквозь нее, эти огни стали сеять свет во всех направлениях… ».
Десять Сефиротов являются сущностью Бога и составляют Его имя. Вселенная есть Бог, а сефирот – часть Бога, вселенской личности или его грань. ТакжеСефироты представляют путь, по которому человек может прийти к Богу.
Каббалисты составили десятиступенчатую лестницу Божественных Имен. Умножая божественные имена, они связывали их либо с единством тетраграммы, либо с образом тройного, либо с сефиротической лестницей декады. Вот как они изображали лестницу божественных имен и чисел (правильно смотреть направление чисел следует по еврейской традиции – справа – налево):
10;
5; 10;
10; 4; 300;
5; 6; 5; 10;
40; 10; 5; 30; 1;
40; 10; 5; 10; 6; 30; 1;
1; 400; 10; 200; 1; 200; 1;
400; 70; 4; 6; 5; 6; 30; 1;
200; 2; 10; 3; 40; 10; 5; 30; 1;
5; 6; 1; 4; 70; 40; 10; 5; 30; 1;
Этот треугольник можно изобразить латинскими буквами следующим образом:
I;
IA;
SDI;
IEHV;
ELOIM;
SABAOT;
ARARITA;
ELVEDAAT;
ELIMGIBOR;
ELIMSABAOT;
Э. Леви писал: «Совокупность всех этих божественных имен, образовавшихся из тетраграммы – одна из основ еврейского ритуала и тайная сила, призываемая раввинами-кабалистами под именем Семгамфора».
В связи с этим, следует отметить, что оккультные группы, преподающие технику восхождения через сферы, зачастую имеют десять стадий или ступеней, соответствующим сефиротам. В обществе Алистера Кроули учащийся начинал как Неофит (10, сфера Земли), далее шел Зелятор (9, сфера Луны), в ранге которого он должен был достигнуть успехов в определенных занятиях, напоминающих йогу. Как Практик (8, сфера Меркурия) он завершал свое интеллектуальное совершенствование и изучал Каббалу, как Философ (7, сфера Венеры) он завершал свое нравственное совершенствование и подвергался испытаниям в своей «Преданности ордену». Следующая ступень – Младший Адепт (6, сфера Солнце) – включала достижение «Познания и беседы со Святым Ангелом-Хранителем», ритуал сексуальной магии, которому Кроули придавал огромное значение. В качестве Старшего Адепта (5, сфера Марса) ученик овладевал основами практической магии, включая такие «детали», как вызов желаемых объектов – «золота, книг, женщин и тому подобного», умение открывать запертые двери, находить сокровища или властвовать над подчиненными воинами. В обязанности Старшего Адепта также входило руководить членами низших ступеней. Следующая стадия – Исключительный Адепт (4, сфера Юпитера) «доводит все это до совершенства». На этой стадии адепт или становится членом Братства Левого Пути, или, миновав пропасть, разделяющую человеческое от божественного, достигает трех высших Сефирот и становится Магистром Храма (3, сфера Сатурна), который создает школу своих последователей и обретает совершенное понимание Вселенной. Маг (2, сфера Зодиака или звезд) «достигает мудрости, устанавливает свой закон и становится Учителем Магии в ее величайшем и высшем смысле». И, наконец, стадия Доподлинного (1, сфера Бога) «вне всего этого и вне понимания низших ступеней». Он «полностью свободен от чего бы то ни было и существует в природе всех вещей, не различая их количественные и качественные характеристики».
«10 – число несказанного сефирота, - говорит «Сефер Иецира», - 10, а не 9, 10, а не 11. Восприми эту мудрость и будь мудрым в восприятии… 10 – несказанный сефирот, имеющий десять огромных областей, вписанных в него; бескрайнее по своему происхождению и не имеющее конца; бездна добра и зла». Сефиротом является 10, а не 9 или 11, поскольку числа от 1 до 10 – главные числа пифагорейцев, являющиеся основой всех вещей. «Десять огромных областей» – это разделы Вселенной, которые управляются движущими силами сефирота.
«Десять чисел невещественных. Их конец внедрен в начале, как пламя соединено с углем, ибо Господь один, и нет Ему второго, а до единицы какое можешь назвать число?» (Сефер Иецира, 1:7)
Во многих культурах число 10 считалось верной, божественной мерой. Еще пифагорейцы признавали десятку числом божественным, которое будучи суммой первых четырех числе (1 + 2 + 3 + 4), образовывало священную для них тетрактиду:
Х
Х Х
Х Х Х
Х Х Х Х
Изображенные таким образом числа от 1 до 4 складываются в четверки, символ земного бытия, но также и в божественный треугольник. Недаром тетрактида почиталась пифагорейцами как священный символ совершенства.
Мэнли Холл связывал тетрактиду или тетраксис с десятью царями Атлантиды – сыновьями морского бога Посейдона и земной женщины Клейто. Он описывал десятку как число, рождающееся из пяти пар противоположностей. «Числа от 1 до 10 правят миром, а числами, в свою очередь, правит Монада, или 1, - главнейшее среди них. Трезубцем Посейдона эти цари повелевали обитателями семи малых и трех больших островов, которые и составляли Атлантиду. Философски десять островов символизируют тройную силу Высшего Божества и семи регентов, коленопреклоненных перед Его вечным троном» - писал он.
На Дальнем Востоке десятка – это удвоенный символ пяти стихий (в янском и иньском варианте), а также символ дзэнской интерпретации этапов пути к совершенству.
Интересно отметить, что шаманская традиция также связывает число 10 с понятием совершенства. Считалось, что великим (наиболее сильным) шаманом может стать только тот, у кого в роду было не менее 10 шаманов-предшественников, которые становились духами-покровителями по отношению ко вновь избранному.
Десятка обозначает совершенство и божественный порядок: в Каббале известны десять Сефирот Древа Жизни, в иудео-христианской символике – Десять заповедей.
Центральным моментом чтения Торы в праздник дарования Торы – Шавуот является Десять Заповедей, которые читаются на особый мотив и слушаются стоя. По преданию, на третий месяц после выхода из Египта, евреи подошли к горе Синай. Бог воззвал к Моше с вершины горы: «Вы видели, что я сделал египтянам и как я спас и защитил вас. Если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Мой завет, вы будете для меня самым дорогим из всех народов, ибо вся земля Моя. Но вы будете у Меня царством священников и народом святым». Израильтяне ответили: «Все, что говорил Господь, исполним». Утром на третий день люди услышали гром и увидели темное облако на вершине горы. Зазвучал шофар, трубный звук становился все громче, гора сотрясалась, сверкали молнии. Бог призвал к себе Моше. Он поднялся на гору и со слов Всевышнего записал на двух каменных скрижалях Десять заповедей.
Десять Заповедей, которые легли в основу морального кодекса всего цивилизованного человечества гласят:
1. «Я – Господь, Бог твой».
2. «Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня».
3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, попусту».
4. «Помни день субботний, чтобы освятить его».
5. «Не убивай».
6. «Не прелюбодействуй».
7. «Не кради».
8. «Не отзывайся о ближнем твоем ложным свидетельством».
«Не желай жены ближнего своего».
Итак, сущность любого предмета проявляется системой девяти отражений, синтез которых получит название десятого проявления сути этого предмета. Таким образом, всякий предмет насчитывает десять проявлений или, иначе, - светится десятью видимостями, подобно светильнику, стоящему в центре граненого фонаря с десятью разноцветными стеклами.
Число 10 соответствует Сефире Малкут (Царство) – Земля, материальный мир.
Десятилепестковый лотос – символ третьей Манипура-чакры. Манипура соответствует последнему плану бытия смертных, называемому “сваха лок”, что означает “небесный план бытия”. Говорят, что муладхара – это место расположения кундалини, свадхистана – обитель, а ее пробуждение происходит в манипуре.
Для Пифагора число 10 также означало материю. Творящий принцип Бога, Логос, проник в материальное пространство и оплодотворил его, и тогда родилось число 10. Число 10 – это новое начало на более высокой ступени.
Десять – очень мощное число, символизирующее завершение первичного цикла цифр. Число 10 указывает на завершение одного цикла и близящееся начало нового (растворение всех явлений, появляющихся затем в иной форме). Связь десятки с процессом завершения иллюстрируют следующие примеры:
Именно в десятый раз Бог наслал на Египет самое страшное бедствие, после которого евреи освободились от египетского рабства. Всевышний предупредил Моше: «Скажи своему народу, пусть в каждой еврейской семье зарежут годовалого ягненка и его кровью помажут дверные косяки. А мясо ягненка зажарят на огне и в ту же ночь съедят. В эту ночь я пройду через весь Египет и поражу первенца в каждой египетской семье и перворожденного всякой скотины. Но тот дом, дверной косяк которого будет вымазан кровью, я миную, и вы будете спасены».
И действительно, среди ночи погибли все старшие сыновья во всех египетских семьях «от первенца фараона, сидящего на троне, до первенца рабыни, которая при жерновах». Тогда фараон призвал Моше и Аарона и сказал: «Встаньте, выйдите из среды народа моего как вы, так и сыны Израилевы, и выйдите, совершите служение Господу, как говорили вы».
Число 10 также связано с Апокалипсисом. В 13-ой главе Откровения Зверь с десятью рогами, увенчанными десятью диадемами, выходит из моря.
Однако число 10 связано не только с гибелью мира, но и с его новым рождением. Согласно древнегреческой легенде о Потопе, на десятый день схлынули воды наводнения, насланного Зевсом на род людской после похищения священного огня Прометеем. Когда воды схлынули, сын Прометея Девкалион выбрался из своего ковчега и принес жертву Зевсу. Зевс, тронутый его благочестием, согласился исполнить просьбу Девкалиона и вновь населить землю людьми.
Центральные группы африканского племени сенуфо, расположившиеся в районе Корхого и возглавляемые тиембара, утверждают, что подготовительный период сотворения мира продолжался 10 дней. В несколько упрощенном виде схема этого рассказа такова:
В первый день Кулотиоло, вышедшее из небытия благодаря своему божественному слову, построило свое небесное жилище и зажгло солнце, чтобы оно светило днем, а также луну и звезды, чтобы они сияли ночью;
На второй день Кулотиоло опустило вниз кусочек небесного свода, создав таким образом землю, и подняло горы;
На третий деньоно послало на землю дождь и сотворило реки;
На четвертый день благодаря этой влаге появилась растительность;
На пятый день Бог создал первого человека по имени Вулото: большого роста, белого, нагого, смертного, но имеющего душу, называемую пиль. Это существо потребляло только воду, символическое воплощение жизни;
На шестой день земля заселилась животными, а водоемы – рыбой. Все эти создания не знали еще физических потребностей (а следовательно, не знали, что такое убийство) и жили в мире между собой;
На седьмой день произошло много изменений: деревья стали плодоносить, а животные размножаться. Вулото впервые стал мучить голод, он поел фруктов, начал подчиняться физиологическим законам, потеряв свои способности сверхчеловека;
На восьмой день Вулото, устав от поисков пропитания вдалеке от своего жилья, создал мотыгу и стал земледельцем. Большое дерево серитеге дало Вулото волокна, чтобы он сделал себе одежду;
Девятый день был отмечен пробуждением полового инстинкта. Чувствуя себя очень одиноким, Вулото попросил создателя дать ему подругу жизни. Создатель внял его просьбе и создал ему жену по имени Вулоно. Она была белой, как и ее муж и помогала ему в полевых работах, а при заходе солнца они вместе шли к реке пить воду. Эта первая супружеская пара объяснялась между собой при помощи членораздельной речи;
На десятый день супруги построили себе первый дом из глины и соломы, а женщина сделала первый горшок, чтобы приносить воду.
Таким образом, в течение десяти дней была создана первая семья и пройден первый этап сотворения мира.
Связь числа 10 с процессом завершения подчеркивается и тем фактом, что для рождения ребенка от его зачатия должно пройти десять лунных месяцев.
Индийская мифология также связывает число 10 с человеком. Десять из шестидесяти дочерей Дакши и Вирини были отданы в жены Ману, прародителю человечества.
В завершении следует отметить, что большинство астрологов считают управителем числа 10 планету Юпитер. Поскольку сумма первых четырех чисел дает 10, это вызывает ассоциацию с четверкой – числом Юпитера. Однако П. Глоба называет управителем десятки планету Плутон.
Иероглиф: указательный палец. Указательный палец служит для повелительного жеста. Если человека отождествить с макрокосмом, т. е. рассматривать как замкнутую систему, то повелительный жест указательного пальца характеризует проявление этой замкнутой систимы вовне. Любопытно, что «пальцем Бога» называют также луч света.
В астрологии «Палец Бога» – это мощный аспект, состоящий из трех планет, образующих два угла по 150 градусов и один угол 60 градусов. Он обычно находится в покое, пока перемещение или прогрессия не запустит его в действие. Когда энергия этой конфигурации приведена в действие, возникает мощная сила или решимость, которые полностью меняют жизнь человека.
Этот аспект Аркана еще яснее характеризуется фаллическим начертанием буквы Йод. Фаллос еще более, чем указательный палец, символизирует проявление замкнутой системы микрокосма вовне.
Когда-то на севере Палестины у старой военной дороги, которая шла из Египта через Ханаан в Сирию, стоял укрепленный город Таанак. Правителя города звали Иштаряшур, что напоминает о великой вавилонской богине звезд Иштар. Один из египетских властителей писал ему: «Когда покажется палец Ашираты, надо это учесть и действовать как положено. Сообщи мне об этом знаке и об этом деле!» Аширата – богиня звезд Ханаана, подобно Иштар и Инанне. Значит, ее палец можно увидеть только на небесах. Палец напоминает серп Луны в начале месяца. «Когда покажется палец Ашираты», то есть когда серп Луны взойдет у звезды Венеры. В те времена еще не было календарей в современном смысле этого слова. Все даты устанавливались по небу. Поэтому когда имели в виду время до и после новолуния, упоминали о пальце великой богини звезд. Этот же палец блуждает по многим сказкам Западной Европы. Когда его уколют до крови, он отсыхает или отпадает. Поэтому у крестьян Европы еще и сегодня сущзествует поверье, что если показать пальцем на луну в небе, то палец может отсохнуть. Ведь и во время новолуния небесный палец Ашираты сморщивается, отсыхает и погибает. Этот же палец предсказывает смерть царя: вспомните слова, начертанные им на стене в Вавилоне во время новолуния.
А в одном из египетских папирусов читаем:
«Амон вершит правосудие над страной с помощью своих пальцев;
его слова принадлежат сердцу.
Он выделяет несправедливого
и посылает его в пышущее жаром место,
а справедливого – на запад».
Также отметим, что на протяжении многих столетий календарные расчеты на Руси проводились «на пальцах» в буквальном смысле этого слова. Так, счет дням и фазам Луны вели по пальцам. Такие же расчеты применялись для определения дня пасхи – центрального христианского праздника, напрямую связанного с лунным календарем. Используемый метод получил название «руки Дамаскина» по имени греческого богосолова Иоанна Дамаскина (680 – 760).
Астрологический союз: Юпитер – Венера.
Каббала: путь, соединяющий Хесед (4) с Нецах (7).
Геометрический символ: круг. Круг – это по сути своей многогранник с неопределенным количеством граней.
Ноль, этот чудесный символ нашей математики, пришел к нам в средние века через мусульман, а ведь это – не что иное, как окружность, обрисовывающая пустоту, ничто. В символике чакр круг также символизирует пустоту (шуньяту).
Круг есть противоположность квадрату (круг представляет собой небо в противоположность квадрату земли). В древних традициях окружность означала небо, а ее части (дуги) – Луну.
Круг – символ объединения. В янтрах – тантрических диаграммах для медитаций круг служит символом целостности и полноты.
Круг – это первичный символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Он мог изображаться в виде змеи, кусающей себя за хвост.
Круг в понимании масонов – конец всех фигур, в нем заключена тайна творения. Это символ законченности.
Круг – это бесконечная линия, символизирующая время в вечности. Она образует круг Зодиака. Круг – символ Вселенной и вечного движения небесных сфер.
Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Все возвращается на круги своя, к своим истокам. Это конец, за которым идет другое начало, т.к. круг не имеет ни начала, ни конца. Бесконечность круга – символ того, что нет смерти, а есть повторение жизни на новом витке развития.
Символический прообраз круга во всех культурах – солнечный диск. К примеру, обряд приготовления блинов во время Масленицы у славян олицетворял Солнце. А в магии круг изображался на лицевой стороне талисмана Солнца.
Идея круга проявилась в календарях, связанных с солнцеворотом. Календарь природы строится на том, что каждая дата, отмеченная на круге, обозначает поворот или изменение погоды.
Связь круга с Арканом «Колесо Фортуны» подчеркивает и тот факт, что в гадании на чае круг обычно означает деньги. Чем больше круг, тем больше денег. Также круг означает успех после многих неудачных попыток и тяжелого труда.
Десять окружностей, вписанных одна в другую – символ «несказанного» десятого Сефирота, описанного в «Сефер Иецира», также можно считать геометрическим символом Аркана. Связь круга с движением отражена и в концентрических кругах мандалы, вызывающих ассоциацию с ребристыми стенами шаманского туннеля при путешествии в Нижний мир. Медитация на мандалу может вызвать ощущения, подобные испытываемым при входе в этот туннель. В тибетском буддизме, находящемся под сильным влиянием шаманизма, мандала имеет вид круга, в центре подобного туннелю, чтобы служить местом входа в миры богов и духов, изображенных вокруг него. Концентрический узор олицетворяет отверстие, через которое шаман проникает «по ту сторону», в Нижний Мир или на Небо. Маски эскимосских шаманов имеют вид концентрических кругов, исходящих из пустоты в центре. С помощью темноты и барабанного боя шаман концентрируется на мандале, двигаясь прямо в туннель, а затем по ту сторону. Концентрические кольца света и темноты открываются вокруг шамана, и возникает ощущение, что не столько он двигается вдоль туннеля, сколько сам туннель – вдоль него.
Геометрическим символом Аркана может также послужить круг с точкой посередине. Точка в круге является символом центра мира. В астрологии круг с точкой посередине означает Солнце, в алхимии – золото, у розенкрейцеров – императорскую власть, которая в центре несет творческое начало, дающее смысл всему окружению. А в Древнем Египте круг с точкой в центре был символом человека.
Своеобразным геометрическим символом Аркана может послужить и курень – стойбище в виде кольца юрт с юртой начальника в центре круга. Курень – монгольское слово (кюрийен), впоследствии проникшее в русский язык (у запорожских казаков и др.).
Древние евреи считали, что каждый аркан содержит активное, пассивное и уравновешивающее начала. В Аркане «Колесо Фортуны»:
Неизбежность – активное творящее начало;
Сила и возможность проявления – пассивное творящее начало;
Магическое могущество – уравновешивающее творящее начало.
Время: один месяц. 10 дней.
«Я шел, погруженный в глубокие размышления, стараясь понять свое видение – Ангела.
И вдруг, подняв голову, я увидел среди неба огромный вращающийся круг, покрытый каббалистическими буквами и знаками.
Круг вертелся со страшной быстротой, и вокруг него вертелись, то падая, то взлетая вверх символистические фигуры змеи и собаки, а наверху неподвижно сидел Сфинкс.
По четырем сторонам неба я увидел на облаках четырех апокалипсических крылатых существ, одно с лицом льва, другое – с лицом быка, третье – с лицом человека и четвертое – с лицом орла – и каждое из них читало раскрытую книгу.
*** *** ***
И я услышал голоса зверей Заратустры.
Все идет, все возвращается; вечно вращается колесо бытия. Все умирает, все вновь расцветает, вечно бежит год бытия.
Все погибает, все вновь устрояется, вечно строится тот же дом бытия. Все разлучается, все снова друг друга приветствует, вечно остается верным себе кольцо бытия.
В каждый миг бытие начинается. Вокруг каждого здеcь катится там. Середина везде. Путь вечности идет по кривой.»