В Ирландии бытует поверье: если девять раз обойти вокруг холма феи в полнолуние, то можно отыскать вход.
В кельтском Лунном Зодиаке существовало 9 важных дней/градусов:
Зимнее солнцестояние | 0 градус Козерога | 22 декабря | |
Безымянный день | 1 градус Козерога | 23 декабря | |
Бригантия | 10 градус Водолея | 1 февраля | |
Весеннее равноденствие | 0 градус Овна | 21 марта | |
Бэлтэйн | 10 градус Тельца | 1 мая | |
Летнее солнцестояние | 0 градус Рака | 22 июня | |
Ламмас | 10 градус Льва | 1 августа | |
Осеннее равноденствие | 0 градус Весов | 23 сентября | |
Сэмхэйн | 10 градус Скорпиона | 1 ноября |
А девятиликая богиня Западных Райских Островов Блодуведд обладала девятью способностями. Под эгидой этой богини совершались лунные мистерии и магические посвящения.
Связь девятки с Луной подчеркивает также следующий факт. Под влиянием гравитационных сил Луны кроме малых приливов-отливов в течение суток происходят еще и колебания водных пространств с периодом около 9 лет, что вызывает особенно мощные размахи колебаний уровня вод.
Число 9 является символомпериодичностив силу связи с Луной, а также в связи с упомянутым выше свойством постоянно возвращаться к самому себе.
Девятидневные недели были в древнешумерском календаре Венеры, состоящего из 576 дней.
В Японии существует «девятидневка», основанная на весьма древнем способе гадания. Он состоит в том, что 9 названий звезд, составленных из цифр от 1 до 9, и названий цвета (причем белый цвет повторялся трижды), размещаются либо в магическом квадрате (где цифры от 1 до 9 расположены так, что дают в сумме по всем вертикалям и горизонталям и диагоналям число 15), либо восемь вокруг одной в центре, и с ними связывают триграммы старинной гадательной книги И-Цзин, или пять элементов природы, или страны света, или фазы луны и тому подобное. Названия приурочивались в установленном порядке к году, месяцу и дням месяца, и таким образом предсказывалась судьба родившегося в такой-то день такого-то месяца.
У индейцев Майя число 9 - символ завершенности. Девять завершает ряд главных чисел (с этой точки зрения 10 есть лишь повторение 1). Число 9 – последнее из единичных номеров, оно указывает на последовательность в завершении, после него нет единичных цифр, дальше идут комбинации. Поэтому девятка связана с понятием смерти и загробным миром. Распространенный обычай делать поминки сразу же после похорон, а затем на девятый, сороковый день, через полгода и год подчеркивает эту связь.
В магии Вуду считается, что в течение первых девяти дней после смерти, когда душа ti bon ange («маленький добрый ангел») парит вокруг тела, злой колдун может захватить ее и превратить в астрального зомби – мертвую душу без тела. Тогда душа будет блуждать вокруг и выполнять поручения колдуна, который никогда не позволяет ей обрести желанный покой.
В Древнем Египте число 9 также связывали с загробным миром. Нанадгробной печати, обычной в царских гробницах египетских царей изображен шакал и 9 фигур.
Связь девятки со смертью и загробным миром отмечали многие народы. Например, в своих «Анналах» Овидий рассказывает, что в Риме считалось, будто духи умерших возвращаются в свои дома в определенные дни мая. Для того, чтобы изгнать их, глава дома, вымыв руки в воде, после полуночи обходил свои владения, бросая за спину черную фасоль, и 9 раз повторял: «Это бросаю, выкупая себя и своих». Ему нельзя было оглядываться, так как считалось, что духи следуют за ним и собирают фасоль. Затем он повелевал духам оставить его дом, произнося 9 раз: «Духи моих отцов, уходите». И только после этого он мог спокойно оглянуться. Фасоль использовалась для изгнания духов, так как она обладает слабительным действием. Повтор этих двух фраз 9 раз подряд представлялся достаточным и исчерпывающим.
Число 9 фигурирует также в древнегреческой легенде о Потопе. Девять дней и ночей длилось наводнение, посланное Зевсом, чтобы уничтожить род людской после того, как Прометей похитил священный огонь из кузницы Гефеста и отнес его людям. Зевс, утверждая свою божественную власть, не давал людям огня. А без огня человек был обречен жить как звери: питаться сырым мясом и укрываться в пещерах, и не было бы на земле ни прогресса, ни просвещения. Зевс опасался, что, владея огнем, человек попытается стать равным богам. Прометей успеть предупредить о грозящей катастрофе своего сына Девкалиона, и тот построил ковчег и укрылся в нем со своей женой Пиррой. Девять дней и ночей носило по волнам ковчег. А на десятый день, когда воды схлынули, Девкалион выбрался из своего укрытия и принес жертву Зевсу. Зевс, тронутый его благочестием, согласился исполнить просьбу Девкалиона и вновь населить землю людьми.
Девять – магически сильное число, поскольку в нем утраивается сила трех (3 х 3 = 9). Согласно древним ирландским поверьям, на острове Сейн жили девять жриц-девственниц, которым сакральное число девять и целомудрие давали магическую власть. Они обладали необычными способностями: приводили в движение морские волны, превращались в животных, исцеляли неизлечимых больных; они знали будущее и предсказывали его морякам, заходившим к ним на остров.
А в скандинавской мифологии «Сын Волны» – Хэймдалл, «Белый Бог» света и радуги, был рожден из девятой волны по заговору Одина. Во многихрелигиозных и магических ритуалах действия выполняют 9 раз, что означает совершенное и завершение.
Однако магические свойства девятки и ее связь со смертью часто используется в зловещих ритуалах черной магии. Например, магический талисман смерти, который иногда называют «лестницей ведьм», представляет собой бечевку с девятью узлами. С магической точки зрения, завязанный узел связывает и порабощает человека, являющегося жертвой заговора. Тесемка завязывается с чувством концентрированной ненависти, направленной на врага, и запрятывается неподалеку от него. Узлы медленно высасывают из этого человека жизнь, и он погибает. Единственное спасение – вовремя найти тесемку и развязать узлы.
А маг эпохи Возрождения Корнелиус Агриппа рекомендовал для нанесения вреда следующие действия. Нужно взять кусок веревки и измерить труп умершего человека от локтя до конца самого длинного пальца, от плеча до конца самого длинного пальца и от макушки до пяток. Это необходимо проделать трижды, произведя в целом 9 измерений. Девять измерений вбирают в себя энергетику мертвого тела, и теперь она может быть перенесена на живое тело. Любой человек, которого маг измерит этой веревкой таким же образом, станет жертвой бед и нищеты. Однако истинной целью этого колдовства является убийство измеряемого человека. Измерение вещи, точно так же как и ее имя, есть сама вещь. Измерением устанавливаются размеры и пределы вещи, то есть измерение содержит в себе ее истинную суть.
Также следует отметить, что современные нумерологии считают девятку числом наркотиков, которое может обозначать наркомана.
Что же касается астрологов, то единого мнения по поводу того, какая именно планета управляет числом 9, нет. Некоторые полагают, что девяткой правит Марс, так как она способна к росту, но другие относят ее к сфере интересов Урана, так как она предвещает серьезные изменения. Возможно, девятка управлялась Марсом в те времена, когда Уран еще не был открыт, но с открытием этой планеты девятка получила нового покровителя. А знаменитый астролог Павел Глоба считает, что управитель девятки – Нептун.
Иероглиф: Крыша, кровля, как символ покровительства, защиты от ненастья и изоляции вредных влияний.
В связи с крышей о кельтских жрицах рассказывают странную легенду. На небольшом островке, находившемся в открытом море близ устья Луары, жили жрицы, преданные культу смерти и одиночества. У них был обычай раз в год снимать крышу святилища и затем крыть ее снова в тот же день перед заходом солнца. Все женщины носили солому для крыши; ту, у которой солома выпадала из рук, остальные разрывали на куски. На этот остров никогда не ступала нога мужчины, хотя сами женщины могли переправляться на материк и там встречаться со своими любовниками.
Астрологический союз: Юпитер – Солнце.
Каббала: путь, соединяющий Хесед (4) с Тиферет (6). Путь Отшельника ведет к Хеседу (Отцу) и Тиферет (Христу, солнцу, жизненной силе). А. Уэйт говорил, что Отшельник соединяет «Испоконсущего со Светом Мира».
Геометрический символ: девятиугольник или девятилучевая звезда – ключ добродетели Александра к тройственноум спасению.
Также геометрическим символом Аркана можно считать и круг, поскольку числу девять свойственно постоянно возвращаться к самому себе.
Древние евреи считали, что каждый аркан содержит активное, пассивное и уравновешивающее начала. В Аркане «Отшельник»:
Любовь – активное осуществляющее начало;
Благоразумие – пассивное осуществляющее начало;
Астральное тело – уравновешивающее осуществляющее начало.
Время: осень; начало зимы; конец одного из времен года. Конец года. Конец дня. Новолуние. День недели – суббота.
Шабат. Согласно древнему еврейскому обычаю, Шабат соблюдают каждую неделю, от захода солнца в пятницу и до захода солнца в субботу. Каждый человек имеет право на отдых, но не каждый умеет использовать это время с максимальной выгодой для себя. Такие люди постепенно превращаются в рабов привычки и обстоятельств. Им кажется, что они что-то выигрывают в жизни, боясь упустить какие-то возможности, торопясь закончить какую-то работу, но на самом деле они забывают о более важных вещих и теряют лучшие часы своей жизни. Только отодвинув все заботы и хлопоты, отказавшись от бесконечного труда и беспрерывных развлечений, люди могут ощутить себя свободными, взглянуть на себя как бы со стороны. Настоящей свободой обладает тот, кто умеет оставаться самим собой – таким, каким его создал Творец. В современном бешеном темпе жизни, Суббота является бесценным даром, данным Богом. Бог сказал: «Есть у меня сокровище бесценное, и отдал Я его народу Израиля. Это сокровище – Суббота». Вот почему евреи так чтут этот день, называя Субботу царицей.
Тора называет две причины установления Субботы. Первая – это память о сотворении Мира. В седьмой день Бог отдыхал от своего труда, он благословил этот день и объявил его святым. В Торе сказано: «… Закончены были небо и земля, и все воинство их. И завершил Бог к седьмому дню труд Свой, который Он созидал… И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день он почил от всей работы Своей, которую совершил Бог созидая». Первый Шабат, первая Суббота – это последний день чудесной недели сотворения мира.
Вторая причина – напоминание об Исходе из Египта. В Торе сказано: «Помни, что рабом ты был в земле Египетской, но Господь Бог твой вывел тебя оттуда дланью могучей, рукой простертой». Рабы в древнем мире не имели права на отдых, они обязаны были трудиться каждый день, умножая богатства своего господина. Тора впервые в истории человечества обязала господина предоставить в Субботу день отдыха даже рабу.
Суббота – это время, когда человек прекращает все свои дела, никуда не спешит, ни о чем не беспокоится. У людей появляется возможность изменить темп жизни и задуматься о смысле жизни и серьезных вещах. В будние дни бывает трудно найти время для семьи, размышлений и молитвы. В отличии от остальных еврейских праздников, которые отмечают раз в году, Шабат побуждает каждую неделю отрешаться от забот, вспоминать о сотворении мира и вновь почувствовать умиротворение и покой. Шабат способствует отрешению от будничной суеты, отдыху и душевному обновлению. Это время спокойного и гармоничного единения с природой. В этот день человек ощущает себя свободным от материальных забот. Суббота делает человека лучше, добрее, дает силы для более разумной и более достойной жизни.
Шабат дает возможность испытать тепло и духовную близость семьи или общины.Даже в самых бедных еврейских семьях в Субботу готовили праздничную трапезу. В обычные дни люди могли недоедать, порой даже голодать, но в Субботу каждый становился благополучным, богатым человеком. Скромное жилище на один день превращалось в царский дворец. И когда наступали будни с новыми трудами и заботами, у людей появлялись новые силы и мужество, чтобы пережить все лишения.
Во многих семьях из поколения в поколение передаются ритуальные предметы, используемые в этот день – подсвечники, кубки для кидуша, нарядные салфетки для хал. Таким образом, с помощью Шабата сохраняется драгоценная нить, связующая прошлое и настоящее. Пусть внешний мир часто бывал жесток и враждебен, но в своем доме или в синагоге люди чувствовали себя в безопасности. «Где все дышит покоем, там постигают Бога».
За несколько минут до наступления Субботы хозяйка дома зажигает свечи. После того, как свечи зажжены, она делает руками несколько кругообразных движений над их пламенем, закрывает глаза ладонями и читает молитву:
«Благослови Ты, Бог, Господь наш,
Царь вселенной,
который освятил нас своими заповедями
и заповедал нам зажигать субботние свечи».
Обычай закрывать ладонями глаза является очень древним. Обычно молитву произносят до того, как что-то делают. Но в данном случае свечи нельзя зажигать после прочтения молитвы, так как в этот момент наступала Суббота, а в Субботу запрещено разводить огонь. Поэтому субботние свечи зажигают прежде, чем произносится молитва. Но женщина при этом прикрывает свое лицо руками, она как бы не видит его, пока не настала Суббота. И только в тот момент, когда окончена молитва, свечи уже горят по-субботнему. Зажигая свечи, люди как бы вносят в дом свет, освещают и освящают Шабат. Свечи обычно стоят на обеденном столе, и их свет озаряет теплом праздничную трапезу.
С заходом солнца в пятницу в синагоге начинается традиционная служба. Все люди поют и читают молитвы. В одной из них «Леха доди» – «Приди, возлюбленный!» – Суббота сравнивается с прекрасной невестой. Закончив молитву все встают и оборачиваются к двери, встречая царицу Субботу, перешагнувшую через порог. После окончания службы евреи обмениваются пожеланиями субботнего мира, - Шабат шалом!
Субботней трапезе предшествует обряд омовения рук: это не только гигиеническая процедура, но и символическое очищение, предшествующее началу трапезы, особенно важное потому, что Субботний стол сравнивается с алтарем в лревнем Иерусалимском Храме. После омовения рук читается особое благословение:
«Благословен Ты, Господь, Бог наш,
Царь вселенной,
Который освятил нас заповедями Своими
И заповедал нам омовение рук».
После трапезы произносят молитву о Мире (биркат хамазон):
«Господь дает сил своему народу,
Господь благословит свой народ,
Даровав ему Мир!»
По преданию, огонь был сотворен на исходе Субботы, и в память об этом благословляют Всевышнего, давшего свет и огонь во время гавдалы – обряда отделения Субботы от будней.
Обряд совершается в Субботу вечером. Для этой церемонии необходима специальная свеча, сплетенная из нескольких отдельных полосок воска. На стол ставят бокал вина, налитый до краев, и коробочку с душистыми травами или ароматическими веществами. Обычно эта коробочка изготовлена из серебра и имеет форму башни или дворца с различными украшениями. В ней имеются отверстия, через которое сладкий запах благовоний исходит наружу. Отец семейства поднимает коробочку, затем он несколько раз проводит ею по воздуху, чтобя вся комната наполнилась неповторимым ароматом Шабата, наполняющим всех присутствующих сладостью уходящей Субботы и позволит сохранить в душе частицу ее святости.
Свечу зажигают перед началом церемонии, ее либо ставят в подсвечник, либо держат в руках. Глава семейства поднимает бокал и производи обряд гавдалы – разделения. Он произносит благословение над вином, затем поднимает коробочку с благовониями и говорит:
«Благословен Ты, Господь Бог наш,
Царь вселенной,
Сотворивший различные благовония».
Опустив коробочку на стол, хозяин дома берет свечу и произносит над ней следующее благословение:
«Благословен Ты, Господь Бог наш,
сотворивший свет огня».
Все присутствующие закрывают руками лицо от света свечи, затем, раздвигая ладони, снова видят огонь. Отделение света от тьмы, отделение Субботы от будней – вот смысл гавдалы.
Хозяин дома снова поднимает бокал с вином и произносит:
«Благословен Ты, Господь Бог наш,
Царь вселенной, отделяющий святое и будничное».
Каждый член семьи отпивает глоток вина. Затем хозяин тушит свечу, опуская ее в вино. Вино при этом выплескивается на тарелку, на которой стоит бокал. Суббота завершена. Все желают друг другу «Шавуа тов!» – «Доброй недели». В некоторых семьях поют песни, в которых упоминается имя пророка Илии – Элиягу га-нави. Обычай этот связан с утверждением, что пророк Илия не явится с вестью о приходе Мессии ни в канун Субботы, ни в канун праздника – ведь в это время люди очень заняты и еще не готовы его принять. А когда Суббота окончена, ничто не мешает его появлению. «Илия пророк придет к нам вскоре вместе с Мессией, сыном Давида», - говорится в одной из молитв.
«После долгих скитаний по песчаной, безводной пустыне, где жили одни змеи, я встретил Пустынника.
Он был закутан в длинный плащ с капюшоном, наброшенным на голову; в одной руке он держал длинный посох и в другой – горящий фонарь, хотя был день, и светило солнце.
*** *** ***
- Фонарь Гермеса Трисмегиста, - сказал мне Голос, - это высшее знание, то внутреннее знание, которое по новому освещает все, даже то, что кажется людям уже известным, ясным и освещенным их знанием.
Свет этого фонаря освещает Пустыннику прошедшее, настоящее и будущее, раскрывает души людей и самые тайные уголки их сердца.
Плащ Аполлония – это способность мудрого уединяться даже среди шумной толпы, его умение скрывать свои тайны, даже высказывая их, - умение молчать и действовать в тишине.
Посох патриархов – это его внутренний авторитет, его сила, его уверенность в себе.
Фонарь, плащ и посох – это три знака посвящения.
Они нужны для того, чтобы душа человека не соблазнялась обманчивыми огнями, сияющими по сторонам пути, а шла к своей высшей цели.
Получивший три эти знака или стремящийся получить их «старается обогащаться всем, что только может приобрести, - но не для себя, а для того, чтобы после, подобно Богу, наслаждаться славой давать».
Дарящая добродетель – основа жизни посвященного.
«В грабителя всех ценностей превращается его душа», так говорил Заратустра.
Посвящение соединяет человеческий разум с высшим разумом цепью аналогий. Эта цепь и есть лестница, ведущая на небо, которую видел во сне патриарх».