Категория вежливости и основные подходы к ее изучению
I. Стереотипы о вежливости народов. Так русские невежливы и агрессивны.
Определения вежливости: В = важный прагматический фактор, регулирующий общение, позволяющий избегать конфликтных ситуаций (Дж. Лич)
В = взаимная поддержка (Арндт и Джени)
В = сложная система смягчения «опасных» РА (Браун и Левинсон)
В= демонстрация доброго отношения к собеседнику, проявление расположенности, доброжелательности и симпатии(В.И.Карасик). Способы его демонстрацииразличны, и определяются: типомкультуры и социальными отношениями.
Вежливость состоит в том, чтобы научитьсясогласовывать свои действия с действиями окружающихв рамках определенной социальной группы, но может рассматриваться и как угнетающая сила, навязывающая конформизми почтение
Общий знаменатель многих определений: взаимно разделяемые формы проявления внимания к окружающим, формы кооперативного поведения
Основное определение: Вежливость – национально-специфическая коммуникативная категория, содержанием которой является система ритуализованных стратегий коммуникативного поведения(языкового и неязыкового), направленных на гармоничное, бесконфликтное общениеи соблюдение общественно принятыхкоммуникативных норм и определяющих выбор наиболее оптимальных коммуникативных средств.
Вежливость является отражением социально-культурных отношений, ядро которых составляют социально-психологическая (горизонтальная) и статусная (вертикальная) дистанции, имеющие в каждой культуре свои параметры
II. Подходы к вежливости
• Вежливость как социальная нормаВ. рассматривается как соблюдение этикета (социальных норм поведения). Речевой этикет – воплощенные в речи правила обхождения людей друг с другом (формы обращения и приветствия, благодарности).
Действия, соответствующие этикетным нормам, считатся вежливыми, а несоответствующие – грубыми.
+ Речевой этикет тесно связан с вежливстью: здороваься и прощаться вежливо, не извиняться и не благодарить – невежливо
- Вежливость и этикет взаимосвязаны, но не тождественны, не все то вежливо, что этикетно, и не все то, что неэтикетно, невежливо.
Неэтикетное вежливое ТЫ трансформируется в этикетное, но Невежливое Вы – Сегодня утром не глядит, дуется и выкает. Обещает переехать к матери!
Этикетное Вы трансформируется в Неэтикетное, но вежливое Ты
Что слышу я? Какое слово ты сказала!
• Вежливость как речевые максимы, правила(Дж. Лич)
Вежливость понимается как особая стратегия речевого поведения, которая поддерживает социальное равновесие и дружеские отношения между собеседникаим и позволяет продемонстрировать, что они заинтересованы в общении друг с другом.
Цель стратегии – предотвращение конфликтных ситуация.
Эта стратегия реализуется в процессе общения с помощью нескольких максим.
Максима – основное правило, выраженное в краткой форме.
• Вежливость как сохранение лица(И.Гоффман, П.Браун и С.Левинсон)
И.Гоффман: лицо – социальный имидж, в сохранении которого заинтересован каждый член общества. В процессе общения участники коммуникации заинтересованы в сохранении как своего лица, так и лица партнера. П.Браун и С.Левинсон: «позитивное лицо» (желание нравиться другим) и «негативное лицо» (желание быть независимым, иметь свободу действий).
РА, которые угрожают лицу
- позитивному лицу Г (извинение, принятие комплимента, признание)
- негативному лицу Г (благодарность, оправдание, принятие предложения)
- позитивному лицу С (неодобрение, несогласие, непочтительность)
- негативному лицу С (приказы, предложения, угрозы, комплименты)
Позитивная вежливость(вежливость сближения/контакта/солидарности) и негативная вежливость (вежливость удаления/дистанции/почтения)
Суть вежливости: демонстрация солидарности и сохранение дистанции
Вежливость и этикет взаимосвязаны, но не тождественны: «не все то вежливо, что этикетно и не все то, что неэтикетно, невежливо»
Вежливость - абсолютная (вежливсть изначально присущая некоторым РА) и относительная (зависит от контекста и ситуации общения)
Приказ, критика, обвинение – невежливые РА (выгоден Г, а затраты приходится нести С, неодобрение С, увеличение антипатии)
Приветствия, комплименты, благодарность – вежливые РА (выгодны С, затраты часто несет Г, одобрение С, увеличение симпатии)
Вежливость состоит в минимизации невежливых РА и в усилении вежливости вежливых РА.
Вне контекста вежливость оценить нельзя!!
Невежливые опасные РА и варианты их реализации
Опасные РА – РА, которые ограничивают свободу собеседника.
1) предопределение будущего действия человека (приказы, просьбы, советы)
2) вовлечение человека в деятельность (предложение и обещания).
3) выражение желания получить что-то от человека в будущем
4 типа стратегий применяются для их реализации
(в зависимости от власти, дистанции, степени ипозитивности)
1) реализация РА без каких-либо компенсаторных действий
Г ничего не делает, чтобы минимизировать угрозу лицу адресата
Прямое выражение смысла, уместное:
ü в ситуациях, требующих максимально эффективной коммуникации
чрезвычайные обстоятельства (Help)
проблемно-ориентированные ситуации (урок вождения)
временные ограничения (междугородный телефонный разговор)
ü если угроза лицу адресата минимальна (тривиальная просьба, обращенная к хорошо знакомому человеку)
ü если говорящий имеет власть над собседником
ü если говорящий намерен оскорбить адресата
Дафи, - негромко сказал Хозяин. – если ты не слишком пьян, то догадаешься, что я не желаю видеть это стадо.
2) реализация РА с компенсаторными действиями в виде стратегий сближения (ПВ)
3) реализация РА с компенсаторными действиями в виде стратегий отдаления (НВ)
4) косвенная реализация РА
Принцип Вежливости Дж. Лича
Вежливость понимается как особая стратегия речевого поведения, которая поддерживает социальное равновесие и дружеские отношения между собеседникаим и позволяет продемонстрировать, что они заинтересованы в общении друг с другом.
Цель стратегии – предотвращение конфликтных ситуация.
Эта стратегия реализуется в процессе общения с помощью нескольких максим.
Максима – основное правило, выраженное в краткой форме.
ПВ поддерживает социальное равновесие и дружеские отношения между собеседниками и позволяет продемонстрировать, что они заинтересованы в общении друг с другом (Leech 1983: 82).
❑ максима такта: уменьшайте затраты С, увеличивайте затраты Г (директив/комиссив)
❑ максима великодушия: уменьшайте собственную выгоду, увеличивайте выгоду С (директив/комиссив)
❑ максима одобрения: уменьшайте неодобрение С, увеличивайте похвалу С (экспрессив/репрезентатив)
❑ максима скромности: уменьшайте похвалу себя, увеличивайте неодобрение себя (экспрессив/репрезентатив)
❑ максима согласия: уменьшайте разногласия между вами и собеседником, увеличивайте согласие (репрезентатив)
❑ максима симпатии: уменьшайте антипатию между вами и собеседником, увеличивайте симпатию (репрезентатив)
Помимо максим Дж.Лич выделил 5 градаций, от которых зависит степень такта в конкретной речевой ситуации:
❑ шкала затраты – выгоды (cost benefit scale) . отражает цену либо выгоду акта для Г или С
❑ шкала опций (optional scale) .показывает, насколько Г предоставляет С выбор.
❑ шкала косвенности (Indirectness Scale)
❑ шкала власти (Power/Authority Scale) . право Г навязывать свои желания С
❑ шкала социальной дистанции. степень близости между Г и С
Максима такта рассматривается следующим образом: чем больше затраты со стороны С, тем больше становится социальная дистанция и власть С, что требует от Г большей косвенности в изложении высказывания и предоставления опций.
1) Дай мне запасную ручку. Вы не могли бы одолжить мне 100 долларов на неделю?
Одолжи 1000 долларов.
2) применение «минимизаторов»: I’ve got a bit of a problem Ты не могла бы подойти на секундочку?
3) предоставление опций (реализация директивов в виде вопросов) Вы какую зарплату получаете? – На такие вопросы не отвечаю.
Максима великодушияYou must come and have dinner with us
1) создание для собеседника комфортных услоыий
Have another vat of wine dear!
2) необременение собеседника
(предоставление С возможности отвергнуть предложение)
Это не мое дело, конечно, но ту лучше выглядишь в синем, чем в розоом платье. Я на твое месте купила бы его.
3) предоставление опций (директивы в виде вопросов + не)
Вам не трудно пересесть на другое место?
Ты не дашь мне учебник на неделю?
Максима одобрения
1) комплементы собеседнику (интеллектуальным способностям, моральным качествм, внешности) Вы умная женщина, Галочка.
2) позитивная оценка мира. Прелестный дом, - пробормотал он вполне искренее.
Нарушение максимы одобрения : Ты куда словарь засунула? – Не засунула, а на полку поставила. – Что-то я не вижу словаря.
Максима скромности:
1) неприятие похвал и лести в свой адрес, реалистичная самооценка
- Какой вы молодец!
- Ну что вы, это каждый может сделать.
2) некатегоричность, сомнение в собственной правоте
Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что это так.
Нарушение максимы скромности- Ты хоть бы притворился, что интересуешься чем-то, кроме себя, … .
Максима симпатии:
1) блгожелательность к собеседнику и его позиции
Вы так великолепно справляетесь со своими обязанностями, что я даже не знаю, что бы мы делали без Вас. Но с понедельника мы все же попробуем…
2) эмпатия – способность встать на точку зрения другого, вчувстоваться в мир его оценок и отношений, мнений и предпочтений, и с этих позиций постараться его понять.
А) просьбы-вопросы о возможностях и трудностях партнера
Вам не трудно передать мне соль?
Б) этикетные вопросы при встрече, как осведомления о жизни, делах, здоровье
Как дела?
Максима согласия: - Я уверена, что он замечателен, солнышко, - ответила мама. – Расскажи мне о нем!
1) минимизация своего несогласия с мнением собеседника (возражение лучше начинать с согласия)
Вы, возможно, правы, но я думаю, что здесь есть над чем поразмыслить.
2) отказ от конфликтной позиции
It´s a beautiful view, isn´t it?
Yeah, absolutely gorgeous.
Максимы Лича не совершенны и легко вступают между собой в конфликт
Такт и великодушие побуждают к отказу предложения
Согласие требует, чтобы предложение было принято
Не только нарушение, но и усердное соблюдение максим вызывает дискомфорт
Прагматические парадоксы и комедия бездействия