Ментами, либо средой, либо, наконец, совокупным действием обоих этих факторов.

Учение о среде

В педологических работах

Л.С. Выготского

(критическое исследование)*

В постановлении ЦК ВКП(б) о педологических извращениях в системе Нар-

компросов от 4.06.36 г. дается совершенно четкая характеристика всяких вообще пе­

дологических взглядов на среду. В их основе лежит теория фаталистической обуслов­

ленности. Ее сущность заключается в том, что развитие понимается как процесс

непосредственно определяемый, с одной стороны, врожденными свойствами ребен­

ка (его «способностями», «одаренностью»), а с другой стороны, той средой, в ко­

торой оно совершается. Таким образом, развитие ребенка рассматривается как фун­

кция этих двух основных факторов, безразлично, в каких бы сложных сочетаниях и

переплетениях они ни выступали. Понятно, что с точки зрения этой теории, анализ любого факта развития неизбежно приводит нас к идее о его прямой обусловленности либо врожденными мо­

Человек отличается от животного вовсе не тем, что он порывает свои связи с

природой, что место природной среды занимает теперь общество, — но прежде все­

Концепция среды есть самое слабое из того, что было теоретически разработано Л.С. Выготским. В этой концепции, как в фокусе, собрались в единую ложную конструкцию все те теоретические ошибки, непоследовательности мысли и отдельные идеалистические взгляды, которые мы находим в его основных психологических работах. Они довлеют в ней, и поэтому именно в этой концепции Л.С. Выготскому менее всего удается преодолеть традиционные для современной буржуазной французской психологии взгляды неопозитивизма.

Итак, проблема в целом остается нерешенной: противопоставление личности и

среды выступает теперь в форме противопоставления биологического начала и начала

социального в самой человеческой личности. Она не могла быть решена этой ценой —

ценой соскальзывания к абстрактно-социологической теории неопозитивизма.

Теория среды Л.С. Выготского делит, наконец, и судьбу всех прочих педологических теорий: представление о конечных формах развития, заранее заложенных в среде и определяющих развитие ребенка, снова возвращает эту теорию на позиции педологического понимания среды как фактора, с той лишь разницей, что сама среда выступает теперь как идеальная, культурная действительность, как действительность общественного сознания. Эту мысль выражает и сам автор: «Значит, фактически то обстоятельство, что человек... овладевает формами деятельности сознания, которые выработаны человечеством.., и лежит в основе взаимодействия идеальной формы с начальной формой, Среда является источником развития этих специфических свойств и качеств, в первую очередь в том смысле, что в среде и существуют эти исторически развитые

свойства и особенности человека»

Как мы видели, теория среды, развиваемая Л.С. Выготским, неизбежно приводит его к утрате единства конкретной личности ребенка; мы видели, с другой стороны, что Л.С. Выготский настойчиво пытается сохранить это единство. Именно для этого он и вводит понятие переживания, которое, согласно первоначальному его определению, не совпадает с понятием значения как единицы сознания, но служит для обозначения конкретного отношения, устанавливающегося между субъектом, взятым во всей его телесности, и средой.

.

Л.С. Выготский выдвигает совершенно правильное требование к психологическому анализу: психологический анализ не должен разрывать единство субъекта и его среды, но должен быть направлен на само то отношение, в которое вступает личность к окружающей его действительности. Что это, однако, за отношение? Является ли единственным психологическим содержанием этого явления переживание как особенное внутреннее состояние субъекта, как факт его сознания? Очевидно, это не так, ибо субъект не только стоит в отношении к действительности в качестве переживающего эту действительность, т.е. воспринимающего, мыслящего, чувствующего ее субъекта, но он прежде всего действует по отношению к этой действительности, осуществляя материальный процесс своей жизни. Только в этом материальном процессе жизни он и обнаруживает себя как существо, обладающее способностью переживания — сознания.

Итак, ребенок выступает перед нами прежде всего как субъект материального

процесса жизни. В процессе своего развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие как общественного существа. В числе этих условий он встречается и с фактом языка, являющегося средством устанавливающихся с ним «духовных отношений» и составляющего необходимейшее условие для развития его общественного, мыслящего сознания. Таким образом, положение Л.С. Выготского о том, что сознание есть продукт речевого общения ребенка в условиях его деятельности по отношению к окружающей его вещной действительности, необходимо обернуть: сознание ребенка есть продукт его человеческой деятельности по отношению к объективной действительности, совершающейся в условиях языка, в условиях речевого общения.

Действительность выступает теперь перед нами уже не в абстрактно-социологичесхом ее понимании, т.е. не как система исторически сложившихся общественных концептов — значений или «типов» мышления, не только как культурная, в ужом смысле слова, среда, но как действительность материальных общественных отношений прежде всего, то, разумеется, и ребенок как субъект деятельности по отношению к этой действительности равным образом выступает теперь во всей своей целостности и материальности.

Учение о среде

В педологических работах

Л.С. Выготского

(критическое исследование)*

В постановлении ЦК ВКП(б) о педологических извращениях в системе Нар-

компросов от 4.06.36 г. дается совершенно четкая характеристика всяких вообще пе­

дологических взглядов на среду. В их основе лежит теория фаталистической обуслов­

ленности. Ее сущность заключается в том, что развитие понимается как процесс

непосредственно определяемый, с одной стороны, врожденными свойствами ребен­

ка (его «способностями», «одаренностью»), а с другой стороны, той средой, в ко­

торой оно совершается. Таким образом, развитие ребенка рассматривается как фун­

кция этих двух основных факторов, безразлично, в каких бы сложных сочетаниях и

переплетениях они ни выступали. Понятно, что с точки зрения этой теории, анализ любого факта развития неизбежно приводит нас к идее о его прямой обусловленности либо врожденными мо­

ментами, либо средой, либо, наконец, совокупным действием обоих этих факторов.

Каково же было теоретическое состояние проблемы среды в педологии? Мы

можем выделить следующие три основных вопроса, по линии которых шла теорети­

ческая разработка этой проблемы. 1) общий вопрос о роли среды; 2) вопрос о сво­

еобразии человеческой среды и 3) вопрос об изменчивости и относительности среды

для ребенка.

Уже на первом всероссийском педологическом съезде 1927 г. были выражены

обе господствовавшие в педологии точки зрения на роль среды в процессе развития

ребенка. Согласно одной из них, окружающая среда является лишь фактором, содей­

ствующим процессу развертывания заложенных в ребенке свойств; среда вызывает к

жизни пли подавляет, упрочняет или тормозит созревание механизмов детского по­

ведения. С другой, внешне противоположной этой точки зрения, среда определяет

развитие; она активно строит деятельность ребенка, лишь используя при этом врож­

денный фонд его личности.

Порочной здесь является уже сама та постановка вопроса о роли среды, ко­

торая неизбежно вытекает из понимания педологией своего предмета. В погоне за

«целостным» изучением ребенка, охватывающим и его физиологию, и его психоло­

гию, пытаясь соединить то и другое путем прямого их соотношения, педология ви­

дела свой предмет в тех связях многих различных сторон, которые характеризуют

ребенка как известное «естественное целое», как метафизическую вещь, предпочли

бы мы сказать.

В этом нашла свое выражение двоякая метологическая ошибка, характерная

для педологии. Она заключается, с одной стороны, в непонимании того, что абст­

рактно взятая вещь вообще не является предметом науки, что «о телах вне движе­

ния, вне всякого отношения к другим телам ничего нельзя сказать». Не понимая этого, педология с самого начала, с порога своего исследования разрывала действительное единство: единство субъекта и его предмета, личности человека и его человеческой действительности. Ребенок извлекался путем абстракции из реального процесса жизни, из того взаимодействия, которое и есть его действительное существование. Эта ошибка была внутренне связана, с другой стороны, с неправильным допущением, что отношения различных сторон или свойств предмета могут быть научно исследованы методом прямого взаимного их соотнесения.

. Таким образом, в отношении важнейшей проблемы психологического и физиологического педология лишь повторила классическую ошибку всей буржуазной позитивистической психологии, никогда не поднимавшейся до понимания принципа взаимосвязи и перехода одних, низших форм движения материи в другие, высшие его формы и поэтому оставшейся на всем протяжении своего исторического пути на ложных позициях эпифеноменализма — на позициях признания психики явлением чисто субъективным, и следовательно, признании ее простой дубликатурой физиологического.

. Мы утверждаем, что при таком метафизическом понимании психологического и физио­

логического их действительные отношения так же безнадежно утрачиваются для

научного исследования, как безнадежно утрачивается при этом и сам реальный но

Выготский Л.С. Педология школьного возраста. М: Изд-во Бюро заочного обучения 2-го МГУ,

1928. С. 20-21. 248 Диалоги с Выготским носитель этих отношений. Понятно, что в результате этой двойной методологической ошибки предмет педологии неизбежно становится мнимым предметом, а сама педологическая наука — мнимой наукой.

Понятно, что, с другой стороны, и субъект вне его деятельности по отноше­

нию к действительности, к его «среде» есть такая же абстракция, как и среда вне от­

ношения ее к субъекту. Не понимая этого, педология неизбежно оставалась на метафизических позициях, ибо как бы ни подчеркивался ею факт теснейшей связи ребенка и среды, эта Учение о среде в педологических работах Л,С. Выготского 249 связь фактически выступала именно как связь внешняя. Педология делала поэтому бесплодные усилия понять законы развития личности ребенка как законы этой внешней связи, этого внешнего отношения. Но закон никогда не выражает внешних связей, а истинная диалектика развития никогда не является воспроизведением внешних противоречий в духе бухаринского «равновесия». Поэтому педология, колеблясь между полюсами пресловутых «двух факторов», даже в лучшем случае могла лишь повторить на своем языке антимарксистскую формулу Каутского о том, что каждый предмет непосредственно определяется условиями его внешней среды.

В большинстве случаев учебники педологии ограничиваются лишь самыми общими, хотя и выражаемыми иногда в весьма патетической форме соображениями о том, что социальная среда есть «совершенно специфический фактор», хотя «значение этого фактора трудно выразить каким-либо словом или формулой ввиду его исключительной огромности» (М.Я. Басов), что социальная среда отличается от биологической своим «динамизмом» (А.Б. Залкинд) и что она является «всепроницаюшей», что она не лишена собственных противоречий и что она действует «по принципу классовой борьбы»

Если для животного его единственной и бесспорной средой является внешняя

природа, то что же меняется здесь с появлением человека и развитием человеческого

общества? Превращается ли эта природная среда в особую «динамическую» социальную

среду? То есть, попросту говоря, происходит ли дело так, что теперь в жизненных

отношениях человека место природы занимает общество или особая общественная

среда, или же это новая социальная среда развивается наряду со средой природной,

как бы удваивая ее? Может быть, наконец, обе эти среды взаимодействуют так, что

одна «проникает», «пронизывает насквозь» другую (М.Я. Басов)? Разумеется, все эти

допущения, прямо или косвенно содержащиеся в педологических сочинениях, явля­

ются глубоко ошибочными.

Наши рекомендации